19 Июня 2009 03:01:00

Зачистка или очищение?

Скорее всего, борьба с высокопоставленными коррупционерами продолжится до полной победы над коррупцией. Сезонными кадровыми перестановками у нас уже никого не удивишь. И прошедшая весна, ознаменовавшаяся очередными рокировками, была бы обычной в ряду других, если бы не затрагивала целевым образом силовые ведомства и не совпала с чередой громких коррупционных расследований, в результате которых под следствие попали высокопоставленные государственные чиновники и топ-менеджмент национальных компаний.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Продолжение весеннего обострения к началу июля превратило эту череду едва ли не в устойчивый тренд и показало серьезность намерений власти. А посему можно полагать, что борьба с коррупцией, невзирая на должности, связи и принадлежность к элитным группировкам, не только продолжится, но и перестанет иметь избирательный характер. И все добропорядочные казахстанцы скоро станут свидетелями второго, третьего и последующих актов борьбы до победного конца.

Если немного оглянуться на прошлое, то можно вспомнить, что первые топ-аресты произошли еще в прошлом году. В апреле прошлого года был взят под стражу Жаксылык Кулекеев, экс-руководитель нацкомпании «Ћазаћстан темiр жолы», – в ноябре 2008 года он был осужден за совершение должностных преступлений. В начале сентября арестовали Серика Буркитбаева – главу «КазМунайГаза», в январе 2009 года его приговорили к 6 годам лишения свободы. Вместе с ним по одному делу проходили еще восемь чиновников, так или иначе работавших с ним в одной команде.

Это был первый сигнал элите о том, что для правосудия нет «неприкасаемых». Но если эти два дела, стоявшие как бы особняком, породили версии, вращавшиеся в более-менее привычном кругу предположений, то дальнейшие события, беспрецедентные по размаху, вызвали массу самых пестрых интерпретаций. Впрочем, о них позже. Пока – факты.

Восстановим хронологию. Детонатором процесса послужила февральская встреча вновь назначенного главы антикоррупционного ведомства Кайрата Кожамжарова с главой государства. На ней Нурсултан Назарбаев призвал руководителя финансовой полиции «наказывать всех, замешанных в коррупционных правонарушениях, несмотря на лица, регалии и должности». Возможно, кому-то это замечание показалось дежурным, но вскоре выяснилось, что назвать ту встречу нерезультативной было нельзя.

Фактически на следующий день под стражу был взят вице-министр охраны окружающей среды Альжан Бралиев. В начале марта арестован второй вице-министр Зейнолла Сарсенбаев, в конце месяца настал черед самого главы этого ведомства – Нурлана Искакова.

18 марта задержан председатель комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Анатолий Рябцев, возбуждено и расследуется новое уголовное дело в отношении других должностных лиц комитета.

5 марта возбуждено уголовное дело в отношении председателя совета директоров АО «БТА Банк» Мухтара Аблязова и заместителя председателя правления банка Жаксылыка Жаримбетова. 21 марта объявлен в розыск Роман Солодченко, председатель правления банка, в связи с установлением его причастности к хищениям в особо крупном размере.

10 апреля последовал арест замминистра обороны Кажимурата Маерманова по подозрению в превышении должностных полномочий. Напомним: речь шла о махинациях с продажей казахстанского оружия Израилю.

Далее волна уголовных дел докатилась до местных органов власти.

7 апреля заведены уголовные дела на начальника столичного управления здравоохранения Темирлана Карибекова и его заместителя Тарбию Альмухамбетову. Им предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями при проведении государственных закупок медоборудования. Через три дня, 10 апреля, настал черед начальника управления жилья Астаны Ерекбулата Кабельдина – по подозрению в хищении бюджетных средств. 16 апреля возбуждены два уголовных дела в отношении директора департамента по защите прав детей СКО Сабыра Абилкаримова.

Особый случай – ситуация в акимате Восточно-Казахстанской области. Здесь в начале марта были обнаружены ни много ни мало факты сращения органов власти с организованной преступностью. В итоге, как «не справившийся с возложенными на него обязанностями», снят с должности аким области Адылгазы Бергенев. Жесткое определение, с учетом того что обычно проштрафившихся акимов убирают тихо и незаметно «в связи с переходом на другую работу».

Из последних особо громких дел – майское задержание сотрудниками Комитета национальной безопасности главы национальной атомной компании «Казатомпром» Мухтара Джакишева по подозрению в хищении в особо крупных размерах. Кроме него были арестованы еще пять работников нацкомпании, из них трое – вице-президенты: Дмитрий Парфенов, Аскар Касабеков, Малхаз Цоцория. Теперь речь идет и о привлечении к ответственности высокопоставленных чиновников, с чьей помощью стало возможным осуществление преступных схем.

В начале июня органами финполиции задержаны заместители председателя Агентства по статистике Бирлик Мендыбаев и Нурман Баянов, а также учредитель ТОО «Фирма КИIК» – известный предприниматель Серик Туржанов. Им предъявлены обвинения в хищении бюджетных средств, предназначенных для проведения национальной переписи населения, в сумме 764,8 млн тенге.

Такой беспрецедентный по жесткости и бессистемный с точки зрения до- сужих знатоков закулисных схем «отстрел» коррумпированных чиновников дезориентировал всех. На фоне упоминавшихся весенних перестановок в силовых ведомствах этот процесс начинает обрастать слухами и версиями.

Некоторые расценивают сегодняшнюю кадровую перетряску как очередную кампанейщину, призванную припугнуть коррумпированную чиновничью среду, заставив ее затаиться. Другие видят в происходящем «дымовую завесу», призванную не то отвлечь массы от громких процессов типа «дела Аблязова», не то привлечь симпатии этих же масс показательной поркой пары-тройки чиновников. Кто-то говорит об усилении аппаратных интриг, активизации борьбы финансово-промышленных групп и сопутствующей зачистке неугодных людей.

За неимением других всплыли версии о досрочных выборах, о смене правительства, начале операции «Преемник». Автор этих конспирологических идей пришел даже к экзотической мысли об этнической подоплеке коррупционных расследований: он уверен, что под пресс избирательно попадают представители исключительно казахской национальности.

Широта полета мысли объясняется просто: притом что чистка рядов носит явно системный характер, на предвзятый взгляд единственной закономерностью, объединяющей все вскрытые нарывы, является бессистемная неизбирательность внезапно прозревшей Фемиды, которая, словно слепая, рубит головы своим мечом без разбору.

Никто всерьез не предполагает, что власть по-настоящему взялась за искоренение коррупции как системного фактора. Хотя, казалось бы, причина и следствие лежат на поверхности: президент дал команду разобраться и наказать коррупционеров, силовики взяли под козырек и встряхнули ковер. Да так, что полетели пух и перья. При этом вскрытые факты говорят о том, что нынешняя кадровая чистка – это не разовая кампания. Это борьба до по- бедного конца. Пришло время собирать камни. Почему именно сейчас? Тому есть, как минимум, две причины.

Первая. На фоне предкризисного экономического подъема размеры коррупции не так бросались в глаза, проблему «заговорили». Теперь начали вырисовываться ее реальные очертания. Сегодняшние расследования вскрывают подлинный размах, с которым осуществлялись финансовые махинации. Коррупция перетекла в экономическую плоскость и стала представлять серьезный барьер для развития государства. В ходе расследований выявляются суммы расхищенных средств, исчисляемые десятками и сотнями миллионов тенге, а в деле Джакишева речь идет уже о миллиардах.

Вторая. Амбиции элит, нацеленных на приумножение и сохранение теневых финансовых потоков. «Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем». Желание сохранить источники неправедных доходов и защитить нажитое добро может толкнуть облеченных властью на многое. Вплоть до прямой угрозы национальной безопасности.

Учитывая традиционное влияние финансово-промышленных групп на принятие решений, успех борьбы за чистоту рядов прямо зависит от высшей политической воли. Сегодня ее единственным реальным источником и последним арбитром остается президент страны. Можно до бесконечности рассуждать, плохо это или хорошо, но это факт, с которым надо считаться. Он дает нам реальный шанс построить новую систему отношений государства и капитала.

И здесь, возможно, скрыта третья причина.

Думается, нынешние антикоррупционные дела – верхушка айсберга. Хочется верить, что неизбежный период дикого накопления проходит. И в нынешней жесткой позиции Назарбаева видятся первые осознанные шаги по разделению бизнеса и власти. Олигархический капитал стал слишком непредсказуем и опасен. Возможно, что у нас на глазах идет формирование капитализма с человеческим лицом. Как всегда – сверху. Но это ладно, главное – результат.

Аян БАТЫРБЕКОВ

Источник: Газета "Литер"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии