Искусственный ажиотаж
По прогнозам специалистов, начиная с 1 июля цены на подержанные авто начнут планомерно расти. Причём к осени они взлетят на 40-50 процентов. По мнению президента Ассоциации таможенных брокеров страны Геннадия Шестакова, высказанному им в интервью ИА «BNews.kz», весьма вероятен и ценовой сговор нечистых на руку продавцов вторичного рынка:
– Нужно учитывать, что возникнет ценовой сговор продавцов вторичного рынка – спускать цены никто не будет. Мы предупреждали казахстанцев покупать и заказывать машины из-за границы максимум до февраля 2011 года.
По его же словам, на рост цент на вторичном автомобильном рынке также влияет активность российских дилеров:
– Серые дилеры, как мы их называем, чтобы получить хорошую прибыль, сейчас активно оптом скупают машины на нашем рынке, поэтому цены на автомобили в Казахстане будут расти. Существуют сезонные факторы, например, лето и период после Нового года, но вряд ли они повлияют на снижение цен.
Напомним, с 1 июля 2011 года в Казахстане таможенное декларирование ввезенных в страну автомобилей будет производиться по ставкам Единого таможенного тарифа. Для автомобилей старше 5 лет: объемом двигателя от 1800 до 3000 куб. см ставка пошлины составит 4 евро с куб. см; объемом двигателя больше 3000 куб. см – 5,8 евро с куб. см.
То, что из-за новых ставок таможенных пошлин пострадают тысячи граждан Казахстана, не вызывает сомнений. Вот и председатель правления Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» Азат Перуашев принародно озаботился перспективами народного страдания:
– Производители не пострадают, они выиграют. Пострадают те, кто работал на ввозе подержанных автомобилей в Казахстан – это достаточно большая группа людей, несколько тысяч человек, – сказал Азат Перуашев.
– Привозить импортные автомобили было проще, чем производить свои. Мы потеряли свое производство и занимались чистой коммерцией – вывозом денег, которые зарабатываются в Казахстане. Если мы хотим идти в ногу со временем, если мы хотим строить технологичное производство и реальную индустрию, а это правильный выбор, то мы должны эти вещи применять.
Между тем, заинтересованные лица уже создали большой ажиотаж на этой проблеме и гребут барыши лопатой.
По неофициальным данным, на таможенных постах Казахстана скопилось от 30 до 50 тысяч автомашин для въезда в страну. Таможенники число не подтверждают, но общую картину признают. По мнению депутатов Мажилиса, ситуацию нужно срочно исправлять.
– Ажиотаж на границе спровоцирован нечистоплотными дельцами в погоне за наживой, которые принимают заказы на доставку автомобилей, заведомо зная, что не успеют ее осуществить до 1 июля, но страдают простые люди, которые вложили деньги, ждут свои автомобили, – приводит слова депутата Бахыт Сыздыковой сайт tengrinews.kz.
Депутат отметила, что появилось много предложений от «предприимчивых посредников», которые за определенное вознаграждение предлагают «развести» и «ускорить» все таможенные процедуры и транспортировку.
Депутаты считают, что для разрешения ситуации надо продлить действие «льготных тарифов» до конца 2011 года. Кроме этого, транспортники в приоритетном порядке должны разгружать суда, груженные автомашинами, прибывающие из Ирана, Азербайджана, Прибалтики и Китая по воде в Казахстан.
Растёт число «кинутых» на ажиотаже несостоявшихся автовладельцев:
– Купили автомобиль 24 апреля в ОАЭ. Взяли большой кредит на 4 года – давно хотели нормальную нестарую машину, но цены в Казахстане не позволяли ее приобрести. Цена за авто из Эмиратов со льготной растаможкой выходила намного ниже. Мы были уверены, что успеем растаможить по льготным тарифам. Фирма по доставке SEPID Trading обещала доставить нам машину в Актау, где и предполагалось проводить таможенную очистку, за 22 дня. По прошествии 22 дней машина наша не пришла. Созвонились с поставщиком, там попросили подождать, сказали, что машин много и есть некоторые задержки, – рассказывает Алина Герасименко из Усть-Каменогорска. – В Интернете мы узнали, что эта фирма объявила себя банкротом, и все машины просто брошены в Иране без дальнейшей проплаты и с большими штрафами за простой. Таких людей из Казахстана, которых «кинула» эта фирма, более 500. Все они в отчаянии, некоторые даже приблизительно не знают, где их машина. Про нашу мы узнали только то, что она в Анзали.
Люди уже готовы отдать последнее, потому что если не вызволить машину сейчас, то потом с ней вообще непонятно что делать – авто по новым правилам многим точно не растаможить, просто не потянут такую сумму.
Прошел слух, что в таможне советуют растаможить не успевшие в срок машины на запчасти. Но всех потраченных денег это не вернет. Это был наш единственный шанс взять хороший автомобиль, а теперь велика вероятность остаться с большими долгами и без машины по вине фирмы-поставщика. Вряд ли нам еще когда-нибудь представится шанс купить такую машину – цены на авто сейчас взлетят раз в 5.
Такими признаниями пестрит весь казнет. Но Правительство страны, это, похоже, мало волнует. Оно и понятно: чиновники-то ездят на машинах, приобретённых за бюджетные, т.е. наши с вами деньги.
Антон Сергиенко
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.