09 Июля 2009 21:55:00

Цвет неприятной неожиданности?

В Казахстане решили привести в порядок таксомоторный парк страны. До 1 сентября, по идее Минтранскома, все такси должны быть оборудованы счетчиками и перекрашены «в единую цветовую гамму».
0 КОММЕНТАРИЕВ

Официальные перевозчики готовы пойти на дополнительные траты, однако ставят чиновникам одно условие – необходимо начать борьбу с «серыми» таксистами. В противном случае данная инициатива, как они утверждают, может еще больше усугубить и без того кризисную ситуацию на рынке пассажироперевозок.

В погоне за всем цивилизованным миром казахстанское Министерство транспорта и коммуникации приказом главы этого ведомства за №539 от 10 декабря 2008 года приняло новые поправки и дополнения к «Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом». В числе прочих нововведений предусматривается обязательное наличие в такси специальных счетчиков (таксометров), а также «единая цветовая гамма, установленная местными исполнительными органами».

Надо — так надо

До начала этого года такси одного — желтого — цвета ездили только по Астане. Вслед за столицей желтый цвет для внешнего оформления такси недавно официально утвердил и Костанай. Инициативу Минтранскома чиновники обосновывают просто: в целях улучшения качества обслуживания населения.

- Вы взгляните на развитые и на многие развивающиеся страны — там автомобили выкрашены в желтый цвет, имеют опознавательную «шашечку» сверху и внутри установлены таксометры. А у нас, не считая Астаны, такси практически не имеют таксометров, редко — «шашечки» и не выкрашены в желтый цвет, — возмущен сотрудник департамента стратегического планирования и развития транспортно-коммуникационного комплекса Минтранскома Болат Алдабергенов.

Но одно дело — предложить идею и совсем иное — претворить ее в жизнь. Что в данном случае намерено предпринять МТК? Ведь муниципального парка такси (как, кстати, и автобусного парка) в стране нет, весь пассажирский транспорт находится в частной собственности. А ссылки на известное многим нью-йоркское или пекинское такси (между прочим, муниципальное) выглядят как-то неуместно и неубедительно. Неужели государство намерено указывать частникам, по каким им правилам следует играть?

Но в Министерстве транспорта и коммуникации именно так и считают:

- Если вы хотите осуществлять перевозки и знаете, что существует такое решение местного исполнительного органа, закрепленное в «Правилах перевозок пассажиров и багажа», то вы обязаны перекрасить автомобиль в желтый цвет. Иначе этот рынок не должен быть ваш. Вы, например, не полезете же со своим уставом в чужой монастырь? — категоричен Болат Алдабергенов. — В Китае муниципальное такси, и оно принадлежит городу, государству. Оно не принадлежит частникам. Поэтому там легче проводить решения, там не надо никого уговаривать: «Дядя Вася, покрась свое авто, чтобы оно нормально выглядело». Там сказали надо — так надо.

При этом г-н Алдабергенов признал, что процесс до 1 сентября вряд ли закончится и может затянуться на два-три года, «но постепенно весь Казахстан будет иметь такси в единой цветовой гамме». И здесь первостепенная роль отводится местным властям, потому что этот вопрос переложен непосредственно на них.

Дорогая копеечка

По словам директора ТОО «Алматы-Такси» Ермека Танбаева, представителей всех официально зарегистрированных таксомоторных перевозчиков южной столицы не так давно приглашали в акимат Алматы, где знакомили с новыми требованиями по цветовой гамме и таксометрам. Единого решения по цвету для такси, как отметил он, тогда еще не было принято, но о «корректировке» предупредили.

В разговоре с «Республикой» г-н Танбаев рассказал, что в настоящее время его организация располагает более чем 150 автомобилями-такси. Все они белого цвета, с фирменным логотипом, «шашечным» поясом на кузове, с радиостанциями и так далее. В настоящее время началась установка счетчиков. Каждый из них обойдется в 15—20 тысяч тенге, а общая сумма расходов составит, по его данным, 5 млн тенге.

- Подсчетом расходов на перекраску мы пока не занимались, потому что городским властям мы предложили свой вариант цветовой гаммы — белый, — пояснил он.

- Мы подсчитали, во сколько обойдется покраска одного автомобиля без учета переоформления его в дорожной полиции. Выходит порядка 150 тысяч тенге. — сказал нам представитель ТОО «Экспресс-Такси», попросивший оставить его анонимом.

По мнению собеседника, перекраска авто и приобретение таксометров влетят таксопаркам в копеечку. Причем, если подсчитать одну только покраску, то на таксопарк в количестве 150 автомобилей потребуется как минимум 22,5 млн тенге.

- Отдать 150 тысяч тенге на перекраску мы, конечно, не готовы, но будем вынуждены как-то изыскивать средства, если будут учтены наши просьбы, права, — подчеркнул представитель ТОО «Экспресс-Такси».

«Серое» зло

Просьба у таксистов только одна — разобраться с «серыми» коллегами. Кризис заставил «калымить» многих алматинцев и жителей пригорода. В итоге объем заказов у официальных перевозчиков, по информации Ермека Танбаева, снизился на 30—40%.

- Работать становится накладно, потому что конкурент — весь город. Все «таксуют», и пока мы это не остановим, такси вообще будет планово убыточным, — уверен он. — Примет ли это к сведению руководство города, вынесет решение? У нас во всех пассажирообразующихся местах работают лица, которые не должны заниматься этим видом деятельности. И о чем можно вести разговор, когда в аэропорту у нас никто порядок навести не может? Вы видите, какая там ситуация? Людей за руки хватают прямо на выходе в общий зал. Там творится беспредел!

Как один из выходов из сложившейся ситуации руководители таксопарков Алматы готовы принять на официальную работу на свои предприятия частных таксистов. Например, ТОО «Алматы-Такси» готово расширить свою производственную базу и принять от 500 до 1000 автомобилистов.

- Но, опять же, мы не имеем возможности, так как нам не дают работать «серые», «дикие» извозчики, — добавляет г-н Танбаев. — Таксомоторы устанавливать или машины перекрашивать — что делать? Вы знаете, что сейчас идет кризис? А если бы одномоментно остановить всех частников, не дать им работать, а дать работать официальным перевозчикам, то, я считаю, можно было бы уже делать какие-то шаги в этом отношении.

- В любом случае, мы будем это делать без помощи государства. Честно говоря, об этом задумываться как-то не хочется, — сказал, в свою очередь, представитель ТОО «Экспресс-Такси».

В Министерстве транспорта и коммуникаций о проблемах таксистов наслышаны. Однако ответа на вопрос, каким образом нужно бороться с нелегальными таксистами, до сих пор не знают.

- Если таксист нигде не зарегистрирован, как говорится, «теневой перевозчик», то мы практически не можем оказать на него влияние. Потому что трудно доказать, является ли он участником перевозочного процесса, — признался Болат Алдабергенов.

При этом чиновники уверены, что расходы на покраску и оборудование такси должны нести именно владельцы таксопарков. Бизнесмены, с этим не согласные, «просто наживут себе проблемы» — в виде различных проверок и штрафов.


Асхат АХМЕТБЕКОВ

Источник: Газета "Республика"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии