24 Июня 2009 06:19:00

Гагарин жив!

Группа экспертов представила итоги исследования общественного сознания в бывших советских республиках. За 18 лет независимости между бывшими братскими народами появилось много различий, но при этом остался один положительный персонаж. Им оказался первый космонавт планеты Юрий Гагарин.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Всего на суд респондентов из 15 бывших республик СССР было представлено 11 персонажей советского периода. Среди них оказались не только такие одиозные фигуры, как Железный Феликс или «вождь народов» – Иосиф Сталин, но даже российский император Николай II. Всем им советская историография давала однозначную оценку, но время, прошедшее с момента развала СССР, размыло четкие берега массового сознания. Как сказал гендиректор исследовательской группы «Циркон» (Россия) Игорь Задорин: «Академик Сахаров, основатель ВЧК Дзержинский, полководец Георгий Жуков в некоторых странах забываются». Несмотря на это, все-таки имеется персонаж, который оставил добрую память у homo soveticus. «Юрий Гагарин оказался единственным человеком из 11 героев, которого не только помнят, но и помнят с положительной стороны во всех странах», – сказал Задорин.

Похожая картина наблюдается в Казахстане. Первый космонавт остался на высоте общественного сознания, 66,6 процента опрошенных очень положительно оценивают его. Следом за ним разместились Жуков (39,9 процента), Ленин (30,9), Брежнев (20,9), Сахаров (19,1) и Ельцин (14,0). Симпатии к Хрущеву и Дзержинскому были сдержанные. А антигероем у казахстанцев оказался Сталин, но с незначительным перевесом. Негативное впечатление оставил и последний генсек СССР Михаил Горбачев. Несмотря на это, по словам Задорина, в Казахстане нет явно негативного восприятия героев. «Это тот самый среднеазиатский тип мышления, где нет ни героев, ни событий с отрицательной оценкой», – сказал он. Одним словом, политика толерантности в расцвете.

Что касается других стран постсоветского пространства, то среди них наблюдается широкий разброс мнений. Единственным героем, относительно которого сложилось однозначное негативное единодушие, стал Сталин. Но и здесь встречаются исключения. «Белыми воронами» на общем фоне стали Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, где очень позитивно оценивают «вождя народов»: 36,7, 29,6 и 28,9 процента соответственно. Для сравнения: в Казахстане такой оценки придерживались только 15,3 процента респондентов.

В целом негативное отношение на постсоветском пространстве сформировалось относительно последнего генсека КПСС Михаила Горбачева. Больше всего негодование выразили жители Азербайджана и Армении: 49,7 и 54,9 процента. Как пояснили эксперты, это связано с конфликтами, которые прокатились на Кавказе в последние годы существования СССР. Поклонники Горбачева сохранились только в Таджикистане и Молдавии: 17,5 и 14 процентов соответственно. Также добрую память о себе он оставил у жителей Прибалтики. «Это понятно. Для их населения он рассматривается как деятель, который способствовал обретению независимости», – пояснил Задорин.

Единодушие было относительно фигуры Георгия Жукова. Великий полководец воспринимается всюду как положительный герой прошлого. «Особое мнение» выразили только жители Грузии, где 31,3 процента респондентов негативно оценили Жукова. А больше всего положительных эмоций продемонстрировали респонденты России, Украины: 62,3, и 40,5 процента соответственно. Кроме Гагарина и Жукова единодушие сформировалось вокруг Андрея Сахарова. Увы, его уже не все помнят. Но те, кто помнит, связывают с ним только положительные чувства. Только жители Грузии и Азербайджана негативно оценили его: 16,4 и 14,4 процента соответственно. Как пояснил Задорин: «Грузия дает совсем другой тип оценок. Здесь фактически все герои советского периода воспринимаются населением отрицательно». Видимо, Сахаров не стал исключением.

Кроме «героев прошлого», социологи выяснили отношение населения бывших советских республик к советским событиям. Практически во всех странах однозначно и негативно воспринимаются политические репрессии 30-х годов ХХ века. Наиболее ярко об этом заявили в Грузии, Украине и Литве: 79,1, 67,9 и 66,9 процента соответственно. В Казахстане так посчитало 56,2 процента респондентов.

Солидарную позицию жители постсоветского пространства выразили по вопросу нападения Германии на СССР. Как и ожидалось, больше всего негодующих оказалось в России и Беларусии: 86,8 и 83,3 процента – тех странах, которые сильно пострадали от войны. Не стали оспаривать такую оценку даже в республиках Прибалтики, где отношение к ветеранам «легиона СС» хорошее. Так, в Латвии, Литве и Эстонии негативно оценили агрессию 67,0, 65,2 и 57,4 процента респондентов. Но были и такие, кто нашел «безусловно положительные» моменты в факте агрессии. «Оптимистов» больше всего оказалось в Таджикистане и Кыргызстане: 7,2 и 5,4 процента соответственно. Для сравнения: в Эстонии, Латвии и Литве таких набралось 2,4, 2,1 и 0,7 процента от числа опрошенных респондентов.

Практически единодушно оценивали и капитуляцию гитлеровской Германии во Второй мировой войне. Больше всего это событие положительно оценили в России, Армении и Узбекистане: 83,1, 78,5 и 77,8 процента соответственно. В Казахстане такого мнения придерживаются 75,3 процента опрошенных. Показательно, что не стали ставить под сомнение положительное значение капитуляции жители прибалтийских республик, хотя их процент оказался ниже, чем у других.

Интересная ситуация сложилась по ХХ съезду КПСС, на котором был развенчан культ личности и восстановлена законность. Несмотря на позитивный характер события, оно вызвало неодно- значную оценку. Самое негативное мнение среди стран СНГ и Прибалтики дали жители Грузии – 21,5 процента, а позитивные эмоции выразили в Украине – 32,1 процента. Такой расклад можно было бы объяснить национальными чувствами. Ведь «вождь народов» – грузин, в то время как его критик Никита Хрущев родом из Украины. Но вывод противоречит оценке деятельности Сталина. В Грузии 34,5 процента опрошенных негативно оценивают его, и по этому показателю они уступают только жителям прибалтийских республик.

Не менее любопытная картина вокруг ХХ съезда получилась в странах Центральной Азии. В Казахстане и Кыргызстане его в целом оценивали положительно, в то время как в Таджикистане и Узбекистане отрицательно. По словам исполнительного директора Центра Ekspert fikri (Узбекистан) Арустана Жолдасова, это вовсе не означает победу «восточной деспотии». «В Узбекистане в тот момент проживало 80 процентов населения в сельской местности. Хрущев обложил домохозяйства налогами: кур, ишаков и даже деревья. И чтобы не платить их, население стало выгонять на улицу ишаков и кур. Поэтому люди оценивали не политическую роль Хрущева, а его влияние на их жизнь», – сказал эксперт. Словом, реальность оказалось сложнее, чем это казалось.

К слову, неоднозначный осадок после себя оставила эпоха перестройки. Как «безусловно отрицательное» явление прошлого его оценивают в России, Армении и Украине: 31,3, 28,5 и 24,8 процента. В то время как жители Узбекистана и Кыргызстана позитивно воспринимают перестройку: 17,4 и 15,2 процента. Очевидно, что одни рассматривают ее как «финишную прямую» СССР на пути к развалу, в то время как другие как процесс демократизации и послабление контроля сверху. К примеру, в Узбекистане, по словам Жолдасова, в период перестройки население немного легче вздохнуло после комиссии Гдляна и Иванова по делу Шарафа Рашидова.

Складывается впечатление, что реформы в рамках СССР все-таки не удались, несмотря на то, что они преследовали улучшение жизни людей, модернизацию экономики и демократизацию общества. Это неудивительно, если учитывать, что проводимые в СССР реформы не всегда носили продуманный и последовательный характер. Это должно насторожить авторов тех программ, которые сегодня массово выдаются на-гора правительствами независимых республик.

Самым интригующим вопросом стало отношение жителей бывших советских республик к развалу СССР. Как оказалось, в целом респонденты отрицательно относятся к этому событию. Самая болезненная реакция наблюдалась в России и Украине – 54,6 и 42,4 процента соответственно. По иронии судьбы эти страны стали инициаторами развала Союза. Больше всего положительных эмоций событие вызвало у жителей Эстонии (42,3 процента), Грузии (38,3), Литвы (33,6) и Латвии (25,8). Но их оценка не стала сенсацией, чего не скажешь об Узбекистане: 31,6 процента респондентов в этой стране назвали распад СССР как «безусловно положительное» событие. Для сравнения: в Казахстане этот показатель составил только 11 процентов, в то время как свою отрицательную позицию выразили 26,6 процента респондентов.

Как сказал один известный политик: «Кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца, а кто стремится к его восстановлению – у того нет разума». Так, социологи задали респондентам провокационный вопрос: постсоветский период подтверждает интеграцию на новой политической и экономической основе или доказывает правильность взятого курса на независимость государств? Хоть была озвучена неоднозначная оценка, сторонников независимого пути развития было все-таки больше. Кроме прибалтийских республик и Грузии, «курса на суверенитет» придерживались жители Узбекистана (37,2 процента респондентов). В Казахстане противников реинкарнации СССР на политической карте мира оказалось 30,3 процента от числа опрошенных, а сторонников – только 10,3 процента.

Жители постсоветского пространства дали ответ и на другой вопрос, который часто занимает историков: чем был развал СССР – крупной геополитической катастрофой или же закономерным финалом коммунистической империи? Но если ученые мужи не могут прийти к единому мнению, то простые люди давно определились с ответом на него: большинство опрошенных назвали развал СССР естественным финалом развития коммунистического режима. В России, Таджикистане и Армении, напротив, было много сторонников «геополитической катастрофы».

По словам экспертов, бывшие советские республики, по результатам исследования, распались на три группы. Это республики Центральной Азии и Беларусь, где в целом нет позитивной оценки советского периода. С другой стороны, в странах Прибалтики и Грузии наблюдается «контрсоветская» интерпретация недавнего прошлого, когда в массовом сознании сгущаются краски относительно событий, протекавших в СССР, и его исторических личностей. И третья группа – это республики, где не сложилось однозначной оценки по советскому прошлому: Россия, Молдова, Украина, Армения и Азербайджан.

Кроме того, исследователи сказали, что они не выявили существенного расхождения в оценках старшего и подрастающего поколения. Исключением стала только Молдова, в общественном мнении которой существует большой разрыв между старшим и подрастающим поколениями. Собственно, об этом красноречиво говорят последние волнения в этой стране, когда молодые люди опротестовали итоги парламентских выборов и устроили «праздник непослушания» властям.

Марат МАМАЕВ

Источник: Газета "Литер"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии