11 Ноября 2010 16:19:00

"Исторический" скандал

Мать ученицы средней школы выиграла суд у учебного заведения.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Пристальное внимание жительницы Риддера Елены Гордеевой к порядкам, заведённым в школе дочери, обернулось для неё иском от учебного заведения с требованием выплатить полмиллиона тенге. Более того, директор учебного заведения обратилась на предприятие, где работает любознательная мама, с просьбой «оказать воздействие» на сотрудницу. И женщину отправили... провериться «на адекватность»! Впрочем, Елене Анатольевне удалось доказать, что она имеет право следить за обучением дочери и проблем с душевным здоровьем у неё нет.

Попала в опалу

В прямом и переносном смысле "историческая" эпопея началась в начале этого года.

- В январе моя дочка-пятиклассница рассказала, что у них в течение нескольких недель не преподают историю, - рассказала жительница Риддера Елена Гордеева. - Мол, учительница заболела, а замещать некому. Я решила поговорить с администрацией школы и параллельно обратилась в Риддерский отдел образования по этому и другим вопросам.

Кроме недоданных уроков истории, Гордеева интересовалась: должны ли родители платить за ремонт школы и могут ли детей массово перевести в коммерческий класс?

- Потом я попросилась на урок к учителю истории. Она меня приняла, занятие прошло нормально, - продолжает Елена. - Я и не думала, что на следующем родительском собрании 5 февраля директор школы Ольга Корытко начнёт мне выговаривать, мол, я не имела никакого права приходить на уроки и «качать права». На том собрании решался вопрос о создании коммерческого класса, многие родители были резко против. Высказывались, что в школе нужен какой-то контроль, а внедрять коммерческое обучение - противозаконно. Я сама была резко против коммерческого класса, выступала с критикой, да и ситуация с частыми пропусками учительницы истории требовала разъяснений. Вот и попала в опалу. Директор школы сказала, что так просто этого не оставит. Не оставила. 22 февраля на цинковом заводе, где я работаю аппаратчиком, собрали дисциплинарную комиссию. На заседание пришла Ольга Корытко. Она и директор завода Михаил Ермолаев начали давить на меня, требовали, чтобы я пришла в школу и публично извинилась. Перед трудовым коллективом обсуждали мои качества - будто в грязном белье рылись. Вспоминать не хочу. На работе меня вынудили пройти врачебное освидетельствование на адекватность! Город у нас маленький - пошли слухи, что я сумасшедшая. Я решила подать на администрацию школы иск о защите моей чести и достоинства. А школа и учительница истории, в свою очередь, подали встречный иск. Все лето длились тяжбы.

По мнению школьной администрации и преподавателя истории, нелицеприятными высказываниями на собрании родительница нанесла школе несмываемое оскорбление. И в письме директору Риддерского металлургического комплекса Ермолаеву, и в исковом заявлении обличали: "Гордеева Е.А. вела себя вызывающе, оскорбляла преподавателей на основе слухов, которые, якобы дошли до неё от коллег по работе, называя школу бардаком, в котором творятся всякие безобразия. Говорила о том, что она вправе ходить на уроки, контролировать преподавателей, не имея на то определенных компетенций." (орфография и пунктуация сохранены — прим. ред.). В исковом заявлении требовали сатисфакции, оценив сумму морального вреда в 500 тысяч тенге (школа) и 300 тысяч (учитель истории).

Риддерский городской суд выносит решение: в иске Гордеевой отказывают, а вот требования сотрудников школы частично удовлетворяют, снизив сумму компенсации за моральный вред до 5000 тенге в адрес школы и 3000 — в адрес учителя истории. Ещё суд обязал маму пятиклассницы принести извинения педколлективу - несмотря на то, что в законе не предусмотрен такой вид опровержения.

- Апелляционная судебная коллегия вынесла постановления об отмене решения риддерского суда, - рассказал судья апелляционной инстанции Восточно-Казахстанского областного суда Марат Тлеубергенов. - Иск Гордеевой к школе № 5 был удовлетворён частично. Моральный вред, нанесённый женщине, оценён в пять тысяч тенге. Самое главное - школа так и не доказала, что родительница как-то оскорбляла учителей или учебное заведение. Если прозвучала критика, стоило принять её и рассмотреть конструктивно, а не обращаться непонятно зачем на завод. В самой школе в ходе разбирательства не отрицали, что учебный процесс был не на должном уровне. Ведь уроки истории так и не проводились - Гордеева резонно волновалась за обучение дочери.

Проверяешь? Сошла с ума

Впрочем, в пятой школе по-прежнему считают, что Елена Гордеева вела себя возмутительно. И намерены довести дело до Верховного суда.

- Весь педагогический коллектив оскорблён, - объяснила директор Риддерской средней школы № 5 Ольга Корытко. - Сейчас все знают о своих правах, а об обязанностях забывают. Конечно, родитель вправе посещать уроки с разрешения администрации. А если он заявляет - я хочу контролировать учебный процесс? Простите, а у вас есть на это компетенция? Мы всегда «за» активное сотрудничество с родителями, но тут вопрос имеет социальное звучание: некоторые люди не смогли себя реализовать, и пытаются самоутвердиться в стенах школы. Я за 35 лет работы в первый раз столкнулась с такой, как Гордеева. Учитель истории один, замещать уроки было некому, все занятия потом были выданы дополнительными часами — нас гороо на этот счёт проверяло.

-Что это за коммерческий класс, о котором рассказывала Гордеева?

- В законе об образовании есть статья, разрешающая проводить дополнительные платные часы, но только с согласия родителей. Многие родители просили организовать такие занятия, но потом большинство от них отказалось.

- Почему вообще возникла необходимость идти на предприятие, где работает Гордеева и выносить сор из избы?

- Мы лишь попросили оказать воздействие на неё. На завод меня пригласили в качестве представителя учебного заведения. Я не заставляла её проходить обследование - у них на предприятии есть специальная служба, которая это и предложила.

На Риддерском металлургическом комплексе ТОО "Казцинк" посчитали, что поведение Елены Гордеевой могло бросить тень на завод.

- Ольга Корытко пришла с официальной бумагой, а я должен на такие обращения реагировать, - рассказал директор комплекса Михаил Ермолаев. - Мы собрали дисциплинарную комиссию, которая много лет конфликты разбирала. Не хотелось, чтобы нашего сотрудника огульно в чем-то обвиняли и чтобы на завод пальцем показывали — какие у вас дамы склочные! Потому что если у баб, извините, склоки - не на официальном уровне и без свидетелей - туда в одиночку вмешиваться нельзя. Сейчас же нет парткомов или комиссий по нравственности. Выслушали обе стороны, поскольку завода это не касается, рекомендовали разбираться за его пределами. Гордеевой было сказано: мадам, лучший вариант — это получить от школы бумагу, что ты их не оскорбляла, вела себя достойно. Извинись, если не права.

- Почему вы пошли на поводу директора школы и стали обсуждать частную жизнь сотрудницы?

- Я не могу игнорировать официальные обращения. По закону на них нужно отреагировать в три дня. Решили все без ругани и скандалов тактично обсудить.

- Зачем Гордеевой назначили врачебное освидетельствование на вменяемость?

- Просто попросили пройти. Это право отдела охраны труда.

- Действительно ли Ваша супруга работает в средней школе № 5? И знакома ли она с Ольгой Корытко?

- А какое это имеет отношение к делу? Да, моя супруга когда-то давно там работала, но она уже лет 15 домохозяйка. Думаю, они знакомы (с Корытко - прим. авт.).

Виновата школа?

В управлении образования считают - дело можно и нужно было решить мирным путём.

- Мы сейчас работаем по обращению Гордеевой, - рассказал заместитель начальника управления образования Восточно-Казахстанской области Думангазы Аргынгазин. - Конечно, случай беспрецедентный - чтобы родитель подавал в суд на школу. Да ещё и выиграл его. Такого в области ещё не было. Я пока не могу склониться на чью-либо сторону. Могу сказать, что директор не имеет права без веских причин (карантин, внутреннее школьное совещание) не пускать родителей в учреждение. Хотя лучше договориться с учителем о том, что вы будете присутствовать на уроке, заранее. Директор совершенно неправильно себя повела, решив выносить школьные вопросы на обсуждение заводчан. Есть органы образования, есть попечительский совет. Есть сотни способов мирно уладить конфликт.

В результате всех судебных споров администрацию школы обязали опровергнуть сведения, изложенные в письме на имя руководства металлургического комплекса.

- Директор прислала вымученное письмо с опровержением. Мы уже во всем разобрались, - резюмировал Михаил Ермолаев.

Если не считать желания г-жи Корытко продолжить споры с непокорной Гордеевой в Верховном суде, инцидент, казалось бы, исчерпан...

***

Елена Анатольевна боится потерять работу. Не хочет судиться с предприятием. Беспокоится за дочь - она перевела девочку из пятой школы, прочь от досужих слухов и кривотолков.

- Я просто хотела доказать, что не сумасшедшая, что никого не оскорбляла и имею право знать, как обучают мою дочь, - вздыхает женщина. - А столкнулась с мощной бездушной машиной, которая переедет любого. Но я намерена бороться за то, что предусматривается не только законами, но и элементарным здравым смыслом. Сегодня в школе царят странные правила: это закрытое от всех заведение, куда родители призваны лишь безропотно нести деньги и молчать. Пусть это делают те, кому безразлично, какими вырастут их дети. Я не жалею, что решила идти до конца.


Евгений ФОМИНЫХ, Наталья КРАСНИЦКАЯ, фото Натальи КРАСНИЦКОЙ.

Источник: газета "Мой город"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии