22 Декабря 2008 10:07:00

Когда семья – враг

Когда узнаешь о жутких случаях издевательств над детьми, хочется, несмотря на все конвенции о правах человека, поступить с той особью рода человеческого так же, как эта «особь» с ребенком – по-максимуму. Однако в цивилизованном мире справедливость творит только Закон. Но последний, как ни странно, оказывается не всегда на стороне ребенка…
0 КОММЕНТАРИЕВ

Стоит вспомнить хотя бы историю трехмесячной давности, когда 11-летний ученик усть-каменогорской школы в результате «общения» с учителем труда заработал сотрясение мозга. Но свидетелей того рукоприкладства не нашлось, поэтому уголовное дело против садиста возбуждать не стали. Основанием для этого может послужить лишь письменное заявление родителей, которые поверят своему чаду и сделают медицинскую экспертизу.

Не доведен пока до уголовного процесса инцидент, произошедший в одной из центральных и самое главное – благополучных школ столицы. Здесь мамаша из мести к своему бывшему мужу и отцу своего ребенка регулярно избивала 8-летнего сына Федю:

– Я стала замечать, что синяки и гематомы на Феде не проходят. Поначалу, конечно, списывала это на его неугомонность и чрезмерную подвижность, – говорит социальный педагог школы и учитель физкультуры в одном лице. – Но потом решила все-таки его деликатно спросить, в чем дело.

Оказалось, Федя не слушался маму, когда она просила его… целовать ей ноги (!). По словам социального педагога, уголовное дело на женщину можно завести только с заявления отца мальчика, но он и не подозревал, что над его сыном так издеваются. Да и теперь мужчина вряд ли напишет заявление на бывшую супругу из жалости, ведь она – инвалид, у нее растет горб.

В силах школы только лишить мать родительских прав. Но для этого нужно провести множество бумажных процедур: написать заявления, оформить акты… Но и это еще не гарантия того, что мальчика заберут у матери-садистки.

– Мы не имеем права лишить мать прав на ребенка по первому заявлению отца, мы должны с ней поработать, – говорит педагог.

С одной стороны, бумажно-процессуальная волокита позволяет полностью проанализировать ситуацию и дает шанс матерям реабилитироваться перед обществом и ребенком в первую очередь. Известны случаи, когда после многолетнего запоя родители «приходили в себя» лишь после того, как государство отбирало у них детей и отправляло их в детский дом. Если в течение года мать или отец проявляли себя с положительной стороны, то ребенка возвращали. С другой стороны, остается не ясным – не повторятся ли со стороны родителей случаи насилия снова?

На прошедшем недавно в Астане семинаре департамента по защите прав детей педагоги и психологи обсуждали вопросы, связанные с насилием над ребенком. Один из них – реабилитация детей, подвергшихся насилию. Как оказалось, не все пострадавшие от насилия дети получают помощь от психиатра – родители и близкие детей попросту не обращаются к нему:

– Обратиться к врачу-психиатру до 18 лет можно только с разрешения родителей. То есть я не могу, даже зная о каком-то конкретном случае, что-то делать без разрешения родителей, – говорит психиатр Медицинского центра проблем психического здоровья Татьяна Дегтярь.

То есть ни сам ребенок, ни государство не могут действовать самостоятельно и в этом случае, а родителям бывает не до детей. К примеру, если мать – алкоголичка со стажем и находит время только на сожителей и алкоголь. Ее дети не только не получают необходимой заботы, но и жуют от голода пенопласт на помойках. Это называется психологическим насилием, и от него дети страдают не меньше, чем от физического или сексуального.

– Человек, совершивший насилие над ребенком, должен согласно законодательству РК нести полную ответственность. Никто не имеет права издеваться над ребенком, потому что его право защищается государством, защищается теми законами и нормативно-правовыми актами, которые прописаны в нашей республике, – заявил председатель Комитета по охране прав детей МОН РК Жумажан Жукенов.

Как ни странно, статистику правонарушений в отношении несовершеннолетних в Комитете по правам детей не ведут, но заверяют: «Каждый факт насилия над ребенком мы рассматриваем как очень важный документ. Если надо, мы защищаем интересы ребенка в суде и представляем его интересы в других органах, где рассматривается данное решение». Это – слова Жумажана Жукенова.

По данным МВД, только за 11 месяцев этого года в Казахстане совершено 5256 преступлений против несовершеннолетних. К слову, за весь прошлый год таких фактов было зарегистрировано 6274. Зато число убийств и покушений на убийство выросло с 58 до 74.

По закону любой человек, совершивший насилие над ребенком, должен нести уголовную ответственность. Но в реальности это не всегда так. Родственники зачастую не пишут заявление на близкого им человека. Частенько молчат и педагоги, боясь последствий вмешательства в семьи своих учеников. Сами несовершеннолетние тоже предпочитают не говорить о случившемся:

– Очень высокая латентность. Любые попытки привлечь к следствию самого потерпевшего несовершеннолетнего сталкиваются с психологическим барьером. Большая часть поступающей информации, проверка этой информации как раз ударяется об этот нюанс, – прокомментировали ситуацию в Генпрокуратуре.

Известно и немало случаев издевательств нянь над своими подопечными. Родители не сразу это замечают, а если и замечают, привлечь такого человека к суду непросто: годовалые дети, как правило, не разговаривают. А доказать факт насилия можно, если установить дома скрытую камеру.

– Я бы, наверное, долго и не знала, что няня лупит моего ребенка, если бы она в последний раз не оставила следы на его теле. Меня должно было насторожить, что ребенок категорически не хотел с ней оставаться, хватался за попу (мы его не наказываем). Но я все думала, что со временем перестанет плакать, это нормально, происходит адаптация, – рассказала свою историю одна мама.

Чтобы хоть как-то уберечь от такого «общения» других детей, мамы составляют список «черных нянь» на Интернет-форумах. Но вот списков сексуальных насильников там пока нет. Между тем в ноябре этого года в Курчумском районе ВКО произошел совершенно чудовищный случай, о котором уже писал «Мегаполис». Там господин, ранее судимый за изнасилование несовершеннолетнего, был принят преподавателем в местную школу. Рецидив не заставил себя долго ждать: псевдопедагог изнасиловал ученицу 5-го класса. Что это – безалаберность или равнодушие? А может быть, и то и другое? К сожалению, от этого страшного диагноза общество не спасут ни бдительные соседи, ни полиция, ни даже кризисные центры, которые пытаются протянуть руку помощи страдающим от насилия детям.

Денис КУРГАННИКОВ

Источник: газета "Мегаполис"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии