Печальный трамвай
В 1997 году трамвайный парк Усть-Каменогорска продаётся в частную собственность ТОО «Ягодка». Сумма сделки неизвестна (по неофициальным данным, называется сумма в 5 млн. тенге). Вместе с подвижным составом (на 1991 год – 48 вагонов, на момент приватизации - 25), депо, мастерскими, огромной территорией парка, тяговыми подстанциями новым владельцам достаются и социальные объекты, в частности, база отдыха.
Чуть позднее создаётся АО «Трамвайный парк».
2006 год – начинается борьба за передел собственности в АО. Умирает один из акционеров, его пакет акций должна унаследовать жена, но на него имели виды и другие совладельцы. Они стали писать друг на друга заявления, в том числе и в финансовую полицию. Вот тогда по этим заявлениям в парк с проверками и пришли финансовые и налоговые органы. До 2008 года парк сотрясала эта междоусобная борьба. В итоге некоторые совладельцы, боровшиеся за пакет акций, оказались осуждены на различные сроки лишения свободы. Среди них наиболее известным был Юрий Ли, дважды баллотировавшийся в депутаты Мажилиса, но неудачно. Основная же часть акций достается новому владельцу – Эдуарду Киму. После обретения акций трамвайного парка он начинает карьеру государственного служащего. Вскоре Ким становится руководителем Департамента экологии ВКО.
2009 год – новый владелец трамвайного парка – известный предприниматель Тофик Исмаилов.
С 2010 года в парке начинаются проверки финансовой полиции и налогового комитета. В это время проверяются все бизнес-структуры Исмаилова в связи с делом о незаконном экспорте рыбы и нанесении ущерба государству. В ходе этих проверок налоговые органы обращают внимание на передачу трамваев в аренду индивидуальным предпринимателям, что проверяющие сочли схемой по уклонению от уплаты налогов. С этого момента начинаются судебные тяжбы и арест счетов предприятия.
Опасаясь лишения свободы по делу об экспорте рыбы (осуждены были многие участники «рыбного дела»), Тофик Исмаилов скрывается и объявляется в международный розыск. Реальным управляющим и владельцем парка становится Анатолий Успенский.
Можно предположить, что если бы не «рыбное дело», то бригады проверяющих могли бы и не прийти в трамвайный парк и не выявить передачу вагонов в аренду ИП. В последующем именно это обстоятельство и стало главной причиной резкого ухудшения состояния дел предприятия.
2013 – 2018 годы – судебные разбирательства между Департаментом госдоходов и трамвайным парком по поводу доначисления налогов. Суды принимают решения в пользу налоговиков, затем в пользу трамвайщиков, в конечном итоге Фемида принимает сторону фискальных органов. Трамвайный парк должен выплатить в бюджет 105 млн. тенге дополнительно начисленных налогов.
2015 год – нарастают колоссальные долги перед ТОО «Шыгысэнерготрейд» за электроэнергию и долг по кредиту в банке.
2018 год – 26 февраля ТОО «Шыгысэнерготрейд» ограничивает подачу электроэнергии на тяговые подстанции, трамваи ходят только в часы пик. Долг достигает 70 млн. тенге.
Куда направлены средства, полученные от распродажи земельных участков территории трамвайного парка? Площадь парка заметно сократилась, продана даже часть тяговой подстанции, расположенной на углу пр. Абая и пр. Независимости, там теперь построен магазин «Технодом». Кто распродал эти земли, за какую сумму, и почему эти средства не пошли на модернизацию трамвайного парка? Нынешний руководитель Анатолий Успенский говорит, что земля была распродана до него, значит, до 2011 года. Ответить на эти вопросы теперь весьма затруднительно, все данные под охраной коммерческой тайны.
На какие цели был направлен кредит, полученный в Банке «ЦентрКредит»? Сумма кредита немалая – 406 млн. тенге. Судя по удручающему положению предприятия, кредит израсходован совсем не для закупки новых вагонов или ремонта трамвайных путей.
Итоги. За 21 год частного владения трамвайным парком был приобретен всего один новый вагон. Произошло это в 2003 году в период предвыборной кампании Юрия Ли в Мажилис. Но и этот вагон оказался непригоден для нашего сурового климата. Из 48 вагонов, которые осуществляли перевозки в советское время и 25 вагонов на момент приватизации на ходу остались 11 полуразбитых вагонов.
Территория парка сократилась на треть, земля распродана, трамвайные пути нуждаются в ремонте. Отключено электричество за долги в 70 млн. тенге.
Имущество трамвайного парка находится в залоге у банка, в любой момент банк может начать процедуру продажи имущество для погашения долга по кредиту.
Совокупные долги составляют: 406 млн. по кредиту, 105 млн. по доначисленным налогам, 70 млн. электричество, итого 581 млн.
Вся история нахождения трамвайного парка в частной собственности – это эксплуатация оставшегося еще со времен Советского Союза подвижного состава и оборудования, распродажи активов, в первую очередь, земли, бесконечные разборки между собственниками, претензии фискальных государственных органов, смена собственников (за 21 год – четыре раза менялись владельцы), что не приводило к обновлению и модернизации предприятия.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.