Большая победа (+фото)
Её история похожа на американскую мечту, когда человек поучает очень многое за очень короткий срок. Но, как оказалось, простым этот путь не был, хоть и получился он очень недолгим. А помогал разбираться во всех перипетиях бойцовского искусства тренер спортсменки Тимур Уразов (Т.У.).
- В твоей жизни до ММА и клуба «Антей» спорт вообще как-то присутствовал?
- Нет, только танцы.
- Но это всё-таки искусство, а не спорт. Сколько лет отдала танцам?
- Шесть лет.
- Чем-то помогли тебе занятия танцами для будущего успеха в боевых искусствах?
- Да, конечно. Они дали мне спортивную фигуру, растяжку, чувство ритма, координацию. Это ведь, по сути танец в клетке.
- В книге Марии Семёновой «Волкодав» бой не просто сравнивается, а отождествляется с танцем. Ты с этим согласна?
- Танцы вообще начинались как что-то ритуальное у древних воинов и охотников.
- Когда выступаешь на сцене и в октагоне…
- Это абсолютно разные ощущения. На сцене есть волнение, но ты знаешь, что даже если ты допустишь ошибку, то ничего страшного из-за этого не произойдёт. Улыбайся и иди дальше. А на ринге каждая ошибка будет жестоко наказываться. В клетке за каждую неудачу тебя будут бить.
- Когда ты выиграла чемпионат Казахстана, про тебя все писали как про балерину…
- На самом деле я занималась абсолютно разными танцами. У меня была хореография в целом. Балетом я, действительно, занималась. С 7 класса обучалась в Астане в Академии Искусств. Там был упор именно на классику, но из нас делали хореографов, а не профессиональных балерин.
- Можешь вспомнить и описать тот момент, когда тебе вдруг пришла в голову мысль о том, что хочешь заниматься именно ММА?
- Сегодня, кстати, ровно год как я занимаюсь этим видом спорта. Тогда летом на каникулах я увидела в инстаграме объявление о том, что клуб «Антей» ведёт набор. Ну и я вдруг захотела попробовать. Даже не думала, что буду выходить на бои, не думала, что захочу этого. Желание выйти на бой появилось уже гораздо позже.
- До этого вообще не думала о боях?
- Ну как? Мне нравились всякие драки…
- Т.У.: На самом деле она уже тогда знала многих бойцов-девушек UFC, представляла, что это такое. Когда она мне написала о своём желании попробовать себя в этом, я не поверил. Глядя на фотки, думал, что это фейковая страница. Но потом она подтвердила, что это она на фотографиях, и тогда я задал вопрос: «Зачем тебе это надо?». Я думал, что она – очередная «пассажирка» из числа «няшек», которые придут, сделают селфи, и пойдут гулять дальше. И решил её чуть-чуть «шугануть», мол, надо экипировку приобрести: перчатки и прочую защиту. И к моему удивлению, уже на первую тренировку она пришла полностью экипированной. Вот тогда я понял, что она здесь всерьёз. Но когда Варвара пришла, была абсолютным нулём – кулак даже сжимать не умела. Но она быстро начала учиться.
- Первая тренировка. Насколько ты сама серьёзно к ней относилась?
- Серьёзности там было мало (улыбается). Я смеялась над тем, какая я неуклюжая. Мне говорили: «Бей меня», а я шлёпала ладошкой просто. Бои я, конечно, видела, но себя на их месте не представляла совершенно. Очень стеснялась, улыбалась, смеялась.
- Ты стеснялась сейчас фотографироваться, там стеснялась на первой тренировке. Обычно девушки из танцев очень раскрепощённые…
- Да, не знаю почему, но мне это не передалось.
- Помнишь свой первый пропущенный удар?
- Да, на первой тренировке (смеётся). Я пришла домой с синяком на носу. Но это были, на самом деле, не удары. Просто «лапой» меня тюкали по носу несколько раз… Раз сто (смеётся). Я, конечно, смеялась, но было неприятно.
- После этого не возникло желания послать к чёрту ММА?
- Нет, удары – мелочь. Я хотела уйти из-за того, что у меня ничего не получается. Очень нервничала из-за этого.
- Но что-то всё таки заставляло вернуться на тренировки. Что это было?
- Купленная амуниция (смеется).
- Хороший якорь, Тимур, вы сразу бросили…
- На самом деле не только это. Мой тренер всегда говорил, что всё сразу ни у кого не получается. И ждала. Мне говорили, что у меня быстро всё получается по сравнению с другими, хотя для меня это было очень медленно.
- Кто-то из девчонок составлял с тобой группу?
- Да, Карина Рогозина. Ну и иногда новенькие девочки приходят.
- Но ласковые, щадящие потюкивания по носу от тренера – это одно. А серьёзный полноценный удар – совсем другое. Где это было?
- Наверное, в Зыряновске. Там был открытый чемпионат города по жекпе-жек. Когда готовились к этому старту, имели в планах выйти на одну соперницу – борца. Пришлось даже вес сгонять, худеть со своих 49 кг ещё приходилось. И мы приезжаем – нам сообщают, что у нас будет другая соперница. Вес – 56,4 кг! И она – ударница. Это был кошмар! Она сразу на меня полетела и начала «забивать». Я особо ничего не помню. Стояла, закрывалась, а потом в партер перевела поединок, и всё. Вот тогда-то я в первый раз и пропустила. После боя у меня были синяки под глазами.
- Потом в зеркало на себя посмотрела, страшно не стало?
- Нет, на удивление не стало.
- Первый поединок чем закончился?
- Победой болевым. Рычаг на руку.
- Каковы были ощущения после первой виктории?
- (Пауза). Классные. Я долго ещё ходила, не зная толком с кем билась. Потом только один парень ко мне подошёл, спросил: «Ты хоть знаешь, кого выиграла?». Я говорю: «Аню». Она, оказывается, была чемпионкой Казахстана и Мира по «NomadMMA». Я так сглотнула нервно. Но была очень довольна.
- Когда ехала на тот турнир, на что рассчитывала?
- Вообще, хотела победить. Но ещё важнее было опробовать себя, ведь на тренировках – это одно, ты можешь быть просто Богом, а соревнования – совсем иное. Когда заходишь в клетку, у тебя включаются инстинкты, и мысль в голове только одна: «Выпустите меня отсюда, пожалуйста». Но после первого боя я поняла, что хочу развиваться дальше. Тогда и стало ясно, что потенциал есть, и нужно идти вперёд.
- Так вот он где был переломный момент. Вот где о купленной экипировке жалеть не приходилось…
- Да, я тогда уже начала мысленный «шопинг» что ещё нужно прикупить, чтобы развиваться в этом направлении.
- Бой выявляет ещё и недостатки…
- У меня это, конечно, бой в стойке.
- К Чемпионату Казахстана по ММА, где впервые разыгрывали медали среди женщин, успели поработать над ними?
- Но мы и там больше партером работали.
- Т.У.: На выходе в финал Варвара тоже руками поработала. Они друг-другу обмен сделали неплохой. Но закончили всё равно «ручником». Примечательно, что когда у Варвары был бой с Эльмирой Серикбековой, она взяла руку на захват, ломала, крутила в разные стороны, но Эльмира не сдавалась. Снова перевела бой в стойку, снова партер и снова захват на руку. Потом бой закончился, Варвара встала, а Эльмира подняться не может. Оказалось, что у неё кость вообще выскочила из сумки сустава! Или в финале бились с Аян Турсын, там снова прошёл у нас болевой на руку, но наша соперница не сдавалась. К счастью, судья видел момент, и, чтобы спасти руку нашей оппонентки, остановил бой. Аян, конечно, была возмущена, говорила, что сдаваться не собиралась, но там было без вариантов. Сейчас именно девчонки пошли такие характерные, которых ничем не прошибёшь. Многие парни, как только на излом руки идёт болевой, сразу руку готовят сдаваться. А девчонки – нет. У Аян такой удар тоже прошёл, что Варвары аж ноги подкосились! Но она тоже не сдалась. Варвара ещё постоянно идёт вперёд. Её бьют, но она всё время наступает. Это тоже подламывает психологически. Первый раунд когда закончился, Варвара на меня смотрит, но взгляд словно мимо идёт. Говорит, что сейчас просто с каким-то тёмным пятном дралась. Но на второй раунд уже вышла более свежая и на первых минутах закончила бой. В общем, характера нашим девчонкам не занимать. Откуда он такой берётся? Кто его знает, может, Варвара мне чего-то не рассказывает, что у неё в детстве было (смеётся), но именно такие мне нужны. Сейчас думаем, если Кубок Казахстана в сентябре выиграем, будем переходить уже в профессионалы.
- Как отнеслись в твоём коллективе к твоим боям, к синякам, с которыми ты возвращалась с турниров?
- Когда мы были в Зыряновске, тот турнир проходил параллельно с моей практикой по хореографической линии. И я пришла на практику, закрылась как могла, тональным кремом «замаскировалась». Но там, слава Богу, взрослые люди, сделали вид, что ничего не заметили, сказали, мол, иди, веди урок. Ну и поздравили с победой, конечно. Негативных каких-то мнений я на этот счёт ни от кого не слышала. Но я когда пришла на практику, сразу сказала, что занимаюсь боями, так что, наверное, были готовы к такому.
- А родители?
- Мама, когда увидела, была, конечно, в шоке. Попросила меня больше не драться. Но когда я приехала с Чемпионата Казахстана, то уже плакала от счастья.
- О тебе в тот момент не писал только ленивый, мол, Варвара Полторанина – первая чемпионка РК по ММА. Этот поток внимания сильно ощущался?
- Да не особо. Конечно, он ощущался, когда люди разные писали в соцсетях, но это длилось первые две недели, потом страсти поулеглись. Но чемпионкой себя вполне даже почувствовала.
- Но в СМИ-то о тебе писали довольно много. Как отнеслась к этой стороне золотой медали?
- Да, конечно, я видела публикации обо мне, о победе, читала. Но после прочтения пары-тройки комментариев негативных бросила это дело. Меня они почему-то очень сильно бесят. Вообще я стала более раздражительна. Даже на тренировках когда что-то не получается, у меня прямо истерика со слезами начинается. Требования к себе возросли значительно.
- Ты ведь недавно закончила обучение, стала дипломированным хореографом. Что дальше?
- Да ничего. Натанцевалась, наверное, в своей жизни. Дальше я только бои вижу.
- Что заставляет тебя идти на путь профессионального бойца?
- Лень, наверное.
- ?!?!?!
- Просто в спорте потренировался два раза в день. А на работе нужно весь день работать. Я, когда училась на хореографа, поняла, что это, на самом деле – не то, чем я хочу заниматься всю жизнь.
- Ты ведь пропустила Чемпионат Азии по ММА этой весной. Насколько тебе важно было принять в нём участие?
- Нет, решение отказаться от этой поездки далось очень спокойно. Я долго училась в колледже, и даже брала один раз академический отпуск, так что ещё один год обучения я бы просто не выдержала. Я очень рада, что получила этот диплом. Это для меня даже большая победа, чем мои успехи в спорте. На Азию можно поехать ещё и на следующий год.
- Т.У.: Не поехали туда ещё и потому что год занятий – это слишком мало для выступлений на таком уровне. Потом, когда уже посмотрели видеозаписи в интернете, оценили уровень бойцов, и поняли, что за победу было бы реально бороться. Ну да ладно.
- Если заниматься ММА профессионально, нужно, ведь, куда-то переезжать…
- Т.У.: Да, или часто ездить куда-то на сборы. Есть ведь пример Фёдора Емельяненко. До него город Старый Оскол никто не знал. Он в пять раз меньше Усть-Каменогорска. Но Фёдор там живёт постоянно, там теперь работает академия его имени. И она выпускает огромное количество бойцов высочайшего класса. Варвара тоже может ездить на сборы в Россию или Голландию. Если результаты покажем, есть и люди, которые заинтересованы. Так что, если ничего такого не произойдёт глобального, то место жительства можно не менять.
- Варвара, у тебя фигура такая, которой позавидуют многие. Как-то особо следишь за собой или это природный дар?
- Кушать много надо.
- ?!?!?!
- Не слишком важно, сколько ешь, важно сколько тратишь энергии. У нас очень интенсивные тренировки, к тому же сейчас жарко, так что все упражнения у нас до изнурения доводят.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.