10 Сентября 2024 19:18:00

Скрытый налог на роскошь: как изменится налог на транспорт с принятием нового НК

Транспортный налог в РК, согласно проекту нового Налогового кодекса, уменьшится для бедных, останется прежним для среднего класса и будет предельно большим для богатых владельцев люксовых автомобилей.
9 КОММЕНТАРИЕВ

Это и есть скрытый налог на роскошь – цель грядущей налоговой реформы, пишет Zakon.kz.

Собственно, и сейчас размеры налога на ТС для большинства казахстанцев весьма щадящие (ставки приведены в пункте 1 статьи 492 действующего Налогового кодекса). Так, владельцы бюджетных малолитражек с объемом двигателя до полутора тысяч кубических сантиметров платят всего 1-2 МРП. И даже объем в 2 тысячи "кубиков" обходится лишь в 3 МРП. Это 11 тысяч тенге в год – по сути, столько же, сколько сейчас стоит одна заправка машины при объеме бака 60 литров бензина марки АИ-92 (а таких заправок в год требуются десятки).

Не будем также забывать, что от налога на ТС (легковушки мощностью до 2,5 тысяч кубических сантиметров и даже грузовики) освобождены сельские жители. А именно, сельхозпроизводители и участники крестьянских/фермерских хозяйств. Не говоря уже о ветеранах войн, многодетных матерях и инвалидах (все категории перечислены в пункте 3 статьи 490 НК).

И для всех этих людей, и даже для государства налог на ТС в их отношении – расходы и, соответственно, доходы – крайне незначительные. Неудивительно поэтому, что в проекте нового Налогового кодекса ставки никак не поменялись по сравнению с действующими: выгоды никакой, а пересудов не оберешься… Вот они (в кубических сантиметрах объема двигателя):

  • до 1100 – 1 МРП;
  • от 1100 до 1500 (включительно) – 2 МРП;
  • от 1500 до 2000 – 3 МРП;
  • от 2000 до 2500 – 6 МРП;
  • от 2500 до 3000 – 9 МРП;
  • от 3000 до 4000 – 15 МРП;
  • свыше 4000 – 117 МРП.

Но более того, в тело законопроекта добавили новую норму (пункт 8 статьи 556 проекта НК):

"При исчислении налога по легковым автомобилям, в зависимости от срока эксплуатации транспортного средства, исходя из года производства, применяются следующие поправочные коэффициенты: свыше 10 до 20 лет эксплуатации включительно – 0,7; свыше 20 лет эксплуатации – 0,5".

Как-то даже странно, верно? Когда снижают цены и налоги… Но опять-таки ничего удивительного; наоборот, приводят законодательство к логике. Небогатые казахстанцы ездят ведь не только на малолитражках, но и на старых, обветшалых внедорожниках, микроавтобусах, бывших 40 лет назад люксовыми седанах.

Объем двигателей у такого "антиквариата" – 4, 5, 6 литров, отчего гигантский расход топлива, потому и цена копеечная, по карману обывателю. Выбор, конечно, сомнительный, но другого у людей порой нет. И если человек взял от безысходности такую рухлядь, начислять на него налог как на новый лимузин – это провоцировать социальную напряженность.

Кого-то смущает, что чем старше машина, тем ниже налог: мол, выхлопов-то от нее больше. Однако налог – это не экологический сбор: здесь другие принципы.

Подытожим. Для людей с небольшим достатком (то есть на старые авто возрастом 10 лет и более) размер транспортного налога уменьшится. Что можно считать составной частью налога на роскошь. Который на самом деле является не конкретным платежом, а системой мер, так меняющих ставки определенных налогов – НДС, КПН, ИПН и прочих – чтобы лица со сверхдоходами платили в казну больше, чем остальные. И тем самым как бы достигалась социальная справедливость.

Правда, ставки налога на ТС, как уже говорилось, остались неизменными. Но достаточно посмотреть на разницу между ставками за авто с двигателем до 4 литров и свыше 4 литров (соответственно, 15 МРП и 117 МРП), чтобы убедиться: эта составная часть налога на роскошь как системы мер уже была осуществлена ранее. А в новом Налоговом кодексе эта тенденция ("сверхналоги" на автомобили премиум- сегмента) будет закреплена. Ну а средний класс – владельцы машин с двигателем в 2-3 литра возрастом до 10 лет – останется при своих.

Главное, чтобы на этом реформа и была завершена. Напомним, в ходе подготовки проекта этого документа высказывалась идея, что налог для ТС вообще надо отменить! Но не просто так. А чтобы грядущий рост цент на топливо не ударил по "простым казахстанцам". Точнее, как-то компенсировал этот удар. Приведем цитату из Консультативного документа регуляторной политики к проекту нового Налогового кодекса:

"При значительном росте цен на ГСМ (к примеру, в 2 раза) соответственно вырастут расходы граждан на владение и эксплуатацию транспортными средствами. Особенно чувствительным такой рост будет для лиц, владеющих транспортом эконом-класса, соответственно, необходимы меры по недопущению ухудшения их социального и материального положения".

При этом рост цен объявлялся неизбежным, поскольку с 1 января 2025 года в Евразийском экономическом союзе начнет функционировать общий рынок нефти и нефтепродуктов.

Сейчас эту идею (о компенсации роста цен снижением налогов) уже не высказывают, но ведь дата приближается, и никто ее не отменял… Посмотрим, как будут вести себя цены с нового года, до которого осталось, в принципе, немного.

И еще один момент хотелось бы отметить. В проекте нового НК, как и в действующем кодексе, ничего не сказано о налоге на электромобили. Из чего делается вывод, что он равен нулю. Поскольку ставки установлены, исходя из объема двигателя в кубических сантиметрах, то есть актуальны лишь для ДВС и дизельных двигателей.

Но при этом мощность мотоциклов и мотороллеров оценивается (в пп.5) пункта 1 статьи 556 Проекта НК) в лошадиных силах или кВТ (значит, в том числе и электрических), и ставка налога на них может составлять от 1 до 10 МРП. Такая вот электрическая вилка.

Источник: zakon.kz
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Инженер
Инженер
10.09.2024 22:12
-42
*Z*
*Z*
11.09.2024 09:09
и никого не смущает что расход зависит не только от объема двигателя, но и от связки типа кпп и привода. 1,6 и 2,0 на механике едят примерно одинаково 8 л по городу, т.к. те же 1,8 и 2,0 на автомате и полном приводе легко 12 кушают, а 4,0 на механике легко вложатся и в 14 литров. по мне так несут какую то х...
-7
*Z*
*Z*
11.09.2024 09:19
добавлю: если они про логику в законодательстве говорят, то логично было бы включить налог в стоимость бензина, спалил 8 литров заплати 1 тиынку, спалил 16 литров - выложи 2 тиынки, и народ бы сам решал на чем ему ездить. а так они очередной раз за нас решают как якобы удобно нам же. вон часы перевели....и говорят что так логично.
16
Alex58
Alex58
11.09.2024 09:15
помню, было время, когда на авто старше 20 лет налога не было вообще...
27
198
198
11.09.2024 09:55
С мотоциклами вообще атас, почему у них налог зависит не от объёма, а от мощности и я за свой не новый мотоцикл с двигателем 1200 кубиков должен платить 10МРП, больше чем за 3-х литровую машину?
5
рабочий
рабочий
11.09.2024 13:14
За эти тарахтелки вообще надо брать налог в полстоимости драндулета.
5
198
198
11.09.2024 14:31
не завидуй
-3
1234567
1234567
11.09.2024 10:24
Так вы льготы по налогу отмените и сразу поступления возрастут. А то как крузак 200, так оформлен на многодетную (им просто необходима такая льгота, ведь да?), как лехус 570, так на КХ.
12
Бармалей88
Бармалей88
11.09.2024 14:28
Сейчас цены на 100-е Крузаки взлетят))
1
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии