16 Сентября 2010 13:24:00

Липовый плод просвещения

Вся правда о Жанне д'Арк, Галилео Галилее и президенте СССР от составителей казахстанских учебников
0 КОММЕНТАРИЕВ

О сколько в них открытий чудных!.. Это про наши казахстанские учебники. Разгрызть этот крепчайший гранит науки не под силу даже самым "зубастым" ученикам. Ошибок в настольных книгах - масса. Кто за них в ответе?

Как погибла Жанна д'Арк?

Начать стоит с того, что в августе на Министерство образования подал в суд восьмилетний пацан. Алматинский второклассник пеняет главному педагогу страны Жансеиту Туймебаеву на то, что в учебнике "Правила дорожного движения" не только масса орфографических ошибок, но и... откровенная чушь! Как вам такой пассаж: "Если в одном месте стыкуются четыре(!) улицы, то они называются четырехсторонним перекрестком"? Как улицы могут стыковаться, да сразу целых 4(!!!), известно только многомудрым изобретателям сего опуса. "Поднятый вверх жезл соответствует желтому сигналу светофора" - тогда как даже ученик начальной школы может просветить вас, что это означает красный сигнал. И все в таком же духе.

Пример гражданского подвига алматинского постреленка - другим наука. Ошибок в современных казахстанских учебниках масса. Мы решили изучить лишь некоторые из них, заручившись поддержкой простых учителей и сотрудников управления образования. Уж они-то вылавливают этих ошибок не одну и не две!

Преподаватель истории одной из средних школ нашего города делится "секретом" умной книги:

- Несколько лет назад в учебнике "Всемирная история-7" казахстанского издательства "Мектеп" обнаружила забавный факт. Вкратце там говорится о Жанне д'Арк. Она именуется почему-то Жанной Французской. Так вот Орлеанскую деву, по сведениям казахстанских мастеров истории,.. четвертовали! А не сожгли на костре.

Топор палача плачет по голове отнюдь не "французской девы", а по многомудрым составителям "истории".

Коллеге вторит географ:

- А вот в учебнике географии был зафиксирован еще более забавный "феномен". Оказывается, "солнце освещает территорию Казахстана примерно три часа и закатывается"...

...На огненной колеснице в свой замок, - так и хочется продолжить за составителями учебника.

- В учебниках первых лет независимости ошибок было действительно немало, - рассказывает директор института повышения квалификации работников образования Сауле Байхонова. - Поэтому многие учебники выдерживали 10-15 переизданий. Министерство постоянно борется с ошибками. Сейчас их в разы меньше - многие учебники попросту изымаются. Но выловить абсолютно все ошибки, конечно, практически невозможно.

История пишется

В учебнике "История Казахстана-10", выпущенном в издательстве "Мектеп", временем проведения второго съезда казахов в Оренбурге называют декабрь. А через пару сотен страниц оказывается, что тот же съезд прошел в ноябре. Может, съезжались дважды?

Этот же учебник называет временем "переезда столицы Казахстана в Кзылорду" то 1924, то 1925 год. Месяцы также разные.

На 95 странице этого же "труда", где авторы сомневаются в правдивости собственных данных, допущена еще одна неточность. В Алматы, по сведениям авторов, первым во время военного лихолетья начал работу... мужской Казахский пединститут!

И это в то время, когда мужчин не хватало на передовой, а не в аудиториях университетов. Да и первым в Алматы во время Великой Отечественной появился женский педвуз.

А знаменитое анракайское сражение, в котором казахи наголову разгромили джунгар, и вовсе вызывает у лиц, приближенных к исторической дисциплине, массу сомнений. В начале абзаца оно проходило на юго-востоке балхашского побережья. В следующем - на... северо-западе (наверное, решили пойти от противного). Далее и вовсе... Битва произошла возле озера... Жаланышколь! "Проворное" сражение, лихо перемещающееся по территории Казахстана, с успехом преодолевает в учебнике и временные барьеры. То описано историками в 1729 году. То, "по свидетельствам современников", зафиксировано в 1730 году. Кто рассудит историков и современников?

Но есть и на фоне прочих ошибок вопиющие "экземпляры". Так, в одном из учебников Клим Ворошилов не иначе как... "председатель всея Советского Союза, диктатор(!) отправил на плаху тысячи и тысячи свободолюбивых и прогрессивных сограждан".

В учебнике мировой истории для девятого класса глубоко и всесторонне изучается биография академика Сахарова и двух его... идейных противников. Лидеров КПСС, одновременно(!) стоявших у руля СССР, – Л. Брежнева и М. Горбачева.

Еще один учебник от "Мектепа": "История древнего Казахстана-6". Сенсационное открытие совершили казахстанские ученые: оказывается, все мы живем... в неолите! Ведь именно 5000-2000 годы н. э.(!) значатся как новокаменный век. Впрочем, их коллеги так и не смогли определиться, когда же все-таки наши пращуры выпустили из руки каменный топор, заменив его на орудие из бронзы. В одном из учебников по истории период неолита с легкой руки историков продлился с Х по II век. Спасибо, хоть не нашей эры, а то рисовать нам наскальные рисунки вместо сидения в интернете.

Русские ОМОНомы, египетские жрецы и новый "Тараканище"

Знакомая учительница литературы жаловалась, что современные дети даже сказки знают лишь в... коротком пересказе! Один особенно одаренный пятиклассник выдал педагогу, что кот в сапогах последним съел колобка. Это была отнюдь не лиса, доказывал пострел. "Как такое происходит?" - задавалась педагог вопросом. А вот как.

"Представьте себе на минуту, - предлагают составители учебника "Познание мира-2" , - что стала возможной ситуация, описанная в сказке "Тараканище": крокодил солнце красное проглотил!" ("Познание мира — 2". Кулжан Жунусова, Казына Аймагамбетова).

Представить это решительно невозможно. Ведь крокодила вместе с его солнечным блюдом в сказке "Тараканище" отродясь не было, о чем, похоже, не знают ученые дамы.

А вот учебник по русскому языку для шестого класса издательства "Шын-Китап". Ну вот, к примеру, открытие "костанайских русоведов" - омономы! Как вам? Может быть, омонимы? Омофоны? Омоформы? Или "схожие друг с другом"... сотрудники ОМОНа?

Дальше - больше. Обстоятельства бывают... места и времени. И все! Все остальное отнюдь не обстоятельства, а какое-нибудь низкосортное дополнение или определение.

Досталось, кстати, и классику казахской литературы Мухтару Ауэзову. В одном из примеров в учебнике он именуется "М. Аеузовым".

А вот несколько цитат из новоиспеченного с пылу с жару учебника "Основы религиоведения" (да-да, того самого предмета, который вроде как есть в умах чиновников от образования, но который все еще не закрепился в школьном расписании):

"…в Древнем Египте жрецы подразделялись по принципу веры в конкретного бога и возглавлял его верховный жрец".

Явственно ощущается, что на алтарь казахстанского образования давненько не приносились жертвы. Впрочем, учебник способен напугать не только школяра, но и доктора теософских наук.

"…После этой стадии проходят философская и позитивная стадии, но социально-исторические изменения общества рано или поздно снова приводят, по мнению О. Конта, ко "второму теологическому синтезу" как духовной основе общественных связей, и тогда "позитивная религия" будет иметь большое значение".

Скажите на милость, где ученику 6-7 класса взять словарь, чтобы "раскусить" крепкий орешек, подкинутый высоколобыми авторами "Основ"? Этот высокоинтеллектуальный и малополезный набор слов.

- Хорошо, если бы был экспертный совет по внедрению новых учебников, - комментирует Сауле Байхонова. - Чтобы была закреплена ответственность за их содержание. А иначе, де-юре, за них какой-то определенный орган не несет ответственности. В этом случае, конечно, идеальный вариант - когда опытные учителя легко могут оградить учеников от ошибки, разрабатывая собственные курсы и методологию. Ведь учебник - это лишь часть учебного процесса.

Большую часть из вышеперечисленных книг министерство изымает из обращения. Курс религиоведения во многом не смогли ввести именно из-за того, что качественного пособия пока попросту нет. К сожалению, все попытки казахстанского образования стать независимым, свободным да еще и политически правильным разбиваются о воплощение идеи. Разумеется, большая часть таких книг изымается министерством. Но что приходит взамен? Уходят старые ошибки - приходят новые. Грустно от того, что, выходя из школы, ребятня нет-нет да запомнит четвертование Жанны Французской или президента СССР Клима Ворошилова.


Учебники читал и переводил Евгений ФОМИНЫХ

Источник: газета "Мой город"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии