18 Июня 2009 01:01:00

Летний зной превращает салон автомобиля в смертельно опасную зону

Автомобиль, по общемировому признанию, давно «прославился» как самое опасное транспортное средство. Ежегодно количество погибших исчисляется миллионами. Однако лишиться жизни в автомобиле вполне возможно, даже не являясь участником дорожно-транспортного происшествия. ДТП не единственная опасность, которая случается с автовладельцами. Известны случаи, когда водители умирали в машине от обычной летней жары.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Звон в ушах, потемнение в глазах, головная боль, сонливость, повышенное сердцебиение – это первые признаки теплового удара, которые могут появиться у водителя уже через час вождения в жаркий день. Попытка перетерпеть недомогание может привести к внезапной потере сознания за рулем. За 300 лет существования автомобиля человек придумал много способов защиты салона машины от зноя. В списке изобретений как профессиональные, вроде кондиционеров, так и доморощенные выдумки, порой нелепые, но для машин некомфортабельных вполне действенные.

Как известно, бытовые и автомобильные кондиционеры появились практически одновременно, сразу после холодильников и морозильных установок, которые используют в своей работе практически те же принципы. Однако портативные кондиционеры, пригодные только для легковых автомобилей, пришлось ждать аж до 1939 года. Сначала кондиционеры появились на самых роскошных машинах и стоили очень дорого. Сейчас практически все сходящие с конвейера автомобили оснащены системой охлаждения. Тем не менее на казахстанских, впрочем, как и на российских, дорогах все еще очень много машин, лишенных этих благ цивилизации.

Вверх по Цельсию

Весна по всему Казахстану выдалась богатой на осадки. Буквально в начале этого месяца мы только и мечтали о согревающих лучах солнца, которое, казалось, уже никогда не пробьется сквозь плотные серые облака. С небольшим опозданием, но лето все-таки настало. Пришла жара. Двухнедельный зной даже успел и изрядно надоесть.

Многие автолюбители считают, что единственная неприятность, подстерегающая их летом на дороге, – перегрев двигателя. Однако опаснее всего летом жара в салоне автомобиля. И беспокоиться нужно не столько за «сердце» авто, сколько за собственную жизнь и здоровье пассажиров. Летнее пекло не сулит ничего хорошего, особенно когда приходится часами простаивать в пробках, без возможности покинуть раскаленный лучами солнца автомобиль. Водители иногда даже шутят, мол, в машине можно умереть от жары. И, как показывает мировая практика, шутка эта недалека от истины. Увы, такой статистики никто не ведет, возможны лишь приблизительные цифры. Но случаев, когда от зноя в автомобиле погибали люди, немало. О том, что в жару на капоте стального коня можно яичницу пожарить, слышали многие, некоторые даже пробовали (!). Но далеко не каждый знает, что жара внутри автомобиля может принести куда больше неприятностей организму человека.

Жару в городе пережить автовладельцам не просто. Ведь когда на улице плюс 30, салон машины за полчаса под прямыми солнечными лучами прогревается до 60 градусов тепла. И даже при движении автомобиля (без кондиционера) с открытыми окнами и люком температура не опускается ниже цифры «+35». Не каждый взрослый человек сможет спокойно перенести такую духоту. Но хуже всего в таких условиях маленьким детям и пожилым людям. Медики советуют ни в коем случае даже на пять минут не оставлять малышей и стариков в душном салоне.

«Взрослым тоже нужно остерегаться перегрева. Нужно всегда возить с собой воду. Если жара становится нестерпимой, лучше остановиться у обочины и обтереть руки, лоб и шею жидкостью», – рекомендуют медики. По словам врачей, в жару кровь сгущается, увеличивается риск закупорки сосудов, инсультов. Водителям-гипертоникам надо следить за собой особенно тщательно.

Жаропонижающая грелка

Спасти автомобиль и себя от жары можно. Как говорится, голь на выдумки хитра. Так уж устроен человек – приспособится к любым условиям. Вот и от избыточной жары водители научились спасаться.

Хорошим «жаропонижающим» для машины является ее чистота. Чем грязнее автомобиль и его стекла, тем меньше солнечного света он отражает и, соответственно, сильнее нагревается салон. Как ни странно, но черная чистая и отполированная машина нагревается медленнее, чем пыльный белый автомобиль. Кроме того, автомобили с покрытием «металлик» нагреваются значительно медленнее, чем их собратья, покрашенные обычной краской. И еще на 5–7 градусов позволяют снизить температуру в авто солнцезащитные шторки или тонировка. Есть также солнцеотражающие «накидки», которые автовладельцы, как правило, крепят на внутреннюю часть лобового стекла на время парковки. Однако некоторые водители прикрепляют защиту снаружи и убеждены, что этот способ приносит больше эффекта. Убедиться в этом просто, проведите эксперимент.

– Многие считают, что темная машина нагревается сильнее и быстрее, чем ее светлые собраться, – это заблуждение, – пояснил мастер по лакокрасочному покрытию Вадим Сметин. – Температура поверхности зависит не от цвета, а от оптических свойств краски, ее способности отражать лучи, шероховатости поверхности. Грязная или даже просто пыльная белая машина нагревается сильнее, чем черная, но чистая и отполированная.

Это подтверждает и проведенное австрийскими учеными исследование. Эксперимент показал, что «на начальном этапе воздух в более темной машине нагревается быстрее, чем в более светлой. Когда температура стабилизируется, она совершенно не зависит от цвета машины, а зависит от объема салона. В больших машинах температура ниже, чем в маленьких».

Можно в городе увидеть автомобили, в салоне которых прямо на панели установлены компактные вентиляторы. Конечно, это не самое эффективное спасение от зноя, но от перегрева немного избавляет. Медики же советуют возить с собой чистую воду, чтобы в случае перегрева умыть лицо, руки, а еще лучше иметь распылитель воды для цветов и время от времени освежать с его помощью тело. Или же перед продолжительной поездкой за рулем вылить себе за шиворот воды. Есть водители, которые от жары спасаются тем, что просто раздеваются, некоторые мужчины, к примеру, оставляют на себе из одежды только плавки. Удобно, если, конечно, сотрудники дорожной полиции не остановят.

Еще один совет, с помощью которого можно слегка охладить раскаленный салон авто. Для этого потребуются обычные грелки, которые, как правило, используются в домашних условиях для прогревания. Лучше всего взять четыре. В каждую набрать воды, но не под завязку. И положить в морозильную камеру, до превращения воды в лед. Замороженные грелки распределить по салону. Самодельный кондиционер проработает несколько часов.

Губительный контраст

Водители, автомобили которых оснащены кондиционерами, как правило, наоборот, торопятся сесть за руль, чтобы в дороге остыть. Чудо-машина позволяет создать комфортные условия пребывания в салоне авто даже в самой нестерпимой жаре. Но и здесь есть «но». Используя в машине кондиционер, многие умудряются летом получить воспаление легких. Резкий переход с 35-градусной жары на улице в +19-20°С в салоне, особенно если поток холодного воздуха направлен прямо на вспотевшего человека, может вызвать, как минимум, простуду. Чтобы этого не произошло, медики советуют при коротких поездках разницу температур не делать больше чем в пять градусов. В длительных же можно увеличивать, но постепенно. И еще, чтобы не простыть, поток холодного воздуха лучше направлять на ноги (ненадолго) и в верхнюю часть салона. Кстати, после долгой стоянки авто на солнце вообще не рекомендуется сразу включать кондиционер, иначе можно поплатиться «сердцем» машины. И не стоит в раскаленном салоне сразу направ-лять холодный воздух «кондера» на лобовое стекло. От перепада температур оно может треснуть.

– Кондиционер – сложный механизм, который требует внимания и бережного обращения. Особенно в пробках, кондиционер дает дополнительную нагрузку на двигатель, что может стать причиной перегрева мотора, – говорит мастер по ремонту кондиционеров Андрей Смирнов. – Мой совет простой: почаще поглядывать на датчик температуры охлаждающей жидкости: если стрелка приближается к красной отметке (130 градусов), кондиционер стоит незамедлительно выключить. Ремонт дороже комфорта.

На всякий случай

Многие автовладельцы любят, чтобы бак их авто всегда был полон. Однако летом усердствовать с заливкой бака «под пробку» опасно, особенно перед парковкой. Дело в том, что в жару бензин имеет свойство расширяться и буквально рвется наружу. Да и полные канистры возить в багажники в летний период тоже небезопасно.

Оксана ЛЫСЕНКО, фото Александра КАНЦЕДАЛОВА

Источник: Газета "Литер"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии