09 Марта 2023 11:40:03

Из-за снижения утильсбора в Казахстане стало больше старых авто

3 мая 2022 года был опубликован, а 14 мая вступил в силу приказ о снижении утильсбора на автомобили на 50%.
9 КОММЕНТАРИЕВ

Ратуя за снижение (а то и полную отмену) утильсбора, популисты выдвигали тезис о том, что таким образом можно будет обновить автопарк страны — за счёт импортных новых или "молодых" авто, передаёт BaigeNews.kz со ссылкой на Energyprom.kz.

За 12 месяцев 2022 года на внутреннем рынке РК было реализовано 159,8 тысячи новых легковых автомобилей — на 8,4 процента больше, чем годом ранее. При этом ещё 10,2 тысячи авто отправили на экспорт. Сразу 60,8 процента (против 50,9 процента годом ранее) имеющихся ресурсов было обеспечено казахстанскими производителями: 103,3 тысячи авто — на 20,8 процента больше, чем годом ранее. Импорт же сократился на 14,6 процента, до 66,6 тысячи авто (лишь 39,2 процента от ресурсов, против почти половины в предыдущем году).

"Если же обратить внимание на динамику до и после ввода изменений в законодательство, то окажется, что доля казахстанских автомобилей на рынке не поменялась, так и оставшись на уровне около 61 процента, а рост производства даже ускорился: по итогам января–апреля 2022 года он составлял 19,2 процента к аналогичному периоду годом ранее, а по итогам мая–декабря — сразу 31,6 процента. Импорт же показывал спад (а вовсе не рост) и до снижения утильсбора, и, главное, после", - говорится в сообщении.

Введение любых налогов и сборов в Казахстане состоит в том, чтобы, с одной стороны, защитить экологическую безопасность в государстве, а с другой — поддержать местное производство. Для казахстанцев, которым основные поставки авто на рынок обеспечивает именно казахстанский автопром, поддержка отечественных автомобилестроителей сегодня — самый важный момент для развития автопарка, не говоря уже о том, что отрасль в принципе является драйвером машиностроения и реального сектора в республике.


С февраля 2022 года БНС АСПиР РК изменило систему подачи информации, поэтому именно с этого момента и стоит сравнивать данные.

"Если с начала весны по май, когда, собственно, утильсбор и сократили, основное изменение автопарка происходило за счёт увеличения количества новых авто (младше трёх лет) на 22,2 тысячи, до 291,7 тысячи машин, то уже после этого, с мая по декабрь, автопарк увеличился на 86 тысячи авто, однако рост количества новых среди них — всего 28,2 тысячи, а ещё 33,7 тысячи составили автомобили старше десяти лет, причём 22,8 тысячи из них — и вовсе рухлядь старше двадцати лет", - пишут аналитики.


При этом, несмотря на то, что утильсбор был снижен, автопром РК отлично показал себя, независимо от этой ситуации.

Так, с января по 1 мая 2022 года общее число выпущенных автотранспортных средств составило 30,7 тысячи единиц, против 26 тысячи годом ранее (плюс 18 процентов), а непосредственно легковых авто — 27,3 тысячи, против 22,9 тысячи год назад (плюс 19,2 процента).

С начала же мая и до конца декабря производство автотранспортных средств в целом достигло 83,2 тысячи единиц, против 67,5 тысячи год назад (плюс 23,3 процента), а легковых машин — уже 76 тысячи, против 57,8 тысячи годом ранее (плюс 31,6 процента).


Таким образом, местные автопроизводящие компании показывают себя хорошо, чего не скажешь об автопарке РК в целом, где теперь уже 7 из 10 машин — старьё.

Сравним заодно рост аварийности на дорогах страны. Так, если количество аварий с начала 2022 года до конца апреля показало годовой рост на 2,9 процента, то с мая по декабрь включительно — сразу на 7,7 процента к аналогичному периоду годом ранее. В результате в целом по итогам 2022 года количество ДТП увеличилось на 6,4 процента — это самый большой рост за все последние годы. Такая же динамика наблюдается и с численностью пострадавших в этих ДТП.

Причём ситуацию не объяснить сезонностью, так как наиболее опасные месяцы зимы приходятся именно на первый период (январь–апрель включительно). К тому же, если рассмотреть показатели 2021 года, то в сравнении с 2020 годом годовой рост количества ДТП по итогам января–апреля составлял 10,3 процента, а вот по итогам мая–декабря — лишь 0,8 процента (и итоговый рост за год — на 3,1 процента).

Таким образом, если ликвидация по приказу президента "Оператора РОП" и передача управления утильсборами госкомпании "Жасыл Даму" — и правда своевременная мера, добавляющая системе прозрачности, то к остальным моментам остаются вопросы. Например, кому и для чего нужны были заигрывания со сборами, изменение которых по итогам не принесло стране ничего, кроме автохлама на дорогах — угрозы для экологии и безопасности населения.

В конце концов, на обновление автопарка, а также на кошельки казахстанцев и их возможности купить новое авто гораздо более позитивное влияние оказывает система льготного автокредитования от государства — действительно адекватная мера поддержки и граждан, и производителей.


Источник: BaigeNews.kz
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
796
796
09.03.2023 12:06
А причем тут снижение утиля на новые авто и старением парка??? Лохмуты сюда никто не везет легально, там помимо утиля такие ставки таможни, что нет никакой абсолютно выгоды. Не нужно искать крайних там где их нет
113
Ильяс
Ильяс
09.03.2023 12:26
еще они сравнивают произведенное количество авто, а не зарегистрированное в казахстане новые авто. То есть экспорт та надо убрать, а мы увидели все что много новых авто уезжают в РФ.
42
Dmitry
Dmitry
09.03.2023 12:11
каждой семье по конструктору (из японии), надо поднимать статистику
28
Дракон
Дракон
09.03.2023 12:33
Наличие старых автомобилей в стране это индекс показателя уровня дохода населения!!!!! Что то по Дубаю не гоняют на старой Жигули или Москвиче 412. Поэтому не надо критиковать людей за старые машины. У них нет миллиардов за рубежом.
149
Чапаев
Чапаев
09.03.2023 14:37
Не существует старых машин. Есть исправные и неисправные.
66
Чапаев
Чапаев
09.03.2023 14:53
А статья забавная, в ней такие перлы! Оказывается утиль сбор и таможня защищают интересы населения и помогают автопрому Казахстана. По сути, если вы привезете авто в разобранном виде из-за бугра, а потом соберете его в гараже, вы выполните весь производственный цикл автопрома РК. Там в статье еще интересный момент, пишут, что с декабря по март аварийность такая, а с марта и дальше резко возрастает и привязывают эти события к старению автопарка. А я такие события объясняю тем, что в марте ТАЕТ асфальт и приходится часть внимания тратить на визуальный поиск препятствий и вариантов объезда препятствий, это раз, на дороги выезжают подснежники, это два, любители скорости начинают чувствовать себя более вольготно, это три.
109
Андрей1313
Андрей1313
09.03.2023 18:43
двадцатилетняя тойота в разы лучше чем новый таз да и дешевле в несколько раз. людям пытаются запихать говно и еще удивляются что вкус не нравится. а все эти графики-шмафики вообще ни о чем.
59
Квадрат
Квадрат
10.03.2023 12:17
Статья заказная для последователей Балушкина. В Казахстане вообще не нужен "автопром". Фикция это. И Балушкинский АзияАвто и СарыАркаАвтопром и Хюндай в Алма-Ате. Не конечно, пусть работают, но без заградительнвх пошлин они в один момент сдуются.
18
Igor uk
Igor uk
11.03.2023 00:14
Вы господа критикует статью в которой много цифр и умных слов, а одним словом это лабуда типо правительство заботиться о нас, а мы дураки которые должны в это верить, а все заводы просто собирают конструктора и выдают это за наше отечественное производство.
16
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии