31 Августа 2009 14:57:00

Тушите всех!

Пофигизм казахстанцев провоцирует рост тарифов на коммунальные услуги, – считает экс-депутат мажилиса, ныне эксперт Республиканского союза промышленников вторичной металлургии Валентин Макалкин. Он утверждает, что пока потребители не начнут занимать активную позицию по защите своих прав, власть им будет бесконечно «садиться на шею».
0 КОММЕНТАРИЕВ

В бесконечном повышении тарифов есть несколько составляющих: политическая, социальная, экономическая и технологическая. Что касается политической составляющей, то есть обещания руководства страны не поднимать цены на комуслуги в условиях кризиса, но, по словам эксперта Макалкина, они не стоят ничего:

– Вспомните, кто только и чего народу не обещал, и большинство таких заявлений не надо принимать всерьез, – говорит он. – Это однодневки и продиктованы они определенной конкретной ситуацией. Обещания с коммунальными ценами и ценами на продукты, со всей нуротановской фанаберией по поводу мониторинга – из этого же разряда. Тогда полезла вверх инфляция, народ был оглушен девальвацией, которая напрочь «съела» не только все президентские надбавки к пенсиям и пособиям, но и часть сбережений… Что же еще могло обещать правительство? Так что политическая составляющая – самая ненадежная!..

С социальной напряженностью все проще, считает эксперт. Пообещали народу раз, потом еще раз… А там, как в восточной мудрости, «или ишак сдохнет, или падишах помрет»! И все обещания тут же забудутся. А вот с вопросами экономическими, социальными сложнее. Когда правительство принимает всяческие программы, в бюджете обязательно закладываются и поправки на инфляцию для их выполнения. По большому счету, автоматически должны закладываться и средства для социального выравнивания доходов населения на случай инфляции, но этого никогда не делается.

– Социальные вопросы у нас всегда решаются в лучшем случае вдогонку, но чаще всего с большим опозданием, – прокомментировал Валентин Макалкин. – Реальные доходы социально незащищенного населения не балансируются ни с ростом цен, ни с покупательной способностью населения, а это и методологически, и экономически неправильно.

Не лучше обстоит дело и с технологической составляющей. По словам Валентина Макалкина, все годы независимости государство мало делало для планомерного, системного обновления и поддержания в нормальном рабочем состоянии коммуникационных сетей: и электрических, и канализационных, и водоводов. Но вечно эксплуатировать их нельзя. Хотя бы потому, что ничего вечного не бывает. Следовательно, рано или поздно хозяйство приходит в аварийное состояние и для приведения его в порядок нужны немалые средства. Это время, по мнению эксперта, как раз подошло, но бюджетных денег для ремонта запущенных сетей катастрофически не хватает. А коль государство не занимается системным ремонтом, вопрос о повышении тарифов постоянно стоит в повестке дня.

Макалкин считает, что в свое время первые независимые казахстанские «специалисты» развалили единую энегосистему, насоздавали кучу промежуточных организаций, которые только и делают, что подворовывают деньги, потому-то и результат плачевный:

– Вот представьте: одна организация отвечает за магистральные электросети, другая – за районные, третья – за сбор денег и прочая. И всем им надо платить зар-платы… Далее. После приватизации жилья внутридомовые сети остались государственно-бесхозными! – констатирует экономист. – Нет сегодня такой организации, которая бы их обслуживала, и спросить, как оказалось, не с кого! А в старых домах и провода, и трубы старые! Отсюда и постоянные аварии, отключение то воды, то электричества! Все потери идут, в основном, в старом жилье!..

Но если в развитых странах тридцать процентов бюджетных расходов идет на продовольствие, тридцать – на поддержание жилого фонда, а остальное – на все остальное, то в Казахстане до сих пор 60 процентов бюджета расходуется на решение продовольственных проблем. А то самое старое жильё, которое государство спихнуло по программе приватизации в 95-м на казахстанцев, превратилось в источник постоянной головной боли. Потому-то сейчас тарифами на воду, на электричество и, как следствие, на продукты питания ведется постоянный моральный террор! И так как сети ремонтировать надо, то тарифы все равно будут повышаться. С этим надо смириться. Другое дело – цена вопроса.

– Сейчас прежние обслуживающие организации раздробили, появились десятки посредников в виде энергосбытов, энергосервисов. Нередко воры и хапуги, которые как могут обманывают народ, не выполняют своих обязательств, – негодует Валентин Иванович. – Далеко за примером ходить не надо: недавнее, по распоряжению президента, введение нормированного потребления электроэнергии для так называемой экономии. Написали огромную инструкцию по этому поводу, отрапортовали и рады. Я внимательно изучил эту бумаженцию. Ни о какой справедливости в такой экономии и речи нет: горе-специалисты сделали её спустя рукава, для отписки. И я вам сейчас это докажу…

По словам Валентина Ивановича, в квитанции для оплаты стоит слово «абонент», то есть владелец квартиры, который платит за электроэнергию. Но в квартире-то проживает разное количество жильцов. Когда не было лимита на потребление электроэнергии, это не имело значения: плати по расходам, и все. Но с введением нормы потребления на каждого человека это становится очень важным потому, что и три, и пять, и один потребитель пользуются, как правило, только одним холодильником, одной стиральной машиной, одной микроволновкой… И там, где живут пять человек, норматив умножается на пять, и при одном холодильнике, стиральной машине и прочая трем-пятерым в норматив без проблем можно уложиться. Но когда расчёт по всем этим электроприборам идет только по нормативам одного человека, уложиться в лимит будет проблемно.

– Это несправедливо! И я говорил об этом и на заседании рабочей группы, и на заседании Экспертного совета, – пояснил Валентин Макалкин. – Одни пожимают плечами, другие говорят: это пилотный проект, поживем – посмотрим. Третьи – что по ходу будем вносить изменения… Но люди-то все это время из-за этих недоработок будут немалые деньги переплачивать, и никто никому ничего потом не вернет! Разве это правильно? Вот я и говорю, что этот народный пофигизм: принесли бумажку, побежал – бездумно заплатил, а это приводит к тарифам, взятым «с потолка», неоправданным затратам и, что самое плохое, к всеобщей безответственности и безнаказанности…


Людмила ПИСКОРСКАЯ

Источник: Газета "Мегаполис"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии