ПошлиНа (4 статьи по теме)
Но сейчас для этого выбрано самое неподходящее время. «Мы не против развития в Казахстане собственного автопрома! Но считаем, что в нынешних непростых экономических условиях правительство получит обратный эффект! Мы считаем, что от повышения импортной таможенной пошлины выиграют не бюджет и казахстанцы», – говорят дилеры, представляющие 8 брендов на казахстанском авторынке.
На прошлой неделе министр индустрии и торговли Владимир Школьник настаивал на срочной необходимости увеличения таможенных пошлин на ввоз автомобилей. Автомобильную общественность эта новость всполошила. Она прозвучала на фоне того, что рынок и так испытывает трудности. Эксперты считают заявление министра лоббированием интересов одного конкретного предприятия. Причем интересно, что некоторые участники рынка высказывают мнение, что это не конкретно министр Школьник отстаивает интересы АО «Азия Авто», а любой глава этого ведомства. Люди вспоминают, что в январе 2008 года то же самое делал и его предшественник – Галым Оразбаков, пытавшийся всех пересадить на усть- каменогорские иномарки отверточной сборки.
Между тем доводы министра, настаивающего на повышении пошлин, абсолютно совпадают с мнением первого руководителя флагмана отечественного автопрома – Ержана Мандиева. И тот и другой считают, что автодилеры без пошлин недоплачивают налоги. Школьник выразился в том ключе, что в РФ пошлина на новые машины в три раза выше, чем у нас, тогда как цены на новые автомобили у нас и в России одинаковые. «О чем это говорит? О том, что в бюджет не попадают деньги, а разница оседает у кого-то в карманах», – подытожил министр. Годом раньше об этом размышлял и глава «Азия Авто». В одном из интервью он сказал следующее: «Возьмем для сравнения наиболее популярные в нашей стране марки автомобилей. Например, Mitsubishi Lancer стоит в России 14690 долларов, а в казахстанских автосалонах с аналогичным двигателем – 17100. Mitsubishi Colt – соответственно 16790 и 18050 долларов. VW Passat B6 c объемом двигателя 2,0 в России стоит 34373, а в отечественных автосалонах – 35850 долларов. Такое соотношение по большинству импортируемых автомобилей. И это притом что в России пошлина на ввоз 25 процентов (интервью выходило в «Литере» до повышения пошлин в РФ. – Авт.), а в Казахстане – 10. НДС соответственно 18 процентов, у нас – 14. Итого импортные автомобили в Казахстане могут быть дешевле на 19 процентов, чем в России… а продаются даже дороже. Вопрос: в какой карман ложится эта разница? – чисто риторический. Наше государство, заботясь о населении, дабы люди могли дешевле купить привозные машины, сделало низкие пошлины на ввоз. К сожалению, эта забота до адресата не доходит. Но, имея такие прибыли, другие марки пока не собираются вкладывать деньги в развитие производства в Казахстане».
Правда, здесь есть одна интересная деталь. У нас производственное предприятие «Азия Авто» принадлежит одним и тем же людям, что и сеть автосалонов «Бипэк Авто». Это абсолютно открытая информация. Она размещена на Казахстанской фондовой бирже. Так вот, несколько месяцев назад этот дилер начал завозить в страну автомобили «Опель», которые значительно дороже, чем в РФ. Например, «Вектра» одной и той же комплектации в «Бипэке» стоит 28 тысяч долларов, а в российской рознице – 25. «Астра», продаваемая у нас за 23 тысячи долларов, там оценена всего в 18 тысяч.
Куда разница-то уходит, в чьи карманы? И почему такое получается, если у нас пошлина в три раза меньше? И что будет, если ее увеличить? Может, производственник Мандиев этого не знает?
Во всяком случае, он считает, что пошлины на цене не отражаются. Вчера информационное агентство КазТАГ распространило высказывание Ержана Мандиева по этому поводу: «Если в Казахстане Министерство индустрии и торговли поднимет таможенные тарифы на ввоз новых автомобилей, то цены на них останутся на прежнем уровне».
Мандиев в качестве примера приводит ситуацию с известным японским брендом.
– В той же России, например, автомобили популярной марки «Тойота» сейчас продаются примерно по такой же цене, по какой продают их дилеры в Казахстане, притом что пошлины в России втрое выше, чем в Казахстане. Просто за счет отсутствия конкуренции дилеры в Казахстане зарабатывают больше своих российских коллег, – утверждает он.
Сравнение не очень корректное. Как специалист, он должен бы знать, почему это произошло именно с «Тойотой». Других примеров Мандиев не привел, потому что их нет. А что касается «Тойоты», то головной офис компании позволил российским автодилерам реализовывать автомобили по додевальционному курсу – 23 рубля за доллар. Правда, эта мера временная и уже в марте будет отменена. Что будет с ценой после этого – догадаться нетрудно. Но Мандиев об этом не упоминает. Чем самым вводит общественность в заблуждение.
Мы не будем говорить о том, что «Азия Авто» сейчас сама лежит на боку и за годы своего существования ни разу так и не вышла на проектную мощность. И даже не приблизилась к заявленным объемам. Поговорим о том, что уже сделал кризис с автомобильным рынком.
Официальные данные таковы: по итогам 2007 года доля новых импортных автомобилей, которые завезли официальные автодилеры (36816 штук), составила примерно 15,5 процента от общего объема импорта (237147 автомобилей). При этом официальные автодилеры заплатили в бюджет 70 процентов от общего объема выплат от импорта автомобилей. При средней стоимости нового автомобиля 20000 долларов отчисления в бюджет составили: 250 млн долларов (пошлина), 325 млн долларов (НДС).
Но в 2008 году продажи новых автомобилей «белыми» дилерами упали почти на 30 процентов. Рост таможенных пошлин автоматически приведет к увеличению стоимости автомобиля в среднем на 20 процентов. Хотя за счет девальвации цены уже подросли на 20–25 процентов. Кстати, в 2008 году в республику был завезен 155221 легковой автомобиль. Это на 60,3 процента меньше по сравнению с 2007 годом.
Между тем журналисты подсчитали, во что выльется рядовым потребителям повышение таможенных пошлин. Если инициатива Владимира Школьника претворится в жизнь, то растаможка, например, Mitshubishi Galant 1999 года выпуска подскочит до 5750 евро. Причем сама машина на европейском и американском рынках подержанных машин стоит около т трех тысяч долларов.
Игорь НЕВОЛИН
Источник: Газета "Литер"
Предприниматели - правительству: Не разбазарьте авторынок!
Автодилеры Казахстана выступают против повышения таможенной пошлины на импорт автомобилей. По их мнению, намерение правительства гармонизировать казахстанское законодательство с российским в области пошлин на ввоз приведет не только к исчезновению розничного авторынка, но и к снижению налоговых поступлений в бюджет, росту безработицы в стране.
Такими невеселыми прогнозами автодилеры поделились с журналистами вчера в рамках “круглого стола” “Авторитэйл в Казахстане: вчера, сегодня, завтра”.
- Сегодня решается судьба автобизнеса в Казахстане, - обратился к участникам “круглого стола” президент одной из крупнейших автодилерских компаний Нурлан СМАГУЛОВ. - В недрах правительства лежит постановление о гармонизации таможенной тарифной политики Казахстана с Россией. Но сегодня автомобиль - уже не роскошь, а необходимый атрибут жизни. И если правительство все же увеличит пошлины, то это негативно отразится на каждой казахстанской семье. Более того, такое решение нелогично, так как оно никого не защитит. В России увеличение пошлин было вызвано желанием поддержать отечественного производителя. А у нас? Кого поддерживаем мы? Завод в Усть-Каменогорске? Это не производитель, а просто завод отверточной сборки.
По прогнозам автодилеров, увеличение пошлин приведет к удорожанию новых автомобилей в 3 раза, а подержанных - в 10 (!) раз.
- Повышение пошлин приведет к сокращению продаж уже в этом году на 60 процентов, - подсчитал глава другой автомобильной компании Игорь ЛАВРЕНТЬЕВ. - Это, в свою очередь, вызовет сокращение рабочих мест на 30 процентов, автодилеры начнут сворачивать свой бизнес. Закрытие же дилерских компаний чревато еще и тем, что клиенты, купившие автомобили в этих фирмах, лишатся гарантийного обслуживания.
Как отметили участники “круглого стола”, мировой финансовый кризис ощутимо ударил по автомобильному рынку Казахстана. Так, в 2008 году в страну был завезен всего 155221 легковой автомобиль - на 60,3 процента меньше, чем в 2007-м. Официальные дилеры в прошлом году продали 23573 машины - без малого на треть меньше позапрошлогодних продаж.
- В этом году, по нашим прогнозам, все официальные дилеры продадут не более 16 тысяч машин, - говорит Смагулов. - Но если правительство введет новые пошлины, то даже этот весьма скромный рубеж будет недостижимым. Это очень серьезно отразится на налоговых поступлениях в бюджет республики. Судите сами: в прошлом году при средней стоимости автомобиля 20 тысяч долларов отчисления в бюджет составили 575 миллионов долларов, из которых $250 млн. - пошлина и $325 млн. - НДС. Мы, автодилеры, не против повышения пошлин, но считаем, что пока эта мера преждевременная. Это необходимо будет сделать тогда, когда в Казахстане появится автозавод с полным циклом производства.
В поддержку автодилеров выступила и Национальная лига потребителей Казахстана. По мнению этой организации, проведенная 4 февраля одномоментная девальвация тенге уже привела к росту цен на авто, а если будут увеличены и таможенные сборы, казахстанский авторынок окончательно загнется.
Представитель одной из консалтинговых компаний Владимир КОЛЧЕНКО прямо заявил: повышение пошлин - на руку одному лишь российскому “АвтоВАЗу”.
- Их цель - выйти на рынок Казахстана, с тем, чтобы перенести сюда производство устаревших автомобилей, - считает он. - И таким образом захватить центральноазиатский рынок.
А тем временем
На прошлой неделе Нурлан СМАГУЛОВ заявил в интервью одной из алматинских газет: Мы не мазохисты
- Если пошлину поднимут, то покупательская способность упадет, так как автомобиль подорожает на 20 процентов. Поэтому трудно заподозрить нас в том, что мы сами против себя лоббируем такое постановление правительства - это уже вообще надо быть мазохистами. Более того, я скажу, что в нынешних условиях нельзя сотрясать общество еще одними социальными волнениями. Сейчас не самое подходящее время, чтобы поднимать таможенные пошлины.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира Третьякова
Источник: Газета "Время"
Крайним окажется народ?
Идея повысить пошлины на подержанные автомобили может привести к увеличению напряжения в обществе. На днях министр индустрии и торговли Владимир Школьник вытащил на свет старую идею - повысить ввозные пошлины на подержанные автомобили. Однако инициатива, призванная навести порядок в отечественном автопроме, может вызвать очередную волну негодований среди населения. В выигрыше же останутся лишь реализаторы и производители новых автомашин.
По словам министра, идея повысить ввозные пошлины на подержанные автомобили продиктована необходимостью защиты внутреннего рынка от ввоза устаревших машин, развития собственного автопрома и увеличения доходов республиканского бюджета. Но так ли это?
Вопрос возраста
Прежде чем приступать к реализации новой идеи, уверен член-корреспондент Национальной инженерной и Международной инженерной академий, кандидат экономических наук Марал Томпиев, необходимо прояснить вопрос: что значит самое понятие «подержанные автомобили».
- Считать подержанными все автомобили, кроме новых, по моему мнению, неправильно. Если речь идет об автомобилях от шести лет и старше, это является разумной экономической политикой, которая приведет к обновлению автомобильного парка в Казахстане. Тогда, конечно, министра Школьника можно поддержать. Но необходимо снизить пошлины на машины, которым нет еще шести лет со дня выпуска, — отметил он.
Например, в Японии, рассказал собеседник, действует закон, согласно которому «машины старше шести лет отправляются чуть ли не на утилизацию». Государство повышает пошлины, налоги на них для того, чтобы гражданам было не выгодно их эксплуатировать и таким образом, постоянно обновляет автопарк.
Правда, Казахстан — не Япония, и в условиях кризиса большинство наших граждан просто окажутся не в состоянии приобрести новые автомобили, признал эксперт.
- А это может привести к более плачевным результатам, поскольку автомобильный парк все равно устаревает, машины бьются, ломаются», — пояснил Марал Томпиев.
В выигрыше же, по его мнению, останутся только те компании, которые занимаются реализацией новых автомобилей.
Вопрос интересов
Любой здравомыслящий человек, по мнению заместителя председателя Независимого автомобильного союза Григория Кременецкого, должен понимать, что «в период кризиса таких вещей делать не следует»:
- До начала эпопеи с правым рулем в Казахстан завозилось порядка 250-300 тысяч автомобилей в год. На сегодня казахстанский автосборочный завод в Усть-Каменогорске производит только около 4 тысяч автомобилей и они, естественно, не могут удовлетворить весь рынок Казахстана.
После введения новых таможенных пошлин без работы, уверен г-н Кременецкий, могут остаться сотни людей, занятых в бизнесе продаж автомобилей «секонд хенд». Помимо этого, остановится замена автопарка, водители начнут больше меняться, покупать и перепродавать то, что останется на рынке. Так, в частности, происходит сегодня с праворульными авто.
- Посмотрите, что сегодня делает Германия: она выделяет по 2500 евро тем, кто сдает старые иномарки. Вдобавок им выдается страховка на два года и пять лет гарантии на автомобили. То есть они заинтересованы в обновлении рынка. Наши же чиновники заинтересованы больше в своих интересах, — заявил Григорий Кременецкий.
По его мнению, в наилучшем положении во всей этой истории окажется совместное казахстанско-российское предприятие АО «АЗИЯ АВТО». Не исключено, что оно, следуя примеру российских автопроизводителей, поднимет цены на свои машины.
- Крайним, как всегда, окажется народ, — сделал вывод г-н Кременецкий.
Вопрос о насущном
Если государство увеличит пошлину, то это, безусловно, сильно ударит по населению, отметила вице-президент Казахстанской торгово-промышленной палаты Татьяна Жданова.
- Любое повышение тарифов, налогов воспринимается очень болезненно. А нужно ли правительству дополнительное напряжение в обществе, митинги, выступления? — задалась она вопросом. — Сейчас, напротив, необходимо стараться мириться со своим населением, стараться убедить, что власть их поддерживают.
При этом г-жа Жданова сомневается, что бюджет страны сильно выиграет от того, что повысятся пошлины. Да и вообще не видит никого, кто мог бы оказаться в большом выигрыше.
А вот президент Ассоциации «Лига потребителей Казахстана» Светлана Савченко придерживается иной точки зрения. Она категорически против... того, чтобы на новые автомобили повышали пошлины, «потому что они должны быть более доступны»:
- В Казахстане есть традиции, которые предполагают, что вначале человек должен иметь коня. Вы понимаете, что очень многие по статусу весьма зависимы от этих машин. Но в отношении старых машин я за то, чтобы пошлина была поднята.
В связи с ухудшением платежеспособности населения, рассудила г-жа Савченко, покупателей дорогих авто в ближайшее время заметно поубавится, поэтому говорить о том, что эта ситуация сыграет на руку ритейлерам, не приходится. В плюсе, считает она, останутся те, «кто давным-давно завез сюда поддержанные автомобили и сейчас у них будет возможность их продать».
...Выяснить, какой позиции по этому вопросу придерживаются отечественные производители и автодилеры, нам не удалось. В автосалоне «Вираж» сказали, что все начальство вместе с гендиректором будет через неделю, руководитель «Азия авто» тоже оказался в командировке, в «Меркур Авто», куда мы так же направили свой запрос, любезно сообщили: «ваши вопросы были отосланы, ждите».
Асхат АХМЕТБЕКОВ
Источник: Республика.kz
В случае повышения в Казахстане пошлин на импортируемые автомобили авторынок страны прекратит свое развитие - "Астана Моторс"
"Если власти Казахстана примут решение повысить таможенные пошлины на импортируемые автомобили, как это ожидается, на 20% - с 10 до 30%, и без того небольшой и переживающий тяжелейший спад авторынок республики прекратит свое развитие. Очередное вынужденное повышение цен на новые импортные автомобили будет означать дефолты и банкротства отечественных официальных дилеров, а значит, тысячи казахстанцев останутся без работы", - отмечается в пресс-релизе КМК "Астана Моторс".
"Разумеется, пострадает рынок не только новых, но и подержанных автомобилей. Все без исключения казахстанские потребители, уровень платежеспособности которых в последнее время крайне низок, де-факто будут лишены законного права на выбор автомобиля", - сообщает пресс-служба компании.
"Сейчас появилась угроза введения новых акцизов и повышения таможенных пошлин на автомобили на территории Казахстана. Если правительство примет такое решение и адаптирует рынок Казахстана к таможенному законодательству Российской Федерации, то стоимость новых автомобилей значительно повысится. Я считаю, что это постановление будет крайне непопулярно у автодилеров и у лиц, занимающихся импортом автомобилей. Это постановление приведет к снижению импорта автомобилей, из-за удорожания они станут менее доступными для рядового потребителя", - считает президент компании "Астана Групп" Нурлан Смагулов.
Как поясняется в пресс-релизе КМК "Астана Моторс", недавнее повышение Россией таможенных пошлин на импортируемые автомобили на 20 - 80% (в зависимости от года выпуска) объясняется государственной поддержкой местной автомобильной промышленности, включающей как российских производителей автотранспорта и комплектующих, так и многочисленные локальные производства иностранных марок. В результате спрос на импортные автомобили в России резко упал. В январе 2009 года в РФ было ввезено всего около 30 тыс. иномарок - почти в четыре раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда было импортировано около 110 тыс. машин. Вместе с тем производство российских автозаводов при этом не увеличилось.
По информации пресс-службы, завод в Усть-Каменогорске, на котором собираются несколько моделей легковых автомобилей методом крупноузловой, отверточной сборки из импортируемых машинокомплектов - единственное предприятие подобного рода. Такая автосборка выгодна лишь с точки зрения экономии на уплате таможенных пошлин, так как предприятие занимается растаможкой машинокомплектов, приравниваемых к запасным частям, по льготной ставке от 5 до 15%. Таким образом, это предприятие не создает никакой добавленной стоимости, а его продукция может называться "казахстанской" лишь условно, отмечается в сообщении КМК "Астана Моторс".
По данным компании, по итогам 2007 года доля новых импортных автомобилей, которые завезли в Казахстан официальные дилеры, составила примерно 15,5% от общего объема импорта. "При этом официальные автодилеры заплатили в бюджет государства 70% от общего объема выплат от импорта автомобилей. При средней стоимости нового автомобиля в $20 тыс. отчисления в бюджет составили: $250 млн (пошлина), $325 млн долларов (НДС)", - уточняется в пресс-релизе.
"В условиях фиксированной маржи с продажи автомобилей (в среднем по РК 6 - 8%), которую официальным дилерам устанавливает завод-изготовитель, говорить о сверхприбылях автодилеров неверно", - подчеркивается в сообщении. В связи с этим не стоит ожидать увеличения поступлений в республиканский бюджет после повышения таможенных пошлин на импортные автомобили, констатировали в компании.
По данным КМК "Астана Моторс", в Казахстане в 2008 году объем продаж на автомобильном рынке сократился почти на 30%.
Как уже сообщалось, 17 февраля министр индустрии и торговли РК Владимир Школьник предложил повысить импортные таможенные пошлины на автомобили.
По его словам, повышение импортных пошлин на автомобили позволит защитить внутренний рынок от ввоза устаревших машин, приведет к повышению доходов республиканского бюджета, а также позволит развивать в РК производство в данной сфере.
"В России пошлина на импорт автомобиля - 30%, у нас - 10%. Если вы посмотрите цены на новый автомобиль - и у нас, и в России они одинаковы в автосалонах", - отметил глава Мининдустрии. По его мнению, деньги не попадают в бюджет, "а разница оседает у тех, кто продает".
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.