09 Января 2009 11:39:00

Так высока и длинна дорога в облака

Усть­-Каменогорск может стать “отцом” новой отрасли в Казахстане. Летчик­инструктор и зам­директора Летной школы Усть­Каменогорска Сергей Нетунаев на просьбу попозировать для фото отвечает просто и с юмором: "Я – мамонт в легкой авиации. Особенно местной. Самый старый. Изображения мамонтов более уместны в истории, а не на страницах газеты".
0 КОММЕНТАРИЕВ

О второй советской женщине-космонавте Светлане Савицкой, с которой когда-то учился в авиационном училище, он говорит коротко: "Дочери маршалов за партами не сидят. А у Светланы отец – маршал авиации, дважды Герой Советского Союза. Мы ее видели в училище всего-то пару раз, один – на вручении дипломов".

О легких самолетах, которые ему довелось испытывать, Сергей Александрович рассказывает со знанием дела и особым интересом:

– Я работал с конструктором Геннадием Шаркутовым. Потом он уехал из Казахстана в Россию. Теперь не конструирует, а строит авиазаводы в Китае. Ему уже не до мелочей! Он самоучка – соответствующего образования нет. Геннадий занимался парашютным спортом, а зарабатывал тем, что машины гонял из Германии. Создал легкий самолет "Шарк-1" и сразу замахнулся, что это – техника для народного хозяйства. Конструкция не особо затейливая. Электронное регулирование, но у компьютера "крыша ехала" все время. Были и другие недостатки. Летаешь на нем, а он воет, как волк. Мы его поднимали в воздух, но на длительный полет не решились.

Попасть в десятку

– А вот "Шарк-10", который создали после этого, полетел очень хорошо, и на него надо было обратить пристальное внимание! – продолжает Сергей Александрович. – Гена целился в единичку, а попал в десятку. И тогда в Казахстане появился бы свой первый серийный легкий самолет! А Гена – человек легкомысленный: сделал самолет – бросил, потерял к нему интерес. Если сравнивать "Шарк-10" с серийным украинским самолетом, на котором наша усть-каменогорская школа пытается работать, то там примерно такая же конструкция, но данные самолета Шаркутова выше вдвойне. Потом Гена бросил "десятку" и занялся "Шарк-20" – "амфибией". Времени у него не хватало, и он сделал гидроплан. Курица даже может летать, но только не этот самолет…

Несколько лет назад другой конструктор – Андрей Матвеев – создал прототип амфибии "Альбатрос". Оказалось, самолет летает, но не выдает нужные характеристики. Нужно ставить на него более мощные двигатели, авиационные, а не автомобильные, как сейчас…

Это дорого – стоимость одного двигателя от 15 до 18 тысяч долларов. Летная школа может просто не потянуть.

Если "Альбатрос" даже довести до ума, то толку от него не будет – в серию не пойдет. Но у нас есть и более серьезные наработки. Нужно организовать здесь сборку самолетов, и они получатся гораздо дешевле, чем сейчас. Юнко вот привез самолет для школы, который обошелся в 55 тысяч долларов. А если производить – дешевле!

Красиво жить не запретишь

Авиаторы из областного центра Восточного Казахстана мечтают о создании в Усть-Каменогорске мини-завода по отверточной сборке изготавливаемых в России и Украине наборов легкомоторных самолетов с бензиновыми двигателями. Если все "срастется", то наш город станет первооткрывателем легкомоторного самолетостроения в республике.

Творческая группа усть-каменогорского ТОО "Авиатор" и Летной школы уже разработала три варианта строительства казахстанских легких самолетов: летающей лодки – трехместной амфибии, двухместного – для авиационно-химических работ, прогулочно-круизного самолета с возможностью выполнять патрульные полеты и аэрофотосъемку территории. Причем, с нашими авиаторами уже согласны сотрудничать заводы "Лиллиенталь" из Харькова, "Флагман" – из Самары, воронежский "Вулкан-Авиа".

– Легкий самолет прежде всего можно использовать в личных целях,– говорит генеральный директор некоммерческого частного учреждения "Летная школа" Владимир Юнко. – Таким машинам не нужны аэродромы, бетонный асфальт и взлетно-посадочная полоса. Самолет может приземлиться на лужок, опушку леса, проселочную дорогу. То есть, на любой отрезок местности длиной 70-100 метров. Он работает на автомобильном бензине, и вопрос с топливом тоже остро не стоит. Его можно купить на всех заправках.

По словам авиаторов, в связи с развитием в регионе туристического кластера получат спрос легкие самолеты-амфибии (летающие лодки) с двумя двигателями и оборудованные спасательной системой. Они садятся на любых водоемах с глубиной воды от полутора метров и больше.

– Прежде чем создать мини-завод по сборке самолетов, мы организовали Летную школу, занялись подготовкой пилотов-любителей и парашютистов, – продолжает Владимир Дмитриевич. – Это произошло в начале текущего года. Точней, школа была открыта давно, но сначала в ней не было работы: то законы не позволяли, то финансовый вопрос. К такому решению подвигло мое знакомство с профессионалами из большой авиации. Помните, была такая компания "Иртыш-Авиа"? Меня тема авиации всегда волновала, мы быстро нашли общий язык. В прошлом году купил небольшой трехместный самолет. Мы в своей идее с созданием завода исходим из того, что если финансово состоятельный человек научится управлять самолетом, летать по правилам, то он будет в состоянии купить себе его. Ну, и использовать по назначению – слетать на рыбалку и охоту, с семьей – на отдых, поехать к партнерам, чтобы подписать контракт. И что здесь хорошо – твое время не регламентировано расписанием в аэропортах. Среди курсантов есть люди, которые в состоянии купить себе в ближайшей перспективе самолеты, которые планируем собирать в Усть-Каменогорске.

Перспективы есть

В конце года в Министерстве транспорта и коммуникаций РК рассматривались вопросы о развитии легкой авиации в стране. В частности, тогда было обозначено: почему эта отрасль у нас пока в загоне?

– Один из важных аспектов – организация воздушного пространства и его структура, – объясняет Владимир Юнко. – Небо со времен гражданской войны принадлежит военным. Известно, насколько сложны нынешние процедуры получения разрешения на вылет. Уже сейчас они привели к тому, что многие пилоты-любители и пилоты коммерческой авиации выполняют полеты без всяких заявок и разрешений, на свой страх и риск. В том числе на малых и предельно малых высотах. Не все регистрируют свои борта, не хотят "светиться". Это очень тревожный сигнал.

Но с нами в Минтранскоме согласились – нужно менять характер процедур и отношение к малой и сверхмалой авиации. Ведь такие машины – удобное средство передвижения, выгодный транспорт для перевозки грузов и, наконец, удовольствие! Обороты в малой авиации в некоторых странах исчисляются миллиардами долларов и дают работу десяткам и сотням тысяч высокообразованных людей.

Казахстан, будучи 9-ой страной по территории в мире, с плохими дорогами, имеет все шансы развивать легкую авиацию.

Ольга Ушакова

Источник: газета "Устинка-плюс"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии