07 Марта 2018 15:55:00

Печальный трамвай

Какова была судьба трамвайного парка в новейшее время и что способствовало его печальному положению сегодня?
27 КОММЕНТАРИЕВ

В 1997 году трамвайный парк Усть-Каменогорска продаётся в частную собственность ТОО «Ягодка». Сумма сделки неизвестна (по неофициальным данным, называется сумма в 5 млн. тенге). Вместе с подвижным составом (на 1991 год – 48 вагонов, на момент приватизации - 25), депо, мастерскими, огромной территорией парка, тяговыми подстанциями новым владельцам достаются и социальные объекты, в частности, база отдыха.

Чуть позднее создаётся АО «Трамвайный парк».

2006 год – начинается борьба за передел собственности в АО. Умирает один из акционеров, его пакет акций должна унаследовать жена, но на него имели виды и другие совладельцы. Они стали писать друг на друга заявления, в том числе и в финансовую полицию. Вот тогда по этим заявлениям в парк с проверками и пришли финансовые и налоговые органы. До 2008 года парк сотрясала эта междоусобная борьба. В итоге некоторые совладельцы, боровшиеся за пакет акций, оказались осуждены на различные сроки лишения свободы. Среди них наиболее известным был Юрий Ли, дважды баллотировавшийся в депутаты Мажилиса, но неудачно. Основная же часть акций достается новому владельцу – Эдуарду Киму. После обретения акций трамвайного парка он начинает карьеру государственного служащего. Вскоре Ким становится руководителем Департамента экологии ВКО.

2009 год – новый владелец трамвайного парка – известный предприниматель Тофик Исмаилов.

С 2010 года в парке начинаются проверки финансовой полиции и налогового комитета. В это время проверяются все бизнес-структуры Исмаилова в связи с делом о незаконном экспорте рыбы и нанесении ущерба государству. В ходе этих проверок налоговые органы обращают внимание на передачу трамваев в аренду индивидуальным предпринимателям, что проверяющие сочли схемой по уклонению от уплаты налогов. С этого момента начинаются судебные тяжбы и арест счетов предприятия.

Опасаясь лишения свободы по делу об экспорте рыбы (осуждены были многие участники «рыбного дела»), Тофик Исмаилов скрывается и объявляется в международный розыск. Реальным управляющим и владельцем парка становится Анатолий Успенский.

Можно предположить, что если бы не «рыбное дело», то бригады проверяющих могли бы и не прийти в трамвайный парк и не выявить передачу вагонов в аренду ИП. В последующем именно это обстоятельство и стало главной причиной резкого ухудшения состояния дел предприятия.

2013 – 2018 годы – судебные разбирательства между Департаментом госдоходов и трамвайным парком по поводу доначисления налогов. Суды принимают решения в пользу налоговиков, затем в пользу трамвайщиков, в конечном итоге Фемида принимает сторону фискальных органов. Трамвайный парк должен выплатить в бюджет 105 млн. тенге дополнительно начисленных налогов.

2015 год – нарастают колоссальные долги перед ТОО «Шыгысэнерготрейд» за электроэнергию и долг по кредиту в банке.

2018 год – 26 февраля ТОО «Шыгысэнерготрейд» ограничивает подачу электроэнергии на тяговые подстанции, трамваи ходят только в часы пик. Долг достигает 70 млн. тенге.

Куда направлены средства, полученные от распродажи земельных участков территории трамвайного парка? Площадь парка заметно сократилась, продана даже часть тяговой подстанции, расположенной на углу пр. Абая и пр. Независимости, там теперь построен магазин «Технодом». Кто распродал эти земли, за какую сумму, и почему эти средства не пошли на модернизацию трамвайного парка? Нынешний руководитель Анатолий Успенский говорит, что земля была распродана до него, значит, до 2011 года. Ответить на эти вопросы теперь весьма затруднительно, все данные под охраной коммерческой тайны.

На какие цели был направлен кредит, полученный в Банке «ЦентрКредит»? Сумма кредита немалая – 406 млн. тенге. Судя по удручающему положению предприятия, кредит израсходован совсем не для закупки новых вагонов или ремонта трамвайных путей.

