Учимся “плавать”
Сцепление колеса с мокрым асфальтом в два раза меньше, чем с сухой поверхностью. При аквапланировании контакт протектора с дорогой отсутствует вовсе! Колесо скользит по водяной глади, мало обращая внимания на реакцию водителя: машина абсолютно неуправляема. Ощутить же, что такое аквапланирование, просто. Необходимы лишь большая лужа и приличная скорость. Результатом высшего пилотажа может стать штопор с переворотом через крышу и приземлением на обочине дороги.
При движении автомобиля по дороге, покрытой слоем воды, каждая покрышка выдавливает воду из пятна контакта, образуя перед собой водяной клин. Вода не успевает уходить из-под протектора, и под ним образуется водяная пленка, по которой как по льду начинает скользить автомобиль. Эффект аквапланирования возникает при толщине водяного слоя всего в 5–8 миллиметров. Последствия же зависят от многих факторов – скорости движения, качества покрытия дороги, состояния амортизаторов и степени изношенности резины.
Справиться с проблемой помогают шины с глубокой центральной канавкой и прорезями “навылет”. Большим противодействием этому эффекту обладают шины с “елочным” рисунком протектора, но при их неправильном монтаже свойства сопротивления аквапланированию исчезают, и колесо, наоборот, становится склонным к “взлету”.
Ощущение того, что машина как бы поднимается в воздух, испытывал, наверное, каждый водитель, проезжая лужу на скорости даже 40 километров в час. О том, как правильно управлять автомобилем при аквапланировании, рассказал судья высшей категории РК по автоспорту Анатолий Тимофеев.
– Самый главный совет – соблюдайте скоростной режим! – говорит он. – Если почувствовали, что автомобиль скользит, отпустите педаль газа и попробуйте стабилизировать положение машины на дороге, по возможности выровняв колеса. Ни в коем случае в этот момент нельзя идти на обгон, крутой поворот или резко тормозить. Автомобиль заносит в сторону, а водитель, скользя по луже, упорно старается выровнять направление своего движения поворотом руля. И как только вывернутые передние колеса касаются полотна дороги, машину, естественно, несет в противоположную сторону. Если водитель правильно и вовремя не отреагирует на повторный занос – машина опрокинется. Реакция на восстановление направления, если все же такое произошло, должна быть “скупой”, движения – импульсивными.
После прохождения водного препятствия следует просушить тормозные колодки, нажав несколько раз на педаль. И еще: приближаясь к водной преграде, на всякий случай включите дворники, чтобы вода, внезапно залившая ветровое стекло в самый ответственный момент, не стала дополнительным “сюрпризом”.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.