01 Августа 2011 07:11:00

Между двух огней

С сегодняшнего дня техосмотр автомашин передан в частные автосервисы.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Но, как утверждает председатель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков, в Алматы около десяти СТО, которые полностью оснащены оборудованием и готовы к проведению этой процедуры.

– Техосмотром автомашин будут заниматься частные станции, – на минувшей неделе сообщил заместитель председателя Комитета транспортного контроля МТК РК Асет Асавбаев.

Он также отметил, что согласно закону предусмотрен переходной период, и до 1 января 2012 года параллельно с вновь созданными частными центрами техобслуживание будут осуществлять и органы дорожной полиции. Это делается для бесперебойного обеспечения осмотра транспортных средств.

Пока чиновники решают вопросы об окончательном переводе техосмотра в конкурентную среду, водители мечутся между УДП и частниками. А владельцы СТО пытаются найти деньги на оборудование и получить лицензию на проведение техосмотра.

­– Судите сами, это какой должен быть доход у автосервиса, чтобы заплатить такие деньги? Насколько я знаю, лицензия и оборудование обойдутся в 50 тыс. долларов. У нас, конечно, есть необходимое оборудование типа ям, подъёмников и другого диагностического оборудования, но этого недостаточно. По самым скромным подсчётам, мне нужно ещё около 250 тыс. долларов, чтобы полностью укомплектовать, – рассказывает владелец СТО Андрей Востриков. – Кроме того, не меньшая проблема и персонал. Здесь нужны специалисты, которые знают устройство машины, а не такие, которые научились гайки крутить. Поэтому, взвесив все «за» и «против», я отказался от этой идеи. Хотя недалеко от меня есть крупное СТО, которое, насколько мне известно, сейчас докупает оборудование и уже на завершающей стадии получения лицензии.

Кстати, поддерживает мнение о крупных финансовых вложениях и председатель Независимого автомобильного союза РК Эдуард Эдоков:

– Крупные автосервисы Алматы можно по пальцам пересчитать, их где-то около 5% из тех, что сегодня работают. Всё остальное – либо небольшие, либо полукустарные СТОшки. Сервисы, которые реально могут взять на себя диагностику и технический осмотр автомобиля, можно на пальцах пересчитать. Но если смотреть на это с другой стороны, то передача техосмотра в конкурентную среду, на мой взгляд, скажется положительно. Потому что закончится монополия дорожной полиции на проведение ТО. А любая монополия, на мой взгляд, ухудшает качество и приводит к различным злоупотреблениям, в том числе и коррупционным. Если откроются десятки или сотни СТО, которые будут делать техосмотры, соответственно, будет расти конкуренция, будет повышаться качество услуг, «рука рынка» сможет это регулировать. Но, к сожалению, в наших условиях, думаю, ситуация может повториться. Если раньше те, у кого не было желания самому проходить техосмотр, отдавали деньги сотрудникам дорожной полиции, то теперь они будут отдавать их частному технику, тем более, что с частником легче договориться. И если в крупных городах ситуация будет как-то контролироваться, то в областях прохождение ТО может стать чистой формальностью.

– Эдуард, вы говорите, что если раньше деньги за техосмотр отдавали сотрудникам УДП, то теперь будут давать техникам. Получается, мы вернёмся к тому, от чего пытаемся уйти?

– Здесь видите, что получается, без жёсткого контроля в любой сфере в нашей стране может начаться бардак. Поэтому любое нововведение необходимо рассматривать под этим углом. Если нет контроля, то так оно и будет. У нас огромное количество людей, которые не хотят тратить время на прохождение ТО. Но есть и такие люди, как я, например, которые хотят быть уверенными в техническом состоянии своей машины, в её безопасности. От этого зависит жизнь и моя, и моих детей, и других людей, поэтому относиться к этому наплевательски, я считаю, самоубийственно.

– Эдуард, как вы считаете, а не станет ли следующим шагом, после передачи ТО в частные руки, его полная отмена, как сейчас это делается в России?

– Я не сторонник того, чтобы полностью отменять техосмотр. Среди нас очень мало профессионалов, которые прекрасно разбираются в устройстве машины, поэтому необходимо, чтобы специалисты хотя бы раз в год проверяли её состояние. Вот, например, в той же Германии, впрочем, как и у нас, наличие техосмотра – это закон, эксплуатация авто без него запрещена, предусмотрены огромные штрафы. И я считаю, что это правильно. Суть вопроса – не в отмене техосмотра, а в реализации. Нужно, чтобы были заинтересованы в этом и водители, и автосервисы, и не с одной только целью – взять денег за липовый техосмотр. Так что я считаю, что техосмотр нам нужен.

– К вам, как к председателю Независимого автомобильного союза, обращались за помощью представители автосервисов, которые собираются проводить техосмотры?

– В прошлом году из регионов обращались. Спрашивали, можем ли мы посодействовать в получении лицензии. На что я ответил, что на это есть уполномоченные госорганы, которые этим как раз и занимаются, а мы как общественная организация тут совершенно ни при чём. Кроме того, существует регламент, в котором оговорены все условия, согласно ему и выдают лицензию. Тем более, что требования, которые предъявляет Министерство транспорта и коммуникаций, должны быть очень высокими, в некоторых случаях даже жесткими. Особенно это касается автобусов и большегрузных авто.

– Эдуард, вы как оцениваете готовность наших СТО к проведению техосмотра?

– Очень слабенькая готовность, к сожалению. СТО должны быть оборудованы на очень высоком уровне, причём по всем показателям – это и подъёмники, и боксы, и газомеры, и персонал. Мне кажется, что 50 тыс. долларов – это только начальная сумма вложений. А такие деньги может позволить себе только серьёзный сервис. Ведь если вкладываться с нуля, это опять же деньги: и земля, и строительство боксов, и оборудование, и грамотные специалисты. Я сомневаюсь, что наши кустарные СТО, у которых небольшой бокс, яма и два мастера на все руки, вытянут такое. И как тут оценивать готовность? Так что техосмотр будет полностью в руках крупных сервисов.

– Но их у нас не так и много.

– Вот именно. А техосмотр – это лакомый кусок пирога, который любой захочет урвать. Поэтому нужно учитывать ещё один момент. При выдаче лицензии необходимо тщательно проверять, соответствует ли заявленное СТО тому, что есть на самом деле. А то у нас как обычно бывает: крохотный сервис – в реальности, а на бумаге – целый комплекс, оснащённый по последнему слову техники. В итоге за определённую сумму владельцы получили лицензию, и техосмотр водитель будет проходить на маленькой СТОшке. Куда он даже машину не загонит, а отдаст деньги, получит талон и всё – все довольны. Вот чтобы этого не получилось, нужно чётко отслеживать, совпадает ли реальное с формальным. И вот тогда, я думаю, это новшество не превратится в очередную профанацию.

– Эдуард, автовладельцев волнует ещё один момент – после передачи ТО в частные руки возрастёт и его цена. По разным данным, она будет от 3 до 5 тысяч тенге. Не появится ли и здесь очередного повода для «барашка в бумажке»?

– Я слышал, что стоимость будет около 4,5 тысячи тенге. Хотя и так понятно, что цена за его прохождение возрастёт. УДП – всё же государственная структура, и финансировалась она из госбюджета, соответственно, и цены там были отнюдь не рыночными. Плюс у дорожной полиции была инфраструктура, оставшаяся после Советского Союза, да и оборудование они покупали. Передача в коммерческую среду потребует от частников дополнительных вложений. Кроме того, автосервисы – это же коммерческие структуры, они не могут существовать без прибыли, и, естественно, всё это будет закладываться в цену техосмотра. Другое дело, что, если это будет конкурентная среда, СТО не будет взвинчивать цены до беспредела, потому что, если вас не устроила сумма в 10 тысяч тенге, можете спокойно пройти ТО в другом месте за 4 тысячи. И грамотные люди, которые хотят вести этот бизнес длительное время, будут сидеть на обороте, когда за счёт низкой стоимости обеспечивается большая проходимость. А если цены взвинтить, то опять начнётся «обход».

К слову, в Алматинском УДП нам пояснили: никаких проволочек и задержек при прохождении техосмотра не будет. Дорожные полицейские работают в прежнем режиме.


Наталья СОРОКОУМОВА

Источник: газета "Мегаполис"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии