21 Мая 2015 10:47:00

Почему путают?

Женщины за рулем чаще мужчин путают педали, установили исследователи.
83 КОММЕНТАРИЯ

В Алматы, накануне случилась страшная трагедия. Женщина за рулем Тойота Лэнд Крузер снесла забор детского сада и заехала на площадку, сбив детей. В результате наезда погибла 5-летняя девочка и еще несколько детей были госпитализированы в детскую городскую клиническую больницу №1 города.

Сейчас виновнице ДТП грозит до пяти лет тюрьмы. Как отмечают СМИ, трагедия произошла из-за того, что женщина за рулем перепутала педали.

О том, почему женщины - водители путают педали объяснили в пресс-службе КАП МВД РК.

Как отмечают специалисты, женщины за рулем чаще мужчин путают педали, установили исследователи.

Многие автолюбители становились свидетелями ДТП происшедшими «на пустом месте», зачастую из-за того, что водитель попросту перепутал педали газа и тормоза. В Национальном управлении США по безопасности на шоссейных дорогах выяснили, что две трети подобных аварий происходят по вине женщин. Проанализировав статистику за последние 30 лет, исследователи установили, что ежемесячно в США по причине «запутавшихся ног» водителей происходят, в среднем, 15 аварий. Виновниками 10 из них, как правило, становятся представительницы прекрасного пола.

При этом среди возрастных групп наиболее подвержены этой «болезни» люди младше 21 года и старше 75. В то же время, в управлении отмечают, что за исключением казусов с педалями, женщины, в целом, водят осторожнее. На их долю приходится 40 проц всех ДТП в США. Пытаясь понять причины «синдрома перепутанных педалей» и его частого проявления среди дам, исследователи пригласили экспертов, которые выдвинули ряд любопытных теорий.

Согласно одной из них, виной всему физиология: мол, женщинам, по природе более хрупким, чем мужчины, сложнее настроить под себя сидение, в результате чего их правая нога неправильно «ложится» на педали.

Ряд психологов предположили, что одна из возможных причин - невропатия, которая чаще встречается у представительниц прекрасного пола. По их мнению, именно эта болезнь приводит к потере концентрации в критический момент.

Несмотря на иронию ситуации, подобная ошибка водителя приводит к печальным последствиям.

Что делать?

Опытные автоинструкторы советуют: каблук правой ноги у вас всегда должен быть на полу. В любых случаях и положениях. Никогда не отрывайте каблук, пятку ноги от пола автомобиля, лишь серединой ноги и её носком нажимая на педали газа и тормоза.

Вот и получается, что перепутать педали у вас не получится и ноги не будут путаться в пространстве меж ними.

Конечно, все это приходит с опытом вождения. Тем не менее, такие казусы происходят и с опытными водителями в случае переутомления и плохого самочувствия.

Источник: zakon.kz
Иллюстрация: pixabay.com
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
1
123
21.05.2015 10:56
всего лишь 5 лет за смерть пятилетнего ребенка??? ужас, я бы ее саму на месте убила бы!!!!
72
МП
Мимо проходил
21.05.2015 11:01
Аналогично!!!!
0
КК
Круз Кастильо
21.05.2015 11:09
ох уж эта юридическая не грамотность граждан ...
-21
1
123
21.05.2015 12:42
я рассуждаю не с юридической точки зрения, а чисто по человечески. Каково родителям которые отвели здорового ребенка в садик узнать , что какая то ........ перепутала педали и их малышка погибла.
14
К
Каzа
21.05.2015 12:12
Там еще 8 пострадавших детишек в тяжелом состоянии в больницах. Это страшная трагедия. Перепутала педали.. Но какого ж ты так на газ давила, профурсетка вчерашняя? Как ты теперь жить будешь с таким грузом?
13
1
123
21.05.2015 12:50
Фамилия не указана, наверняка чья нибудь дочь,  жена или такалка из ченуш. Да никак, сейчас выяснится что дети с забором через дорогу перебегали и они сами виноваты, а она хорошая и пушистая.
23
П
Паук
21.05.2015 22:15
Еще и родителей потом оштрафуют!
1
7
777
22.05.2015 08:21
Всего лишь 5, Ооо много дали, как не уди удивительно. Сегодня педали путает, а завтра что будет путать....)))
-1
П
псесемист
21.05.2015 12:22
Ужас в том, что срок вообще  не получит в реали...
8
A
Allenka
22.05.2015 14:13
Родители просили показать им водителя - не дали. Ладно, действительно, бывает, перепутала педали... Но, выезжая со двора, с какой силой она давила на педаль?!Мало 5 лет, отдайте лучше ее родителям этих детей.
-1
Н
николай2110
21.05.2015 11:12
Возможно, что она судья или прокурор, как это часто у нас бывает. Деньги есть на машину, на покупку прав, а мозги то не купишь. Половину автолюбителей надо лишать водительских прав, особенно сынков мажоров.
20
4
42
21.05.2015 12:18
Это не мозги, а физиология. Медицинский факт: у 4 из 5 женщин так называемый географический, или топографический кретинизм. Т.е. путают право-лево, далеко-близко, относительную скорость сближения, относительное месторасположение объектов и т.п.Т.е. лишь одна из пяти может ориентироваться сразу, остальным это дается с длительной практикой, т.е дрессировкой, типа как звери в цирке.Сейчас заминусуют, но факт кретинизма не убрать, он в генах.
57
W
Woman
21.05.2015 12:35
я Вам ставлю +. Мое мнение ( я его никому не навязываю) - женщине за руль нужно садиться лишь если вынуждают обстоятельства, а не ездить на машине по салонам да магазинчикам, до  которых пешком можно дойти (засорять воздух выхлопами, тратиться на бензин, совершать попутно дтп). Только вот..видимо многих женщин все же обстоятельства вынуждают - в школы-садики-секции-кружки детей привозят-забирают все больше мамы на машинах. Папы где?
22
6
666
21.05.2015 14:13
А папы спину горбят ,что бы Вы могли не на автобусе ,  а на машине дела решать .
7
М
м
21.05.2015 15:37
А мне хочется машину именно для поездок по магазинам и салонам, выходишь с работы в 17.00, магазины закрываются, в основном, в 18.00, 19.00, а успеть надо в несколько мест заехать в районе ц.рынка, дв.спорта, цума, например.
0
W
Woman
21.05.2015 13:00
только вот зачем эту генетически обусловленную особенность называть кретинизмом? Мужчины от природы не различают тонкие оттенки цветов, это же не кретинизм? 
2
К
Кошка
21.05.2015 13:30
Девушка вы не обижайтесь! это понятие такое, реальный термин)))) Я всегда честно признаюсь, что у меня конкретный топографический кретинизм)))
8
M
man
21.05.2015 16:39
Мужчины прекрасно различают тонкие оттенки цветов, просто их названий не знают ))
14
Д
добряк
21.05.2015 11:13
женщины на больших машинах бесят блин)) катайтесь на матисах куда вы лезете!!!
26
U
ukk
21.05.2015 11:15
Завидуешь, что сам можешь только на матисе ездить? )))
-26
Ю
ю
21.05.2015 11:41