Итоги. За 21 год частного владения трамвайным парком был приобретен всего один новый вагон. Произошло это в 2003 году в период предвыборной кампании Юрия Ли в Мажилис. Но и этот вагон оказался непригоден для нашего сурового климата. Из 48 вагонов, которые осуществляли перевозки в советское время и 25 вагонов на момент приватизации на ходу остались 11 полуразбитых вагонов.

Территория парка сократилась на треть, земля распродана, трамвайные пути нуждаются в ремонте. Отключено электричество за долги в 70 млн. тенге.

Имущество трамвайного парка находится в залоге у банка, в любой момент банк может начать процедуру продажи имущество для погашения долга по кредиту.

Совокупные долги составляют: 406 млн. по кредиту, 105 млн. по доначисленным налогам, 70 млн. электричество, итого 581 млн.

Вся история нахождения трамвайного парка в частной собственности – это эксплуатация оставшегося еще со времен Советского Союза подвижного состава и оборудования, распродажи активов, в первую очередь, земли, бесконечные разборки между собственниками, претензии фискальных государственных органов, смена собственников (за 21 год – четыре раза менялись владельцы), что не приводило к обновлению и модернизации предприятия.

Источник:
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
РЧ
Роман Честных
07.03.2018 16:12
Посмотри что происходит в новостях... Как сильно хотят товарищи внушить свою "правду". Между прочим, внушить за бюджетный счет.
66
Г
гражданин
07.03.2018 18:32
Роман, может стоит пообщаться с жителями улиц, прилегающих к трамвайным путям (Тургенева и т.д) и поинтересоваться у них, что они думают о менеджменте трамвайного парка в последние годы? Такое ощущение, что какой то заказ у вас на круглосуточную защиту г-на Успенского. К нынешнему акиму области вопросов выше крыше. Вы в курсе, что Облшыгысжол с 1 марта передан в доверительное управление частному ТОО? об этом ни слова в новостях. По указания акима при реконструкции Сатпаева убирает разделительную полосу, тогда как Казахстан по смертности при ДТП занимает первые места в мире по причине отсутствия таких полос и возможности лобового столкновения. Это нормально??? Но Вас почему то защита бизнеса г-на Успенского больше волнует, хотя по мне так эти нувориши, высосовшие из советского наследия все соки, разъезжающие на жипах при зарплатах работяг в 40 тысяч как то особой симпатии не вызывают.
61
РЧ
Роман Честных
07.03.2018 19:22
Отнюдь, Успенский взрослый человек, сам разберется в своей жизни. С Вашей оценкой согласен, самому не нравится, что система формирует у нас таких бизнесменов. По заказу в общественных целях не работаю, вполне работы хватает. Меня просто задевает наглость, с которой продавливают эту ситуацию чиновники. И беспредельная наглость инициатора-акима. И можно было бы сказать, что черт с этим трамвайным парком, но это опять будут пилить бюджетные деньги, а их ведь так не хватает на реальные социальные задачи. Я бился в сентябре, чтобы выделили копейки на рабочие тетради для школьников, содрали с родителей и со школ, а так денег нет. А на тему с трамваями они и миллиарды найдут. А вот Ваша информация заинтересовала, можно поподробнее на [email protected], либо по ватцаппу +7 705 8303290?
40
Л
ЛТВ
07.03.2018 21:59
Если трамвайным парком руководят не профессионалы , то  о чем можно говорить.Вот и придумали всякие ИП , чтобы не платить налоги и заработали налоговые штрафы. При первом выкупе в команде не было ни одного  транспортника, а прежняя команда-профессионалов  транспортников не смогла работать с мягко говоря "захватчиками",которые начали выдавать  зарплату просроченными консервами и прочими продуктами и т.д. Ушли все и все были востребованы на других предприятиях города.Храню газету "Рудный Алтай" 1998 года. Вот цитата " впереди ( у новой команды) воплощение проектов,целенаправленная работа во имея главной идеи-развитие и процветания предприятия,чтобы счастливый билет,вытянутый Ефимом Ли стал счастливым для всех усть-каменогорцев" .Статья  это явно заказная была. Что было потом  понятно из  статьи на УК.КЗ Со счастьем вас, усть-каменогорцы.А такого процветания как сейчас У трамвайного парка нет ни у  одного предприятия города, где задолженность по зп 4 месяца, невыплаты в пенсионный фонд работникам , когда сутками трамваи стоят то из-за снегопада, то из-за долгов.
11
Э
экономист
07.03.2018 16:19
А как Роман это прокаментирует?
3
РЧ
Роман Честных
07.03.2018 18:29
А чего комментировать. Всё ведь правда, кроме акцентов, которые проставлены как-то по-особенному. Как будто у нас гос.управленцы были эффективными все эти годы. К обновлению и модернизации у нас ни частники, ни госники не приводят, точнее у частников иногда что-то получается, у чиновников пока нет. Только вот насчет кредита перегнули, парк же проверяли по этому кредиту, подтвердили целевое использование на ремонт путей по Ворошилова. Плохо представляю как Успенский отобьется от рейдерства, у нас если большой чиновник захотел, то его же не остановить. Ведь в стране мир и спокойствие, кричать нельзя, просто тихо подыхай, флажком махай.
95
Н
Ну-ну
07.03.2018 19:48
Роман, вы человек которому не по-ну. Как за Вас проголосовать . Подержать Вас как?
3
М
Мда
08.03.2018 10:18
Я вас умоляю.......)))
2
7
796
07.03.2018 17:23
А я смотрю схемка то обкатаная))) Как только у кого то падает глаз на трамвайку, так там странныи образом появляются налоговики и финики. И так от хозяина к хозяину, сценарий один и тот же. P.S. улыбнула фраза про подстанцию (ныне технодом) - она была давно продана. Ага, давно продана а продолжала существовать как подстанция. Короче ничего нового, бизнес по казахстански, получить от СССР инфраструктуру, ни копейки ни вкладывая выжать ее по максимуму и свалить.
138
A
Argo
07.03.2018 18:16
Ну то, что земли были распроданы до Успенского - это правда. По крайней мере тот кусок, что за Даниелем. До 2011 года там Евросеть стояла, и я там работал, так что приход новых землевладельцев наблюдал воочию))
6
K
konro
07.03.2018 20:21
  Я так понимаю, если бы были закуплены алмаатинские трамваи Успенским, всей этой заварухи и не было бы. За кого так беспокоится аким? Зачем нашему городу старьё, ведь Успенский предлагает новые белоруские трамваи, которые экономят электроэнергию и с удобством для инвалидов. По ходу акиму наплевать на жителей горда.Какой то бардак в городе.
73
Г
гражданин
07.03.2018 22:22
Вы всерьез верите в частного инвестора, готового закупить новые трамваи??? он что, филантроп? во всем мире метро и трамваи у муниципалитета, и подпитываются субсидиями. Что будет, если вдруг бюджет, энергетики, банки, прочие кредиторы вдруг простят нынешним хозяевам все долги? да будут также разваливаться оставшиеся трамваи, будем гробить подвески автотранспорта, перерезжая через трамвайные пути, будут те же нищие зарплаты у работяг парка, и будет то же нытье Успенского, что все кругом ему мешают. Будет все то же самое, что мы наблюдаем с 1997г., когда высасывается последнее с советского наследия и ничего не идет на развитие. Вы посмотрите на Павлодар, где также трамваи были в частных руках и так же все разваливался, пока трамвай не перешел в городскую собственность, и вот уже новые трамваи закупаются! PS Сразу оговорюсь, что мне очень не нравится, во что превращается город при нынешнем акиме. Но передача трамвайного хозяйства городу будет благом. 
16
Н
Ну-ну
08.03.2018 13:49
А вы всерьез верите в Эффективных Менеджеров нашего государства? Ща бабки влупят и "Шеф сказал " за копейки прихватизируют. И пойте маленькие 123 за 100ттг. за то ТРАМВАЙ!!
1
Г
гражданин
08.03.2018 18:54
Ну метро в Алматы таки запустили, и работает оно, хоть никогда и не окупится с точки зрения прибыли. Железнодорожные пассажирские перевозки за последние 20 лет разве деградировали (особенно в сравнении с "развитием" нашего прихватизированного парка")? В моем понимании все пассажирские перевозки, кроме такси, должны находится в государственной собственности, потому как это не столько бизнес, сколько социальная составляющая. И должны серьезно дотироваться со стороны государства, за счет чего будет и модернизация парка, и доступная стоимость проезда. Это только в Казахстане акиматовцы под свои фирмы подгонали пассажирские перевозки, и коптит воздух их автохлам на автобусных маршрутах, и развалено трамвайное хозяйство города. 
9
X
xD
08.03.2018 16:39
Железная дорога то вон какая современная, поезда скоростные ходят по ней, да? Как бы конъюнктура и фин.климат таковы, что вообще мало какой бизнес прибыльный! А "хапают" кругом по одной простой причине, не известно получится ли завтра что либо заработать или нет (например кто думал что тенге возьмет и просядет в два раза по отношению к доллару? А он раз и просел), вот и старается каждый "урвать" здесь и сейчас, пока есть возможность, и правильно делает!    
0
ЖУ
Житель Ука
07.03.2018 20:25
Последний абзац в статье - это не только трамвайный парк, это все все все!
14
А
Алесей
07.03.2018 20:34
 Что можно сказать по этой ситуации очень жалко трамвайный парк.  Это предприятия с огромной историей для нашего города. Если вот так посмотреть то в принципе с тех пор после развала советского Союза в нашей стране ничего не изменилось.  Наше государство очень любит тратить деньги непонятно на что на переходы возле Даниеля на расширение дорог под проспекту сатпаева когда можно расширить совершенно в другом месте. Становится жалко смотреть на это всё  Автобусные парки тоже стоят на грани разорения с ней происходит таже ситуация что я когда-то произошла с трамвайным парк в вы не считаете странно что перед тем как объявить тендеры наш автобусники не смогут участвовать в нём так как счита их арестованны. 
33
К
Костя
07.03.2018 20:40
 Эта статья похоже на заказную против трамвайного парка Вам так не кажется? Почему здесь не расскажут о том сколько своих денег и сил было вложенно на борьбу и суды. Кто вы из вас из всех стал бы столько лет поддерживать в предприятии жизнь на протяжении 5 лет? И биться за него до конца? Кто бы это делал? У нас только видны плохие стороны а положительные? Кто из вас готов помочь трпамвайному парку? 
17
1
111
07.03.2018 22:32
Алесей Константинович, палишься.
0
Q
qqq
07.03.2018 23:29
"продана даже часть тяговой подстанции, расположенной на углу пр. Абая и пр. Независимости, там теперь построен магазин «Технодом"теперь принадлежит сыну  Головатюка В.М. (секретарь Восточно-Казахстанского областного Маслихат)
37
9
9494
08.03.2018 09:15
Давно пора забрать трамвайный парк в ведение города, денег в бюджете города достаточно.
1
РЧ
Роман Честных
08.03.2018 12:13
На покупку рабочих тетрадей по обновленной программе не хватило. И на ремонт 4 гор.больницы тоже не хватает, в связи с чем предусмотрели передачу частнику. Поверьте - находиться в гос.собственности парк будет тоже не вечно, когда прокрутят через него все возможные деньги, его тоже передадут частнику.
23
Н
Ну-ну
08.03.2018 13:40
Влупя наши(бюджетные) бабки и продадут очередному "прихватезеру" за  копейки. Как обычно. База УМЗ на Сибинах по цене 2шки в Астане ушла (95 лямов ) 
17
5
54321
08.03.2018 20:07
Может и копейки, но из-за практически такой же суммы долга по налогам люди готовы потерять трамвайный парк...
0
Г
гражданин
08.03.2018 18:57
Если на время нахождения парка у города обновят и расширят трамвайный парк, отремонтриуют переезды. и в результате баба Нюра с Тургенева будет ждать свой трамвай не 40 минут, как сейчас, а 5-10, как в Павлодаре, это само по себе не будет благом? 
3
С
Смит
09.03.2018 17:06
Не бойтесьтоварищи!Скоро это все кончится,когда доворуют и растащат все советское "наследство",когда своего ничего не останется,а у руля встанут дети Баке и Маке.
5
Г
гражданин
09.03.2018 17:43
То, что ты написал, уже давно стало явью. 
12
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии