Расширил коридор
Как часто нам приходится отстаивать свои права? Вопрос вполне можно назвать риторическим. Многим проще махнуть рукой и дальше плыть по течению, чем вернуться в исходную точку и полностью изменить ситуацию.
Однако есть люди, которые ломают систему. И личным примером доказывают, что выход есть из любого, даже безнадежного положения. История Юрия Штольца (фамилия изменена по его просьбе) может оказаться поучительной для горожан, особенно для тех, кто каждый день садится за баранку своего автомобиля.
Кто виноват и что делать?
Случай, о котором пойдет речь, произошел в марте 2011 года. Вот как события того дня описывает сам Юрий:
- Был погожий весенний денек, я возвращался с семьей по дороге из Горной Ульбинки. Неожиданно нам навстречу выехала «Газель» автоинспекции. Чтобы не допустить столкновения, я резко затормозил. Но никаких объяснений дорожные полицейские мне не дали, наоборот, обвинили в превышении скорости. Потом составили протокол, забрали права...
Наверняка многим знакома эта ситуация. Как вы думаете, какой у неё финал? Конечно, Юрий мог, как и многие другие водители, покорно заплатить штраф и вскоре забыть про эту неприятность. Но водитель был полностью уверен, что не нарушал правил дорожного движения, и решил разобраться во всем по закону.
К счастью, у мужчины был толковый адвокат, который охотно взялся за спорное дело. В процессе судебных разбирательств выяснились любопытные подробности этого, казалось бы, рядового случая.
Забегая вперед, скажем, что Юрий Штольц выиграл дело, вернул права и доброе имя. Но остановимся подробно на том, как это у него получилось.
С самого начала при встрече с дорожными полицейскими Юрий вел себя не только уверенно, но и правильно. При составлении протокола он попросил предоставить защитника, на которого совершенно законно мог рассчитывать. Об этом говорится в статьях 584-588 Кодекса РК об административных правонарушениях.
Когда в юридической помощи ему было отказано, мужчина попросил занести сей факт в протокол. Но здесь начались новые препоны: теперь уже сотрудники дорожной полиции отказывались не только вносить поправки Юрия в протокол, но и показывать сам документ водителю. Тут Штольц вспомнил, что существует телефон доверия аппарата контрольно-профилактического отдела Комитета дорожной полиции МВД РК (8 7172 715868). Юрий набрал номер и рассказал о происходящем диспетчеру. Сразу после этого полицейские отдали ему документы. Инспекторы выписали штраф и, забрав права, удалились восвояси.
Хитрый приборчик
После того, как на комиссии в городском отделе дорожной полиции Юрий отказался признать свою вину, дело было отправлено на рассмотрение в городской суд. Обвинение в основном базировалось на показаниях прибора, измеряющего скорость движения автотранспорта. Якобы в момент задержания в городской зоне скорость автомобиля Штольца превышала 70 км/час, что по правилам дорожного движения является нарушением скоростного режима. Но у любого правила есть исключения, и сотрудники дорожной полиции о нем знали, в отличие от большинства автолюбителей.
Главная фишка «радара» была раскрыта адвокатом Вадимом Макаровым. Аппарат «Визир», который измеряет скорость движения, как и любая техника, имеет свои технические характеристики, описанные в соответствующих документах. Чтобы лучше понять, как работает «Визир», Вадим Макаров решил заглянуть в паспорт прибора. И выяснил, что «Визир» в момент включения... уже настроен на скорость в 70 км/час! И это еще не все.
- В технических характеристиках прибора указывается погрешность. При стационарном режиме инспектирования это плюс/минус 1 км/час, при патрульном — плюс/минус 2 км/час. В результате мы получаем свободный коридор скорости от 70 до 72 км/час, двигаясь в котором, водитель не нарушает правил дорожного движения. А Юрий Штольц ехал именно с такой скоростью, о чем свидетельствует запись в протоколе, - поясняет адвокат.
Другим наука
Этот козырь инспекторам дорожной полиции крыть было нечем. Не в их пользу оказались и замечания по процедуре составления протокола, когда полицейские пренебрежительно отнеслись к законным просьбам водителя. Отрицательно сказался и тот факт, что на первоначальном этапе, когда дело рассматривала специальная комиссия отдела дорожной полиции, водителя Штольца даже не пригласили на заседание.
Возникает вполне резонный вопрос: на что вообще рассчитывали служители дорожного правопорядка?
- Скорее всего, на неосведомленность самих автолюбителей, - считает Вадим Макаров. - К тому же мы привыкли верить людям в погонах, и если нас внезапно останавливают дорожные полицейские, уже заведомо ощущаем себя виноватыми в чем-то. Хотя презумпцию невиновности никто не отменял. Поэтому не нужно бояться спрашивать, интересоваться. Неплохо изучить на досуге Административный кодекс.
Сам Вадим привык держать в бардачке машины не только эту занимательную книгу, но и диктофон - так, на всякий случай.
В общем, суд снял обвинения с Юрия Штольца, а дорожной полиции пришлось не только вернуть ему водительское удостоверение, но и освободить его от уплаты необоснованно наложенного штрафа. Автолюбителям стоит иметь в виду результаты этой судебной тяжбы и помнить о погрешностях в показаниях полицейского радара.
Анастасия КУПРИЯНОВА
Наша справка: На Украине судом запрещено использовать «Визир». Этого решения украинские автомобилисты добивались долго и последовательно. Начиная с 2008 года, состоялась целая серия судебных процессов, где было доказано, что показания скорости, которые снимались с помощью этого фоторадара, - неправдивы. А значит, и привлекать автовладельцев к ответственности нельзя. Уликами стали фотографии, где прибор запечатлел скорость... неподвижного объекта. Суд запретил использовать этот вид приборов для видеофиксации нарушений именно на основании технического несоответствия прибора.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.