13 Апреля 2009 06:48:00

Рога – всему голова

Как делать деньги на рогах и копытах, хорошо знают жители Южного Алтая, что в Восточном Казахстане. И уловки Остапа Бендера тут ни при чем. В этих райских по красоте местах, где напрочь отсутствуют даже первейшие признаки цивилизации, сейчас готовятся к самой горячей поре – резке маральих пантов.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Катон-Карагайский район – единственное место в Казахстане, где занимаются уникальной отраслью – выращиванием маралов, получают ценное лекарственное сырье – панты маралов. Вот только здоровеют с их помощью в основном не казахстанцы, а наши соседи с Востока – корейцы и китайцы. Панты региона высоко ценятся на внешнем рынке из-за высокого содержания в них биологически-активных веществ. Восточная медицина рассматривает их как средство продления жизни, а в последнее время эксперименты показали, что препараты из пантов задерживают старение. Более того, пантовые ванны считаются мощным средством от радикулита, язвы желудка, атеросклероза конечностей, ревматизма, остеохондроза, дистонии, половой слабости, ускоряют процессы заживления костных тканей после переломов. Применение пантовых ванн в виде пара позволяет через кожу получить весь комплекс терапевтических свойств препарата. Но возможность принимать пантовые ванны существуют только летом – с конца мая до конца июля. Поэтому мараловоды региона начинают заранее готовиться к ответственному периоду.

Кстати, разводить маралов здесь начали еще 200 лет назад. В XVIII веке выходцы из России, бежавшие кто от крепостного, а кто и от религиозного гнета из центральных и поволжских районов огромной империи в недоступные Алтайские горы, поселились здесь и зажили очень даже неплохо. В народе сохранилась легенда, что первыми развивать мараловодство стали братья то ли Шараповы, то ли Шариповы. Но с выгодой торговать пантами предприимчивый местный люд научился задолго до них. Однако именно братьям принадлежит идея не гоняться за маралами по горам, чтобы убить (!) животное и срезать панты, а перегородить лога, где бы преспокойненько и поживали маралы. Идея прижилась. Да настолько, что в советские времена именно Алтай считался основным поставщиком пантов на весь мир. Сейчас, увы, это место заняли Новая Зеландия (где маралов стали разводить вообще только 30 лет назад!) и Канада. У них, как говорится, налажен процесс, но именно наши – алтайские – панты считаются более полезными и ценными.

Но вернемся к самой процедуре срезки пантов. К ее началу готовятся не только мараловоды, но и заезжие. В основном это столичные гости. Они заранее «бронируют» места в специальных гостиницах. Сервис не ахти какой, но, чтобы окунуться в пантовой ванне или свежей испить маральей крови, заезжие туристы готовы пожертвовать многим.

Впрочем, процесс срезки пантов их интересует мало, да и зрелище, сразу скажем, не для слабонервных. Весь год маралы содержатся на территории парков – огромных участках пастбищ, протянувшихся на многие километры. Марал – крупное и красивое животное – подвид европейского благородного оленя. Он достаточно сильный (рост достигает 160 сантиметров, а вес – 300-350 килограммов), смелый и даже агрессивный. На огороженной и охраняемой человеком земле маралы живут в полной безопасности – без хищников, браконьеров, человек приглядывает за животными, подкармливает их. И – не вмешивается. Рогачи живут, как на воле, правда, до определенного периода. Наступает он раз в год – в мае. Тогда человек за свою заботу берет плату.

К этому времени олень уже сбросил свои старые рога, а на их месте успели появиться новые – панты. Они-то и представляют интерес. Загонщики сгоняют маралов в стадо. Здесь идет сортировка. Молодых – незрелых – маралов отпускают обратно. Первогодки мало чем могут быть полезны: ведь их рожки еще недостаточно налились целительной кровью. Тех же животных, которые «созрели», по одному ведут по специальному узкому коридору. Рогач попадает в своеобразный «тупик», где его зажимают с боков, чтобы не брыкался, а под живот подводят длинную палку. Обалдевшее животное замирает. Именно этого момента и ждет мараловод, уже приготовивший ножовку.

Признаться, зрелище жуткое. Даже варварское. Кровь льётся ручьем. Она брызжет на руки, сапоги, лица мужиков, держащих животное за рога. Попадает и в кем-то предусмотрительно приготовленный стакан.

– Пей! – протягивают мне уже разбавленный спиртом стакан с кровью.

Не в состоянии хоть что-то произнести, сжав зубы, в ответ я только отрицательно качаю головой.

– Надо пить сразу, пока теплая, – настаивает другой – тот, что с ножовкой.

Я же только судорожно сглатываю подступивший к горлу комок и отворачиваюсь. Желающие пригубить стакан нашлись быстро. Целая очередь из мужчин. Здесь говорят, что свежая кровь излечивает от всех болезней, а еще повышает потенцию.

А в это время маралу уже смазали ранки специальной смесью, выдернули жердину из-под живота и выпустили из загона. Он исчезает в горах, а его место занимает другой. Срезанные панты, мягкие и теплые, наполненные кровью, кидают в ведро. И так – по кругу…

И кровь, и панты являются основой лекарства, называемого пантокрином. Секреты технологии консервации у мараловодов разные, но принцип – один: никакой химии! Весь процесс проводится в естественных условиях. Сначала срезанные панты измеряют и взвешивают, затем варят в воде. После проветривают и сушат, затем обжаривают в специальном боксе, опять сушат. И так несколько раз. Отвар из пантов тоже не пропадает. Вода вбирает в себя много целебных свойств, очевидцы утверждают, что благодаря отвару вылечились от радикулита, ревматизма и многих других недугов.

Парадокс, но если иностранные предприниматели и медики давно признали целебные свойства пантопрепарата, в Казахстане они даже не включены в перечень лекарственных средств. А значит, рассчитывать на дотации, выделяемые государством, мараловоды не могут. И вообще в отрасли очень много проблем, решение которых возможно. Более того, позволило бы не только развить мараловодство, но и добиться достойной цены за столь ценный продукт.

Правда, в последний год подвижки в этом направлении все-таки есть. В Восточном Казахстане официально дано добро на восстановление мараловодства. Но трудные времена не обошли стороной и мараловодов: цены на продукцию упали, зато выросли на корма и горюче-смазочные материалы. Поэтому надежда у мараловодов только одна – на непадающий интерес у состоятельного населения страны к собственному здоровью. А значит, время покажет, оправдает ли себя новый сезон.

Справка

Издревле кровь маралов является одним из самых древних народных средств от многих болезней. Только научное ее использование в лечебных целях жителями Азии и Европы имеет более чем пятисотлетнюю историю. За это время кровь благородного оленя приобрела славу едва ли не эликсира жизни.

Юлия ЧЕРНЯВСКАЯ, Восточно-Казахстанская область

Источник: Газета "Мегаполис"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии