Депутаты призвали навести порядок на рынке такси в Казахстане
По его словам, в Казахстане в сфере перевозок граждан занято более 500 тысяч водителей такси, однако точные данные до сих пор отсутствуют. Агрегаторы не предоставляют полной и достоверной информации о количестве водителей, что, как отмечается в запросе, недопустимо в условиях цифровизации, на которой настаивает Глава государства, включая создание «цифровых двойников» отраслей экономики.
Депутаты подчеркнули, что сервисы такси стали неотъемлемой частью повседневной жизни казахстанцев: ежегодно через агрегаторы совершается свыше 150 млн поездок, а объем рынка, по разным оценкам, достигает 500 млрд тенге. При этом деятельность крупных платформ, таких как Яндекс, InDriver, Аparu и других, фактически находится в «серой зоне».
В обращении отмечается, что действующее законодательство оперирует устаревшими понятиями и не учитывает специфику работы цифровых агрегаторов. Вне правового поля остаются вопросы ответственности сторон, стандартов безопасности, прозрачности алгоритмов, страхования, а также защиты прав пассажиров и водителей. До сих пор отсутствует четкое определение понятия «водитель такси», не разграничены права и обязанности между водителем, таксопарком и агрегатором, что приводит к социальной незащищенности таксистов.
Отдельное внимание депутаты обратили на проблемы безопасности. Требование о ежедневном медицинском осмотре носит формальный характер, поездки не страхуются, отсутствует полноценная проверка данных о водительских правах, техническом состоянии автомобилей и прохождении техосмотра. По сути, к перевозкам могут быть допущены лица без прав, в том числе на праворульных автомобилях, выполняющие междугородние поездки. Также указывается на отсутствие контроля скорости и маршрута, прозрачной информации о стоимости поездки, безналичной оплаты и систем экстренного вызова в ряде приложений.
В этой связи фракция «AMANAT» предложила ряд мер, включая разграничение функций диспетчерских служб и цифровых сервисов, введение законодательного определения «водитель такси» с закреплением его статуса, прав и обязанностей, переход к регулярным медицинским обследованиям с автоматизированным контролем через системы Минздрава, обязательное страхование жизни и здоровья пассажиров и водителей на каждую поездку, а также усиление цифрового контроля за данными водителей, автомобилями, скоростью и маршрутом движения.
Депутаты заявили о готовности принять участие в разработке соответствующих законодательных изменений и оказать содействие профильному министерству.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.