Не надо продавать
Если бы в Казахстане ввели ограничение на экспорт угля, то это не привело бы к снижению цен на внутреннем рынке, считает исполнительный директор ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Николай Радостовец, передает BNews.kz.
Согласно сообщению АГМП, руководитель ассоциации полагает, что со снятием барьеров, возникающих при транзите казахстанских грузов через российские морские порты, экспорт угля существенно увеличится, и это произойдет не в ущерб внутреннему рынку. Потому что угля в стране предостаточно, причем такого, который не используется на внутреннем рынке.
«Если бы было введено ограничение на экспорт угля, это не привело бы к снижению цен на него на внутреннем рынке. Дело в том, что на экспорт казахстанские угледобывающие компании отправляют уголь мелких фракций, а топливо крупных фракций забирает население. С сокращением экспорта в силу технологических факторов угля крупных фракций производилось бы меньше, соответственно снизились бы объемы добычи. Это прекрасно понимает и правительство, которое не поддержало предложение об ограничении экспорта твердого топлива», - считает Радостовец.
В пресс-релизе говорится, что доступ к морским перевозкам открывает перед казахстанскими производителями широкие экспортные горизонты не только по углю, но и по большому спектру продукции, которую можно поставлять в страны Восточной Азии. В этой связи целесообразно пересмотреть логистические возможности экспорта, подходя к ним с позиции международного разделения труда.
Комитету транспорта МИР РК, по мнению Радостовца, необходимо акцентировать внимание на перевалке грузов с учетом международных требований, подтягивать экспортеров к новым рынкам сбыта через поиск дешевых путей транспортировки, формируя четкую позицию не только по работе с портами, не только с Россией, но и по взаимодействию с другими государствами.
Транзит казахстанского угля предполагается осуществлять по разным направлениям – через Балтийские, Черноморские, Дальневосточные порты. При этом наиболее перспективными являются Дальневосточные, поскольку по техническим характеристикам они оптимально подходят для транспортировки угля.
Уникальная возможность отправлять каменное топливо на рынки государств Азиатско-Тихоокеанского региона появилась после того, как для стран ЕАЭС была введена унификация тарифов на железнодорожные перевозки, и ставки стали аналогичными внутренним, значительно уступающим транзитным тарифам.
«Однако, к сожалению, почти сразу после принятия российской стороной правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах Ассоциация морских торговых портов РФ выступила с предложением об исключении портов из перечня регулируемых государством субъектов естественных монополий. Но АГМП считает такую постановку вопроса некорректной, поскольку в таком случае утвержденные правила и условия межправсоглашения не будут распространяться на порты, и вся проделанная работа будет нивелирована одним таким решением», - отмечается в сообщении.
Поэтому АГМП обратилась в коллегию Евразийской экономической комиссии с просьбой о недопущении подобной ситуации, создающей искусственные преграды на пути казахстанского экспорта. Тем более, что обеспечение равного доступа к услугам инфраструктурных (естественных) монополий, в том числе к услугам в морских портах – один из базовых принципов Договора о Евразийском экономическом союзе.
Принятие правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах вселяет надежду, что в ближайшее время они будут подкреплены межправительственным соглашением о сотрудничестве в области транспортировки грузов через территорию РФ в третьи страны. Документ гарантирует осуществление долгосрочного транзита казахстанских грузов через территорию России, включая перевозку по железной дороге и перевалку через конкретные морские порты в согласованном количестве. Это будет одним из принципиальных шагов в развитии евразийской интеграции.
Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах утверждены правительством РФ 20 октября текущего года. Они призваны снять преграды, возникающие при транзите казахстанских грузов через российские морские порты.
Следующим шагом в достижении договоренностей предполагается заключение межправительственного соглашения, предусматривающего гарантированный объем перевалки грузов.
«Мы видим, что соглашение обретает конкретные формы. На сегодня проект документа разработан и направлен на рассмотрение российской стороне. Над ним в Казахстане работают уполномоченный государственный орган в лице МИР РК, а также Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен», Возможно, межправительственное соглашение будет подписано до конца текущего года и с января 2018 года вступит в силу», - отмечает руководитель ассоциации.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.