Чему завидовать когда Вы не только не видите что у Вас под носом происходит но и сидите как в торпеде какой то,двумя руками крепко сжав руль и сидя на столько близко к рулю что на Вас смотреть страшно! Есть 3-5 женщин за рулем которые хорошо справляются с машиной,но их и то никто не видит,потому что они хорошо водят!
4
8
888
21.05.2015 17:29
Я не так давно пропустил на светофоре такую мамзель с крепко вцепившимися за руль руками, несмотря на то, что она ехала на красный свет. Благо было раннее утро и мало машин. Я еще головой повертел на 360 градусов, подумав, что ненароком что-то со светофором случилось, но нет, все было правильно - мне горел зеленый, а ей красный. Смотрю, на стоп-линии не затормозила, решил "ну его нафик!". Да и так, видя неадекватные действия водителя тс, с 90% уверенность можно констатировать его пол.
7
С
Светлана
21.05.2015 11:25
Произошла трагедия , а нам здесь про какую то статистику США????
2
С
Старик
21.05.2015 11:31
Отдав джип детям временно ездил ихнем  Матизе мне очень понравился. По городу ездить луче нет.
3
БА
Борщов А.Н
21.05.2015 11:43
Согласен полностью матиэик для города само то.
2
ОВ
опытный водила
21.05.2015 11:53
Но, при дтп лучше быть на джипе, чем на матизе.
20
Я
Я
21.05.2015 11:55
Не в авто дело, вспомните страшную трагедию на Матизе, где погибла внучка и бабушка. Мужчина или женщина, какая разница, если мозгов нет, пол не при чем.
6
П
Приораст
21.05.2015 11:51
Матиз в народе называют "капсула смерти", сам не похвалишь никто не похвалит.Нормальный пацан на таком не поедет.
-7
К
Кошка
21.05.2015 13:31
а что значит нормальный пацан?)))
3
7
7
21.05.2015 13:38
нормальный пацан  "приорастом" себя не назовет
41
П
Паук
21.05.2015 23:17
Изобретателя данного недоавтомобиля нужно публично сжечь! Любая маломальская авария и седокам "Капсулы смерти" можно просто посочувствовать, если выживут, то обязательно покалечатся! У нас в Согре в прошлом году был яркий тому пример. Чему там так восхищаться? Тесному салону и слабому движку, не говоря про безопасность?
3
П
Паук
21.05.2015 23:30
А еще до кучи и изобретателей всяких смартов, калипсо и прочих мотоколясок, туда же на костер!
2
КТ
как-то так
21.05.2015 12:00
У мужа большая дорогая машина, у меня малолитражка. Случилось мне как-то на его машине поездить: хоть бы один "водитель ведра" пикнул, и пропускают и уступают, и на переходе стояла (бабка еле ползет) так ведь за мной ни одна машина вслух не возмущалась. А как на свою вернулась - картина маслом: подрезать бабу запросто! на светофоре не успел загореться зеленый - уже сзади сигналят. Я вам на полном серьезе говорю: даже язык показывают и обгоняя неприличные жесты показывают, орут что-то. Что это? мужское самоутверждение?
66
П
Приораст
21.05.2015 12:12
А ты думала зачем крузчаки берут?Потому и берут.Я когда на крузачке катаюсь ни поворотники не включаю не в боковые зеркала не смотрю, когда перестраиваюсь, это проблемы ведер как они мне уступать дорогу будут ))
-27
U
ukk
21.05.2015 12:17
Да, таких &даков полно. Для таких и придумали - "поворотники придумали гетеросексуалы, потому как *?%сы ими не пользуются".
14
N
nata
21.05.2015 12:22
Дурак на букву М, потому что.  Вас, таких козлов, дохрена на дорогах.  
5
N
nata
21.05.2015 12:26
У меня не "ведро", но близко. )))) Так вот, нифига я тебе, такому крутому, дорогу не уступлю, в полосу не пущу при пробках, выехать из двора не дам. Потому что бесите своим хамским поведением. 
10
А
Артём
21.05.2015 13:42
Так она про то и говорит, что ездит на своей малолитражке тише воды - ниже травы, а тут у мужа большую машину взяла и давай как та дамочка гырцать! 
-8
N
nata
21.05.2015 13:49
Честно? Хамски ведущих себе женщин за 7 лет стажа на дорогах встречала раз-два и обчелся. Глупо ведущих - это да, но не хамских. Независимо от класса их автомобиля. А вот мужичья - это пожалуйста, это сколько угодно. Опять же независимо от класса их автомобиля. 
12
6
666
21.05.2015 14:17
Зато потом при ДТП придется почку продавать, думаете Вам легко будет базар вытянуть. Носи ношу по себе - чтоб не падать при ходьбе.
-2
N
nata
21.05.2015 14:27
Угу, угу. ))) особенно, если не я виновата. Так то, город небольшой. Подвязки и знакомые у всех найдутся. А не только у тех, у кого крузачки, часто в кредиты купленые ради понтов (не все, конечно. ). Просто попадала я уже в такую ситуацию, пока с двумя почками. )))) 
1
N
nata
21.05.2015 14:29
А если серьезно, если с хамством не борется, то оно никуда и не денется. Так что, борюсь, как могу. ))))
1
6
666
21.05.2015 14:51
Я Вас уверяю у владельца дорогой машины эти знакомые найдутся быстрее , пока Вы в записной книжке рыться будете. И далеко не всегда даже если Вы не виноваты то можете в легкую ей стать. В истории мы тьму примеров видим. Лучше пропустите "дурака" и живите спокойно. И не Вам бороться надо с хамами, лучше отдайте эти силы своей семье .
3
N
nata
21.05.2015 14:57
Ну, с одной стороны Вы правы. А с другой, я не буду, Вы не будете - если ничего не делать, то не будет и результата. )))) И потом хамов хватает на любых авто, можно и их поучить. )))) 
1
К
крот
21.05.2015 13:07
Ой-ой)) это до поры до времени, пока такой же крузачок, или тракторишка не даст в бочину - вот тогда и посмотрим -стоит ли включать поворотники и смотреть в зеркала) Видели такой случай -ехал такой же *.удак по сторонам не смотрел -типа тоже пусть ведра думают как меня пропускать -а сбоку зил ехал и этот *удак решил без поворотника полосу сменить и прямо в зил) было приятно наблюдать -зилу хоть бы хны, а машина этого *удака весь бок помят, *удак вышел и руки в стороны "как же так..ай ай ай" )))хе-хе. так что ...меньше пафосу) - важен не размер машины, а размер мозга, если его нет -то крузачок не поможет.
16
J
jon
21.05.2015 13:41
Ну а как еще им, по вашему, компенсировать  размер своей пипетки?)
10
N
nata
21.05.2015 13:46
Во-во. На днях видела как новенький Tuccon въехал в бок ржавой "копейке" при выезди из двора. Так вот у "копейки" небольшая вмятина, да ей и пофиг уже на это ))), а Tuccona полморды нет. И стоит такой "джигит" лет 18-ти рядом с ним и папе по телефону звонит. )))) Видать, тоже думал, что тазики и ведрышки пропускать должны. ))))
3
К
Кошка
21.05.2015 13:33
Снимаю предыдущий вопрос)))) Нормальны пацан - это оказывается невоспитанный му...к)))
6
1
111
21.05.2015 19:59
Перед КамАЗом все равны!
1
П
Паук
21.05.2015 22:27
Соглашусь, что от машины очень много зависит. Пришлось немного поездить на жучке родственника, что первое на ум пришло, это как изменилось отношение рядом едущих! Небо и земля! Моя манера езды ничем не изменилась, вообще ничего не изменилось, кроме машины, но такое чувство, что мир на голову встал! Все сигналят, подрезают, пальцуют чего то там, несколько человек даже знакомых попадалось, но видимо меня не узнали, и такой же беспредел творили, потом правда долго оправдывались, однако объяснить свое поведение не смогли! А объяснение простое, из грязи в князи! Полгода назад такие уроды сами на ведрах гоняли, а тут крутыми перцами стали, быдло быдлячье!
8
СС
Со стороны
18.06.2015 21:49
Вотум меня муж ездит на моей,когда рядом сижу только и вижу что кругом подрезают,обгоняют чтоб посмотреть кто там сидит,вообще за участника движения не считают,а тут еще кто-то про женский кретинизм говорит,мужчины подумайте над своим поведением хоть иногда!
0
Н
натали
21.05.2015 12:10
Мне кажется не в педалях дело, нужно глубже копать ... Начать с той автошколы в которой якобы училась данная тётка, а дальше больше. Я даже не удивлюсь если ей права на какой нибудь праздник просто подарили....
9
Ж
Женщина
21.05.2015 12:14
Женщины путают педали только на автомате, и как раз по тому что, поставив одну ногу на педаль они забывают стоит ли она на тормозе или на газе, поэтому в критической ситуации она инстинктивно давит на нее, а потом только выясняется был ли это тормоз или газ,  а  в механике все по другому, там работают обе ноги и постоянно, не запутаешься. Вывод: женщину нужно учить ездить на автомате, используя две ноги.
0
1
126
21.05.2015 12:49
А что есть такие которые используют одну ногу? Всегда использую две ноги. Особенно помогает в случае экстренного торможения!
-26
Б
Бук
21.05.2015 12:59
С ума что-ли сошли. Сейчас тут нагородите. На автомате должна использоваться только одна нога - правая, если иное не предусмотрено обстоятельствами. Левая нога не создана тормозить. Если в примере с механикой, то она только сцепление выжимает.
15
Я
Я
21.05.2015 13:21
Забудьте, что у вас есть левая нога, при езде на автомате!
9
О
опаньки
21.05.2015 13:55
енто как???
0
Q
Qualis
21.05.2015 13:31
lol Что за ерунда? Вы ездили на автомате или на механике??? На механике всяко запутаться сложнее, считай захотел остановиться резко, выжимаешь левой сцепление, и правой хочешь задавить на тормоз, а давишь на газ.. Вот вам и путаница создаётся. В трёх педалях, всяко запутаться легче, чем в двух. А на автомате всего две педали: стоишь на светофоре, нога у тебя всяко будет зажимать не педаль газа, а педаль тормоза. И что бы поехать логично, что надо давить на другую педаль. Так же если и остановиться, убираем ногу с педали газа, и нажимаем на другую (широкую) педаль тормоза. Всяко легче, чем выжимать сцепление, а потом уже давить газ, или тормоз.
-20
N
nata
21.05.2015 13:38
У меня механика, так вот просто НЕ НАДО ДУМАТЬ, какую педаль жать. Должно быть на автомате, как ложка в правой руке. На интуитивной памяти. А вообще, честно, мне как водителю очень сложно представить, как вообще можно перепутать педали. А на автомате особенно.
11
D
Diman
21.05.2015 13:53
Сам себе противоречишь!!! Левая нога выжимает сцепление, а правой ты хоть запутайся, машина все равно не поедет так ка сцепление выжато...... Движок будет орать а  машине не поедет и ты автоматически ставишь на тормоз!!! 
9
V
Vlad
21.05.2015 14:00
Если Вы учились вождению на механике и у Вас есть достаточный опыт вождения, то совершенно не важно какая у вашего авто КПП. Если действительно умеешь водить, то абсолютно одинаково легко ездить как на механике, так и на автомате. 
6
М
Маша
21.05.2015 14:52
Умник, у тебя вообще права есть? Перепутает он при выжатом сцеплении газ с тормозом...А еще говорят, что женщин нельзя за руль пускать. Даже начинающему водителю известно, что при выжатом сцеплении, на газ давить бесполезно, машина быстрее не поедет. У водителя, отучившемся нормально в автошколе, уже вырабатываются механические движения куда нужно жать. Это как ходить научиться, ты ж не думаешь с какой ноги тебе начинать идти с правой или левой. Так должно быть у нормального водителя. А ненормальных вообще нельзя допускать к вождению. Имея 10 лет водительского стажа, я ни разу не перепутала педали, будь то механика или автомат. На автомате легче перепутать педали. Ну так не нужно давить на них со всей дури. Это с какой скоростью нужно было ехать, чтоб пробить забор? 100 кмч?
2
Б
Бук
21.05.2015 15:05
накат с горки
-1
П
Паук
21.05.2015 22:53
Вот буквально на днях жену наматерил за это! На старой машине была "механика", но за два года она так и не смогла на ней толком научиться ездить, купил новую с " автоматом" специально ради нее. Сначала понять не мог почему, когда она тормозит, я чуть панель не целую, списал на то, что не привыкла еще к новой машине, хотя старая тоже далеко не сортир была, а потом чисто случайно заметил, чего она делает! После беседы о "вреде курения", проблема была решена в корне! Так что не порите чушь, с "автоматом" про левую ногу надо забыть, пока находишься в машине от греха подальше!
3
V
VbKj
21.05.2015 12:40
Уважаемые Мужчины, если не хотите видеть женщин за рулями - обеспечьте им водителей, или возите своих дам сами, не перекладывайте на них заботы. А то за день продуктов накупи-привези (машина нужна), детей увези-привези, платежи в банке съезди сделай и т.д., вот и садятся за руль.   
10
.
.
21.05.2015 13:11
Губёшки закатай да по сильнее! Иди работай,и заработай на авто! А не умеешь ездить,ходи пешком!
5
N
nata
21.05.2015 13:17
Мужик сказал, как отрезал!!!! У таких "мужиков" бы кое что отрезать, чтоб не такие разговорчивые были.
-4
7
7
21.05.2015 13:48
Кто бы говорил Натуся ! Плакать же будете )))
0
N
nata
21.05.2015 13:51
Плакала я б, если бы жила с таким.
0
Ю
Юзерок
21.05.2015 15:11
И что теперь детей сбивать?
1
N
nata
21.05.2015 15:15
Прям как в лужу п...
0
П
Паук
21.05.2015 23:23
Продаю губозакаталку, недорого, тебе даром отдам!
0
К
Куб
21.05.2015 13:04
+++ Я свою половину (крылатую) только на выходных стал видеть. Хотя бы перевести эти Джипы в ранг Грузового автомобиля. Думаю 90% женщин сразу перекочуют на легковой.
0
A
AAA1
21.05.2015 14:48
Комментарий пользователя: AAA1
4
О
отец
21.05.2015 16:54
Случилось большое горе, не дай бог не кому пережить такое сам отец, соболезную семье. Я каждое утро сам поднимаю своего сынулю с кроватки одиваю  отвожу в детсад переодеваю его и еду на работу. И я не один такой папаша, согласен в большинстве детей приводят мамы единицы привозят на машинах, но судя по их вождению водят довольно таки  неплохо. Что с подвигло данную женщину влететь во двор детсада мы не знаем  в статье не указывалось как и данные ДЕТОУБИЙЦЫ, НО там часто происходят ДТП(писали в тенгри ньюз), вопрос к админу детсада ПОЧЕМУ Б..Ь не укрепили ограждение не установили какие нибудь бордюры что-ли ну в этом роде чтоб хоть как то обезопасить  малышей. Но у меня в голове не укладывается что вот так можно перепутать педали и все и чья то "радость, надежда, долгожданное чудо " может больше не открыть глазки сказать мама папа .. вот это главное а не то словоблудие которое ВЫ все здесь устроили. извините если, что не так но не дай бог оказаться не на месте родителей не на месте водителя и в том и в этом случае как жить потом....????????????????????????????? 
21
F
Fishman
21.05.2015 14:49
Не женщины путают педали. Перепутал тот, кто "выдал" права - надо было НЕ "выдавать".
2
Ю
Юзерок
21.05.2015 15:06
ДОЖИЛИСЬ! Опытные автоинструкторы советуют: каблук правой ноги у вас всегда должен быть на полу. В любых случаях и положениях. Никогда не отрывайте каблук, пятку ноги от пола автомобиля, лишь серединой ноги и её носком нажимая на педали газа и тормоза.ОБУВЬ ДОЛЖНА БЫТЬ УДОБНАЯ ДЛЯ ВОЖДЕНИЯ! хотите ходить на 10сантиметровых коблах и вилять жопой, возите вторую обуви, для вождения. Хватило на Крузак, хватит и на кросовки! БЕЗОПАСНОСТЬ товарищи!
15
Я
Я
21.05.2015 15:15
Прежде, чем так яро орать про каблуки, надо сначала попробовать на них ездить, мне например очень удобно на каблуках, учитывая то, что ездию на механке (для вас же это так важно))...и я уже вижу как от мужиков сейчас посыпятся минусы))) ну и от дам, которым не удобно ездить в обуви на каблуке))
0
Ю
Юзерок
21.05.2015 15:28
Ребёнка насмерть сбили, а ты гордишься как на каблуках рассекаешь, свои дети то есть?
2
Я
Я
21.05.2015 15:44
Ты нормальный? НЕ? хотя зачем спрашивать..все и так ясно
0
Й
йая
21.05.2015 15:58
Вообще-то "каблук" - понятие растяжимое. Это все то, что под пятку на подошку прибивается. Вы, мужчины, на туфля тоже каблуки имеете
1
КТ
кто тут
21.05.2015 16:41
Человеки, не поверите! Мне на Ниве было УДОБНО ездить в туфлях с высоким каблуком, реально около 10см, хотя редко такие ношу. А вот потом  Рав4, CRV и прочие, только в плоско-подошвах
0
У
УазПатриот
22.05.2015 08:28
БАБЫ ездить  не умеют, не умеет контролировать ситуациями. За одного бабы страдают все остальные бабы 
0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии