25 Мая 2009 00:09:00

Кто доедет, кто домчится...

До введения стандарта Евро-2 в Казахстане осталось меньше двух месяцев. Но ни одно министерство до сих пор не знает, где брать евробензин и что делать со старыми машинами?
0 КОММЕНТАРИЕВ

Переходом на новый стандарт нам наконец-то перестанут завозить импортное «барахло». Теперь мы должны ездить на новых «тачках» и при этом вдыхать чистый воздух? А «старушек», которые не соответствуют новому стандарту, отправлять на «пенсию»?

– Автомобили, которые не попадают под действие новых экологических требований, могут работать до полной амортизации и физического износа, – успокаивает автовладельцев главный эксперт департамента развития транспортно-коммуникационного комплекса Министерства транспорта и коммуникаций Болат Алдабергенов. – Для них не изменятся правила прохождения техосмотра.

Однако с прошлого года идут разговоры о налоге на «старые клячи», что сделает их дорогим удовольствием. Как нам пояснили в Налоговом комитете Министерства финансов, «сейчас по этому поводу идут жаркие споры, и сказать – введут налог или нет, никто не может». В любом случае с пыхтящими и дымящими машинами придется расстаться.

Особенно это коснется пассажирского автотранспорта, так как большинство автобусов дизельные. Кроме топлива на их выхлоп значительно влияет состояние и настройка самих двигателей. Выбросы сажи старых дизельных авто даже с «чудо-топливом» могут быть в десятки раз больше европейской нормы.

– Мы будем вынуждены либо переделывать автобусы, либо закупать новые, – поясняет заместитель алматинского автобусного парка №7 Еркин Ануарбеков. – В 1985 году по указанию «сверху» бензиновые ЛАЗы уже переделывали в газовые, и это привело к серьёзным техническим ошибкам. Думаю, что все переделки под новый стандарт тоже ничем хорошим не закончатся. На приобретение новых автобусов необходимы немалые суммы. Один «евроавтобус» (соответствующий стандартам Евро-2) будет стоить около 100 тысяч долларов. Кроме того, все машины мы покупаем в лизинг. Реальная стоимость корейских автобусов составляет 40 тысяч долларов, но с учетом процентов по лизинговому кредиту нам они фактически обходятся в 96 тысяч долларов. Можно, конечно, продать «нестандартные» китайцам на металлолом на половину дешевле. Машин в автопарке будет явно не хватать. А как перекрывать стоимость остальных автобусов? Увеличить стоимость проезда! Год тому назад хотели сделать его по 60 тенге. Так были против студенты и городской маслихат. Но в данной ситуации нам ничего не остается, как ударить по карману городским жителям или они будут ходить пешком…

Замдиректора автопарка считает, что с введением стандарта Евро-2 Казахстан явно спешит. Кроме того, он сомневается, что бензин, предлагаемый на заправках, действительно будет соответствовать заявленному уровню. С его мнением согласна и коммерческий директор компании «Экспресс такси» Эльвира Манбаева:

– Ориентироваться будут на выхлоп наших машин. Гаишники остановят автотранспорт и, если уровень выбросов в атмосферу будет превышать стандарт, не будут выяснять, на какой заправке водитель заливал топливо, а просто «впаяют» штраф. Мало того, сами нефтезаводы не готовы к производству евробензина… Абсурдная ситуация: производство бензина наладят только к 2010 году, а заливать мы его должны уже с 15 июля 2009. Что касается старых машин, то на их обновление у таксопарка денег нет. Мы просто будем покорно платить налоги. Конечно, все это ударит по прибыли компании, но поднимать цены на услуги мы не будем. Иначе потеряем большую часть клиентов. Чтобы покрыть расходы, разместим рекламу на автомобилях или найдем спонсоров. Хуже придется водителям с собственными авто, с которыми у нас заключены договоры как с индивидуальными предпринимателями. Мы предоставляем им услуги диспетчерской, а все основные расходы ложатся на их плечи...

Главный эксперт в Комитете по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Асем Карамсакова подтвердила, что согласно постановлению требования на нефтепродукты по стандартам Евро-2 будут введены только в следующем году. Но, по её словам, Атырауский нефтезавод уже выпускает бензин Евро-2, а в настоящее время проводится модернизация трёх наших НПЗ.

Только на каких заправках его можно найти – тайна за семью печатями, снять которые пока не удалось. А Министерство энергетики и минеральных ресурсов обещало раскрыть секрет только через официальный запрос, будем ждать…

Естественный переход на более «чистые моторы» рано или поздно вынудит и промышленников делать качественное топливо. Но казахстанцы с автохламом расставаться не хотят, а на новые иномарки денег нет. Некоторые компании практикуют обмен старых машин на новые с доплатой. Например, в автосалоне «KIA Motors» вашу «лошадку» примут с удовольствием, и, «немного» доплатив тысяч 10-15 в долларах, вы получите «коня» в масле. Но для среднего казахстанца это не по карману. Заливать же бензин стандарта Евро-2 в старый «москвич» все равно, что осла кормить икрой. А в 2011 году в него зальют Евро-3…

Римма ИВАХНИКОВА


Ждите коррупцию!

Внедрение стандарта Евро-2 породит неминуемые скандалы. И будет на руку непорядочным чиновникам. В этом твердо уверены представители бизнеса, связанного с эксплуатацией автотранспортных средств.

Борьба против неправильных выхлопов автомобилей способна еще больше усложнить жизнь автовладельцам. Такова позиция президента Ассоциации междугородных пассажирских автобусных перевозчиков и автовокзалов Виктора Когая. Аргументов и встречных вопросов в адрес радетелей Евро-2 он привел несколько. Например, главе Ассоциации не понятно, каким конкретно количественным показателям должны соответствовать выбросы (по окиси углерода, окиси азота, углеводородам и твердым частицам?) в процессе эксплуатации транспорта? И где можно получить эту информацию?

Кроме того, считает Виктор Когай, проверка автотранспорта на соответствие нормам Евро-2 потребует немало времени и использования дорогостоящего оборудования. По данным ассоциации, стоимость одного диагностического комплекта аппаратуры для проверки на соответствие нормам Евро-2 достигает нескольких сотен тысяч долларов.

Тревожит его и отсутствие конкретных нормативов по вредным выбросам, и то, что нет ни оборудования для их определения, ни четких норм в отношении уже эксплуатируемого транспорта. Как считает Виктор Когай, это может породить формальную выдачу сертификатов за соответствующую мзду и массовые предпосылки к коррупционным проявлениям со стороны контролирующих органов. По данным лидера ассоциации, уже сейчас в некоторых местных исполнительных органах создаются комиссии по проверкам автотранспорта на соответствие нормам Евро-2:

– Благие намерения могут, как обычно, превратиться в кампанейщину с массовыми поборами с владельцев транспорта. А в Казахстане зарегистрировано свыше трех миллионов автомобилей, – ужасается Виктор Когай…

Тем не менее Казахстан должен переходить на Евро-2 в любом случае, полагает член Комитета по вопросам экологии и природопользованию мажилиса Айткуль Самакова. Бывший министр охраны окружающей среды убеждена, что только так можно решить экологические проблемы в стране. По данным депутата, только на улицы Алматы ежедневно выезжает 348 000 автомобилей, что породило сильную загазованность воздуха. Как отметила экс-министр, аналогичная ситуация начинает складываться и в Астане и тоже по причине растущего автомобильного трафика на улицах столицы.

– Внедрение стандарта Евро-2 – это правильный подход, – резюмировала Айткуль Самакова. – Если же мы затянем с этим, то еще сильней ухудшим экологию, особенно в таких городах, как Алматы, Астана, Усть-Каменогорск, Караганда…

Фёдор СТОЛИЧНЫЙ


Переезд

…Валерий Яковлевич, а вот если в новые автомобили, подходящие под стандарт Евро-2, заливать бензин, не соответствующий качеству?

– Именуемый в простонародье «ослиная моча»? Никакой гарантии, что эти машины прослужат долго, вам никто не даст. В Атырау запустили НПЗ, который вырабатывает топливо, близкое к этому стандарту, но его хронически не хватает. Даже для Атырауской области. Правительство дало задание всем НПЗ освоить новые технологии для производства высококачественного бензина. Но это займёт полтора-два года. Понятно, что такая реконструкция значительно повысит стоимость продукта. Чудес не бывает…

Заведующий отделом безопасности дорожного движения, диагностики и переоборудования транспорта НИИ транспорта и коммуникаций Валерий Сиятов не испытывает приступов оптимизма от введения стандарта бензина Евро-2:

– В республике действует технический регламент о вредных выбросах. Этот регламент распространяется на транспортные средства, вводимые в обращение в РК. Подчёркиваю – вводимые. Что означает ввозимые или производимые на месте. И не распространяется на уже эксплуатируемые. Так что здесь не должно быть кривотолков. Что касается новых, качественных машин – они заправляются существующим бензином и, значит, обречены на скорый выход из строя. Не скажу, что деньги, потраченные на новые автомобили, купленные под стандарт Евро-2, будут выброшены на ветер. Но никто не даст гарантий, что они будут заправляться исключительно этим бензином. На заправке – даже очень дорогой и престижной –вам могут показать сертификат. Но кто поручится, что он не липовый?

– Раньше у нас был Госстандарт…

– И у него были передвижные химотологические лаборатории, с помощью которых можно было сделать экспресс-анализ на месте и сразу оценить качество топлива. Сейчас такие лаборатории стоят. Почему? С этим вопросом, пожалуйста, в Госстандарт. Они вам популярно объяснят. Сами знаете, кому принадлежат эти заправочные комплексы… А в погоне за снижением токсичности начали осваивать новые технологии. Разбавляют бензин всякими растворителями: тут и биодобавки, и биоэтанол, и т.д. Но если машина рассчитана на 96-й бензин, то, что бы в неё ни заливали, она всё равно требует эту марку, и всякие заменители ей противопоказаны. Если на заправке написано «96-й» – дай бог, чтобы это был «91-й». У всех есть «любимые» станции, где якобы лучшее горючее. Но если заправляться на окраинах и вдоль дорог, то тут никаких комментариев быть не может: двигатель сразу перегревается, изменяются его мощностные и тяговые характеристики, появляются посторонние шумы. То есть машина подаёт сигнал: «Чем ты меня заправил, хозяин?!»

– Вы говорите об усилении контроля над качеством бензина на заправках…

– Этим вопросом должны заниматься специалисты, а не перекупщики. И в первую очередь контролирующие органы. И Госстандарт не должен умывать руки. Проблема в том, что они просто боятся проверять…

Николай ДОМБРОВСКИЙ


Переезд

Согласно последним данным Международного центра по надзору за качеством горючего (IFQC), казахстанский бензин является одним из самых худших в мире, занимая 90-е место в рейтинге качества бензина из 100 стран мира.

Казахстан стоит после Украины и Белоруссии, России, Узбекистана, Азербайджана и даже Таджикистана… Ниже только Эфиопия, Парагвай, Марокко! И это с казахстанскими-то ресурсами и возможностями, с бесчисленными программами развития и непомерными амбициями!

Конечно, мы богатые, нам все нипочем, и даже низкокачественный бензин и содержащаяся в нём сера, которая не только вредит окружающей среде, но и увеличивает расход бензина, сокращает срок службы автомобилей.

Впрочем, об отечественных ресурсах и возможностях можно поспорить. Не зря же министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев на недавнем заседании правительства, говоря о ситуации в нефтеперерабатывающем секторе, заявил, что Казахстан импортирует 40% высокооктанового бензина. «Мы завозим 50 процентов нефти, из которой и вырабатываются остальные 60 процентов бензина».

И оказывается, супербогатый нефтью Казахстан – разве это не парадоксально? – тотально зависит от внешних поставок нефти и нефтепродуктов. Между тем с 15 июля страна собирается переходить на долгожданные бензиновые евростандарты. Даже если вдруг случится чудо и Казахстан единовременно решит проблему дефицита нефтепродуктов, это еще не повод радоваться: отечественные нефтеперерабатывающие заводы лишь частично готовы к выпуску горючего, соответствующего евротребованиям. Чтобы обеспечить технику топливом нового поколения, правительству необходимо еще и серьезно отнестись к техническому регламенту и стандартам качества бензина.

По информации представителя Ассоциации владельцев АЗС Айдара Аюханова, после введения нового регламента марки бензина на заправочных станциях как были, так и останутся АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98… А вот качество!

– Насколько я знаю, по примеру России в Казахстане введется только понятие качества, которое будет выражено посредством введения сортности продукции, – пояснил он. – Бензин, например, будет первого, второго, третьего сортов. Исходя из этого первый сорт бензина будет соответствовать Евро-4, второй – Евро-3. Но нам до них пока далеко... Третий сорт, который в Казахстане будет особо востребован уже в самое ближайшее время, – это и есть наш Евро-2. Самый низкокачественный, низкооктановый бензин, на котором так и будет работать строительная, сельскохозяйственная и военная техника, сертифицирован не будет...

Итак, подведем итоги. Помимо того, что Казахстану нужно нарастить мощности по переработке сырой нефти минимум на 2,5 млн тонн, улучшить структуру производства нефтепродуктов, для чего инвестировать в НПЗ 3,1 млрд долларов, с утверждением новых стандартов качества топлива необходимо будет еще и создать единую систему контроля. Для этого нужны соответствующие лаборатории, специалисты. Но их пока тоже нет. А поскольку введение нового технического еврорегламента ставит перед собой целью в первую очередь снизить ущерб от выхлопных газов, может быть, и не ломать себе голову над этими евробензинами? А взять, например, и сразу переключиться на газомоторное топливо, ведь газ при сжигании выделяет гораздо меньше вредных примесей в атмосферу, что кардинально улучшает экологию. Да и газа у нас тоже немерено!

И потом не зря же просвещенная Европа, уже раскатывая на Евро-5, так настойчиво озабочена в последнее время поставками газа! Казахстан же, обладая таким богатством и возможностями, все еще только плетется по пути в Европу…

Рисунок Ибрагима КУБЕКОВА

Людмила ПИСКОРСКАЯ

Источник: Газета "Мегаполис"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии