13 Августа 2010 19:09:00

Ключ к "железному коню"

Не покладая рук трудятся в последнее время сотрудники транспортных компаний, отвечающих за доставку в Казахстан автомобильного «секонд хэнда» из стран Европы, Азии и США.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Работой обеспечены и многочисленные посредники, предлагающие услуги по поиску и покупке машины за рубежом. Зачастую и первые, и вторые – это одни и те же люди и компании. Ведь гораздо выгоднее предоставить клиенту полный спектр услуг – от приобретения авто до его доставки и помощи в растаможке.

«Машину под ключ» – этот лозунг имеет сегодня наибольшую популярность у казахстанцев, решивших воспользоваться льготной растаможкой транспортного средства, предоставленной им в рамках действующего Таможенного союза. Возможность эта временная – срок действия льгот ограничен первым июля 2011 года. После наступления этой даты ввезти «железного коня» не из страны – участницы ТС будет накладно и крайне обременительно. Понимают это и автолюбители, и представители той прослойки, которая осуществляет взаимодействие с иностранным хозяином и потенциальным владельцем из Казахстана. Поэтому ажиотаж в этой сфере царит нешуточный. Сказывается и менталитет нашего народа, который привык «нестись» в поликлинику, в банк или еще куда с утра пораньше в надежде быть первым. В то время как другие, более прозорливые, предпочитают приходить после обеда, когда очередь рассосется…

Не все так просто

Вот и в этом случае тот, кто поспешил, первым столкнулся с рядом нестыковок отечественного законодательства и разночтением внутренних инструкций. Речь идет, наверное, о самом сложном этапе – растаможке. Во-первых, выяснилось, что правительство в последний момент передумало, и теперь льготные тарифы применимы только к автомобилям, с момента выпуска которых прошло больше трех, но не более десяти лет.

Хотя первоначально говорилось, что льготниками будут и авто в масле. В итоге хозяева новеньких машин, придя на таможню после 1 июля, схватились за голову, подсчитывая необходимые для растаможки средства. Во-вторых, так окончательно до сих пор непонятен и вопрос по праву отчуждения завозимого автомобиля. То есть речь идет о том, через какое время владелец «железного коня» имеет право реализовать его иному человеку. Предполагалось, что этот срок составит один год. Но таможенники, ставя в документы синий штампик «Без права отчуждения» без ссылок на какой-либо документ, говорят уже о 36 месяцах, то есть трех годах. Вместе с тем эксперты говорят, что, согласно Таможенному кодексу, новоиспеченного союза этот срок равен пяти годам. В-третьих, из-за неокончательно решенных нюансов растаможка прибывающих машин задерживается, что дает основание для расцвета коррупционных преступлений в этом органе.

Решение правительства об отмене предполагаемых льготных тарифов на растаможку новых авто во многом связано с позицией официальных дилеров, неоднократно заявлявших о том, что это прямой удар по их бизнесу и развитию легального белого рынка автомобилей в Казахстане. Такого мнения придерживается глава консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов. Он полагает, что власть, решая данный вопрос, прислушалась к разумным доводам отечественных представителей иностранного автопрома. «Участники рынка открыто и единодушно озвучивали свою позицию, так что говорить, что дилеры кулуарно пролоббировали свои интересы, не приходится, – говорит эксперт. – И в результате их действий произошло довольно редкое у нас явление, когда открытая позиция профессионального сообщества привела к пересмотру ранее анонсированного правительством решения».

В принципе, можно говорить, что в данном случае поле осталось за теми, кто на нем давно работает. Но, с другой стороны, и само правительство не сильно проиграло от этого компромисса – ведь людей, готовых везти машину «в масле», гораздо меньше, чем тех, кто может потратить деньги на покупку авто последнего допустимого для льгот года выпуска. Поэтому большого резонанса по этому вопросу в обществе нет. И «волки остались сыты», и «овцы целы» – ведь льготы в отношении наиболее популярной в народе категории «секонд хэнда», от 3 до 10 лет, с 1 июля правительство ввело, как и обещало.

Гораздо шире обсуждается проблема отчуждения приобретенного за рубежом автомобиля. «До сих пор нет внутреннего документа, регламентирующего срок отчуждения, – говорит Олег Алферов. – Поэтому сейчас в этом вопросе полная неразбериха. Ведь, согласно тому же Таможенному кодексу, этот срок определен пятью годами». Между тем импортеры «с большой дороги» – на авторынке, в салонах и интернете – уверяют потенциальных покупателей в отсутствии какого бы то ни было риска. А многие из них утверждают, что льготно «растаможенные» автомобили уже можно приобрести. Ведь недаром эксперт так охарактеризовал сложившуюся ситуацию по отчуждению прав: «Сейчас неопределенность достигла высшей точки, а любая неопределенность – это идеальная среда для мошенничества и коррупции».

Другой вопрос, на который необходимо обратить внимание, – это несоответствие определенной части поставляемых автомобилей действующим в Казахстане техническим регламентам. По словам Алферова, «сегодня никто не задумывается и нигде не обсуждается эта проблема». В страну свободно ввозятся машины, которые представляют потенциальную угрозу дорожному движению, что также может служить источником коррупционных доходов органов сертификации и центров техосмотра. Наибольшие противоречия с казахстанскими техрегламентами наблюдаются у американских авто. «Дело в том, что в США действуют технические требования, отличные от европейских и казахстанских. По требованиям к оптике – геометрии и цвету пучка фар, боковым показателям поворота, цвету поворотников – автомобили, разрешенные в США, прямо противоречат казахстанским стандартам. Устранить эти несоответствия не всегда возможно даже в заводских условиях, не говоря о кустарных, – утверждает эксперт. – Именно по этой причине ряд моделей американских марок не омологированы для европейского рынка и не могут там продаваться. Касаются эти несоответствия и моделей, например Audi или Toyota, предназначенных для американского рынка».

Если говорить о риске эксплуатации таких машин в дорожных условиях, они связаны, к примеру, с неполным освещением пешеходов по правой стороне или неоднозначностью указателей стоп-сигнала. «Казалось бы, эти несоответствия не носят судьбоносного характера, но дело в другом – надзорные органы при ввозе автомобиля в страну имеют соблазн «закрыть на них глаза», – говорит Алферов. – Боюсь, не всегда безвозмездно». Сегодня аккредитацию испытательных центров, проводящих проверку на этапе таможенного выпуска, осуществляет комитет техрегулирования МИНТ. С будущего года подержанные автомобили, по словам эксперта, и вовсе перестанут проверять на соответствие этим требованиям на этапе таможенной очистки. Эта процедура будет осуществляться исключительно в рамках техосмотра. Остается надеяться, что с передачей надзорных функций по тех¬осмотру в пользу минтранскома (начиная со следующего года) испытательные центры будут следить за исполнением подзаконных актов.

Made in Kazakhstan – востребовано рынком

Между тем месяц, с которого началась самая жаркая пора у транспортных и посреднических компаний, занимающихся доставкой бывших в употреблении машин, а также у таможенных органов, отвечающих за их растаможку, стал рекордным с начала года и по продажам на официальном рынке. Повлияло ли на такой расклад по белому рынку решение правительства ограничить льготные тарифы только машинами от трех до десяти лет, судить сложно. Но, в принципе, вполне возможно, что определенную лепту в «рекорд» вложили и люди, выжидавшие положительного решения по новым авто и не получившие его. Другим неожиданным событием месяца стало то, что 9 из 20 наиболее продаваемых моделей произведены в Казахстане. Причем некоторые бренды продемонстрировали просто колоссальные результаты. С 25-го на 4-е место по объемам продаж переместились автомобили KIA казахстанской сборки. Так что рассуждения о бесперспективности отечественного автопрома теряют почву под собой – потенциал развития у отрасли есть. Неплохой показатель – и у недавнего аутсайдера Renault. За счет поставок автомобилей российской сборки он сумел подняться до шестой позиции.

В целом же за июль в Казахстане официальные дилеры реализовали 1 826 легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 2,8 процента больше, чем в аналогичный период прошлого года. В то же время прирост по отношению к июню составил 6 процентов. Изменений в плане предпочтений казахстанцев за прошедший месяц не произошло. Так же как и ранее, наибольшее количество проданных машин было под брендом «Лада» (360 авто). На втором месте – Toyota (215), на третьем – продукция UZ-Daewoo (194). Как уже отмечалось, на четвертом месте неожиданно оказалась марка KIA (92 авто), выпуск которой в республике стартовал в мае текущего года. Аналитики компании Qncepto говорят, что это агрессивная заявка на лидерство. Пятое место – у автомобилей, также производимых в Казахстане, – бренд Chevrolet может похвастаться 76 проданными машинами.

В разрезе моделей эксперты отметили рост продаж произведенных в республике авто. Еще в первом квартале нынешнего года казахстанский автопром был представлен в TOP-20 не более чем двумя моделями, а в июле этот показатель приблизился почти к 50 процентам. В ежемесячном обзоре официального рынка говорится, что «с расширением модельной линейки и сменой ценовой стратегии казахстанский производитель приступил к стремительному укреплению рыночных позиций». Тем не менее первенство держит узбекская Daewoo Nexia – 126 проданных автомобилей. «Ладу Приору» предпочли 120 покупателей. Казахстанская «Лада» 4x4 расположилась на 3-м месте по объемам продаж (106 а/м). Четвертое место – у Toyota Camry (81). На три авто меньше продали дилеры «АвтоВАЗа». Шестое и седьмое места, соответственно, у узбекских малолитражкек Daewoo Matiz (68 а/м) и Toyota Corolla (58).

Далее идут казахстанские и российские производители с моделями KIA Sorento («Азия Авто», Усть-Каменогорск), Renault Logan («Автофрамос», Москва) и Lada Samara («АвтоВАЗ», Тольятти) – у них по 48 реализованных в июле машин. На девятом месте – Skoda Octavia A5 (33 а/м), замыкает «десятку» KIA Cerato (32 а/м). Обе марки автомобилей выпускаются в Казахстане. Далее модели авто, производимые в республике, встречаются на 14-м месте – Chevrolet Aveo (19 а/м), на 17-м – Chevrolet Captiva и Chevrolet Lacetti (по 15 проданных авто), на 19-м месте – внедорожник KIA Mohave (12 а/м), на 20-м – Skoda Superb (11 а/м). В целом же, как отмечено в обзоре, доля автомобилей, собранных в стране (продажи и производство), на рынке новых легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам июля 2010 года составила 15,77 процента. Даже скептики, думается, согласятся, что показатель очень неплохой.

Что касается ситуации на вторичном рынке, то прогнозируемый многими спад цен в условиях действия постановления правительства льготной растаможке не случился. Завозимые в страну автомобили, при наличии действующего ограничения на продажу, на расстановку сил на рынке никакого влияния не оказывают. Эксперты скептически относятся и к тому, что какое-либо воздействие этот поток окажет и после истечения срока ограничения на продажу. Тогда в стране будут действовать уже иные правила, регламентированные Таможенным кодексом. И можно ожидать, что вместо снижения рынок подержанных машин продемонстрирует рост цен…


Николай Лимов

Источник: газета "Известия-Казахстан"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии