15 Мая 2009 05:59:00

НЕ дураки и дороги

Автомобильные дороги - один из важнейших элементов государственной инфраструктуры, которому придается огромное значение в любой цивилизованной стране. По их качеству можно делать вывод об уровне экономического развития. Глядя на наши автомобильные артерии, хочется думать, что это все неправда
0 КОММЕНТАРИЕВ

"Вишь ты,- сказал один другому,- вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет". "Доедет", - отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет?" - "В Казань не доедет", - отвечал другой.

Н.В. Гоголь. "Мертвые души".

Филологи до сих пор спорят о том, кому именно из классиков принадлежит знаменитое высказывание о старой русской беде. В конце концов это не так уж и важно. Важно то, что сия крылатая фраза актуальна по сегодняшний день. И не только для России.

Известную давнюю российскую проблему с полной уверенностью можно отнести и к нам. В нашей стране плохих дорог тоже много. А еще больше дураков, по ним колесящих. Но есть у нас и умные люди, которые должны решать эту проблему. Но сделать они этого почему-то не могут. Или не хотят.

Старые водители любят рассказывать одну забавную байку. Было это еще в советские времена. На автомобильной выставке в Токио один представительный японец проявил живой интерес к чуду советской техники под названием УАЗ-469. Ходил вокруг да около, внимательно рассматривал, несколько раз заглядывал под машину, пробовал на ощупь мосты и ходовую часть. Наши уже было обрадовались, видя в нем потенциального крупного покупателя. А когда обратились к нему с вопросом, услышали ответ, достойный тех же классиков: "Чего вы, русские, только не придумаете, чтобы не делать хороших дорог".

Замыкая круг

Все мы ежедневно передвигаемся по асфальту, состояние которого очень важно для каждого из нас. От его качества зависит исправность транспорта, а также здоровье и жизнь людей. В крупных городах и их окрестностях дороги особых нареканий не вызывают. Но страна у нас огромная. И когда, к примеру, минуешь шестисотый километр автострады Алматы - Усть-Каменогорск, хочется выйти из машины и идти дальше пешком. Потому как начинается то, что дорогой назвать в принципе нельзя. Какими должны быть дороги на самом деле, люди уже знают, так как за границу сейчас ездят многие.

Сегодня большая часть денег, выделяемых правительством на дороги, тратится на их ремонт. О строительстве новых автострад речи практически не ведется. Известно, что львиная доля грузов перевозится автомобильным транспортом. Однако средняя скорость грузоперевозок по нашим дорогам вдвое ниже, чем в европейских странах. Наш автотранспорт из расчета на одну единицу перевозит наименьшее количество грузов, при этом расходуя в два раза больше топлива. Это в немалой степени влияет на конечную стоимость товаров.

Почему же так происходит? Да потому, что 80 процентов наших автомобильных дорог построено еще в советское время и рассчитано на прохождение машин с нагрузкой на ось не более 6 тонн. А все современные большегрузы и автобусы имеют нагрузку 8-10 тонн. В результате твердое покрытие просто рассыпается под чрезмерным давлением. Влага начинает попадать в образующиеся трещины и при низких температурах оказывает свое разрушающее действие.

Некоторые специалисты говорят, что климат нашей страны неблагоприятен для качественного дорожного строительства, объясняя это двумя причинами: холодной зимой и жарким летом. А большинство асфальтобетонных смесей рассчитано либо на то, либо на другое. Профессионалам, конечно же, виднее. Но не думаю, что получить оптимальный состав смеси при современном технологическом оборудовании невозможно.

Меня всерьез заинтересовал этот вопрос, и я обратился в одну из дорожно-строительных компаний. Беседовавший со мной инженер сказал, что пути решения проблемы есть. Дураков полно в любой стране. А наши люди, напротив, очень даже сообразительны. Излишняя сообразительность отдельных деятелей и мешает наведению порядка в этой области. Когда я задал конкретный вопрос, он стал говорить о каких-то откатах, процентах и других малознакомых мне понятиях.

Из его рассказа я лишь уяснил, что все автомобильные дороги составляют единую дорожную сеть страны. Это огромная инфраструктура, в правильной эксплуатации и дальнейшем развитии которой должно быть заинтересовано государство. Думаю, что на самом деле так и есть. Но существующая система управления дорожным хозяйством, судя по состоянию большей части самих дорог, не очень эффективна. Средства, предназначенные на развитие, собираются в виде налога на транспорт и аккумулируются в специальном фонде. Затем распределяются по областям и городам республиканского значения. Далее на местах согласно закону о госзакупках объявляются тендеры для определения подрядчиков по строительным и ремонтным дорогам. И тут начинается самое интересное. К конкурсу допускается лишь определенное количество компаний, список которых заранее согласовывается. Могут для видимости допустить фирму, не значащуюся в этом самом списке. Но она однозначно проиграет. Таким образом, по словам моего знакомого инженера, проводимые тендеры являются лишь формальностью. На самом деле все рабочие объемы заранее распределяются между "своими" организациями. Остается догадываться, для кого именно эти организации "свои" и кто участвует в заблаговременном составлении списков.

Подрядчики - это специализированные дорожно-строительные компании, определяемые по результатам конкурсов. Они непосредственно заинтересованы в качественном выполнении работы, поскольку от этого зависит ее оплата. Для этого выделяемые средства должны осваиваться в полном объеме согласно составленным сметам. Во всяком случае, так должно быть. На самом деле уже ни для кого не секрет, что при любом крупном строительстве или реконструкции имеют место пресловутые откаты. Что это такое, сегодня знает каждый школьник. Вот и получается, что ремонт дорог производится в большей степени для вида, так как немалая часть выделенных средств уходит на эти самые откаты. Это во-первых. А во-вторых, так называемые "свои" подрядчики не шибко-то и стараются, зная, что в любом случае выиграют тендер и получат свои объемы. Помимо откатов, подрядчику нужно думать еще и о своей прибыли. Поэтому на строительные материалы остается совсем чуть-чуть.

Бороться с этим явлением очень сложно. Потому что в данной ситуации получается замкнутый круг, при котором все остаются довольными. Все, кроме потребителя, то есть нас с вами. А наше мнение, к сожалению, во внимание никто брать не собирается.

Так оно на самом деле или нет, однозначно сказать не могу. Но глядя на наши дороги, можно сделать твердый вывод, что на их реконструкцию средств либо не хватает, либо они не полностью осваиваются. А второе может происходить по разным причинам.

Реалии же сегодняшнего дня таковы, что водители, в основном дальнобойщики, не просто в ужасе от состояния дорог. Они зачастую находятся на грани нервного срыва. Серьезно ремонтировать технику им приходится чуть ли не после каждого рейса. После этого все закономерно задаются простым вопросом: куда идут наши налоги?

Кто виноват и что делать?

Каждый водитель прекрасно понимает, что дороги должны быть хорошими не ради шоферской прихоти. От их состояния во многом зависит безопасность тех, кто по ним ездит. Не секрет, что большое количество дорожно-транспортных происшествий совершается из-за дорожных условий. Часто автомобилисты не справляются с управлением, стараясь объезжать глубокие ямы на асфальте. Бывает так, что, попав в колдобину, оставляешь в ней бампер, фару, колесо, а то и всю подвеску.

Характерно, что в нашей стране не практикуется спрос с руководителей предприятий, отвечающих за тот или иной участок дороги. Дело ограничивается лишь трехэтажным матом из уст водителя в адрес всех дорожников.

С другой стороны, если ДТП произошло по причине неудовлетворительных дорожных условий, то привлечь к ответственности дорожно-строительную организацию в нашей стране весьма проблематично. Для этого нужно очень постараться.

Как правило, в таких случаях на место выезжают специалисты дорожного надзора. Фиксируют случай, составляют акт и передают в органы дознания. А когда расследование доходит до решающей стадии, водителю говорят, что он должен выбирать скорость движения в зависимости от дорожных условий. Если на его пути появилось препятствие в виде ямы, колдобины или еще чего-нибудь в этом роде, водитель должен принять все меры, вплоть до полной остановки транспортного средства, и всячески стараться избежать создания аварийной ситуации. В итоге человек остается дураком на дороге, а умному руководителю дорожной организации лишь выписывается предписание на устранение дефекта.

По данным дорожной полиции, под ее контролем эффективность работы дорожных служб повысилась и аварийность по причине неудовлетворительных дорожных условий в целом по стране снизилась. Но в то же время инспекторы призывают автолюбителей не относиться равнодушно к различным выбоинам, открытым люкам и поваленным дорожным знакам и своевременно сообщать о замеченных дорожных недостатках в дежурную часть УДП. В каждом подразделении ведется специальный журнал и по занесенной в него информации обязательно будет организована проверка. Не исключено, что именно ваш звонок спасет кому-нибудь жизнь или здоровье. Однако на ходу во время управления транспортом звонить не стоит. Это опасно.

Будьте внимательны. Соблюдайте правила и уважайте других участников дорожного движения.

Счастливого пути!

Ермек МАТАЕВ

Источник: Газета "Экспресс-К"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии