22 Марта 2021 12:22:52

Жители Казахстана столкнулись с дефицитом автомобилей Lada

АвтоВАЗ намерен взять реванш в Казахстане.
27 КОММЕНТАРИЕВ

Впрочем, АвтоВАЗ уже строит планы, как восстановить позиции на своем крупнейшем экспортном рынке.

АвтоВАЗ остался без локального производства в Казахстане - местный партнер "Азия Авто" остановил конвейер еще в ноябре прошлого года из-за вменяемого ему властями нарушения обязательств по "промсборке".

Дело в том, что, завод в Усть-Каменогорске по-прежнему занимается крупноузловой сборкой автомобилей и должен был перейти на полномасштабное производство, со сваркой и окраской. Для этого с 2015 года ведется строительство нового предприятия полного цикла "Азия Авто Казахстан", в котором, кстати, 25% принадлежит АвтоВАЗу. Его запуск изначально планировался на 2018 год, однако с тех пор неоднократно откладывался и на сегодняшний день так и не состоялся, хотя завод практически готов.

Правительство Казахстана посчитало это неисполнением условий промышленной сборки, выставив "Азия Авто" неустойку в 173,9 млрд тенге (более 30 млрд рублей), а также лишив завод налоговых льгот и компенсации утильсбора. В этих условиях предприятие остановило свою работу и уже сократило около 4 тыс. работников. При этом его дальнейшая судьба, равно как и нового завода "Азия Авто Казахстан", остается открытой - апелляция автопроизводителя пока что находится на рассмотрении в суде.

Как рассказал "РГ" директор по стратегическому планированию Союза "КазАвтоПром" Артур Мискарян, остановка конвейера "Азия Авто" лишила потребителей предложений в нижнем ценовом сегменте: традиционный лидер, Lada, де-факто выведен из рыночного контура. Снижение конкуренции и обострившийся дефицит на рынке привели к естественным последствиям - подорожанию автомобилей (+16-20% по рынку) и замедлению рыночного роста.

В свою очередь, в пресс-службе АвтоВАЗа заявили, что в компании внимательно отслеживают ситуацию и уже изучают альтернативные варианты сохранения формата присутствия Lada в Казахстане. На предприятии обещают сообщить о принятых решениях в ближайшее время, подчеркивая, что Казахстан является одним из ключевых экспортных рынков для Lada, и здесь АвтоВАЗ планирует еще больше развивать свое присутствие.

Сотрудничество АвтоВАЗа и "Азия Авто", напомним, началось в 2003 году со сборки внедорожника Lada 4x4. А с 2016-го, после того, как в Казахстане были введены заградительные сборы на автомобили, предприятие в Усть-Каменогорске наладило выпуск всех моделей Lada. Переход полностью на местную сборку позволил АвтоВАЗу сохранить ценовое преимущество перед конкурентами, которые, впрочем, тоже впоследствии сделали ставку на локальное производство.

В текущей же ситуации, когда остатки автомобилей Lada, выпущенных на "Азия Авто", подходят к концу, АвтоВАЗ неминуемо теряет позиции на казахстанском рынке. Так, в прошлом году марка Lada впервые за многие годы утратила лидерство в республике, уступив Hyundai. А по итогам двух первых месяцев 2021-го и вовсе опустилась на четвертую строчку в рейтинге продаж - позади Hyundai, Chevrolet и Toyota.

Как отмечает Артур Мискарян, в условиях фактического вывода Lada с казахстанского рынка наращивает позиции марка Chevrolet - эти автомобили собираются в республике из комплектующих, поставляемых из Узбекистана. Прямой импорт мог бы стать решением для сохранения присутствия Lada на рынке, однако такой вариант идет в ущерб ценовой привлекательности, поскольку в стоимость автомобилей будет включен утилизационный сбор и НДС. К тому же транспортно-логистические возможности для поставок автомобилей с российских заводов в требуемом объеме имеются лишь у постоянного партнера АвтоВАЗа в стране, то есть у компании из Усть-Каменогорска.

"Если остановка сборки моделей Lada в республике затянется, и их импорта не будет или он будет небольшим, то место российской марки могут занять другие производители бюджетных автомобилей, так что местный авторынок вряд ли заметно снизится", - говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

В свою очередь, приостановка или снижение продаж автомобилей Lada на растущем и перспективном рынке Казахстана может сказаться на экспортном потенциале самого АвтоВАЗа, для которого эта республика в последние годы была крупнейшим внешним рынком. Так, по итогам 2020 года Казахстан занял свыше 40% экспорта автомобилей Lada.

Напомним, ранее лидером по объему экспорту среди зарубежных стран АвтоВАЗа была Украина, однако из-за известных событий тольяттинский автогигант лишился этого рынка. Кроме того, из-за ужесточения экологических стандартов АвтоВАЗ летом 2019-го покинул Европу, хотя намерен туда вернуться с новой Lada Niva, которая будет представлена в 2024 году.

По словам Дмитрия Баранова, несмотря на то, что рынок Казахстана для АвтоВАЗа важен, основным для него все равно является российский рынок. Компании важно именно здесь сохранять свое первенство, выдерживать конкуренцию с другими производителями, постоянно обновлять модельный ряд.

Так что если даже разрешение конфликта в республике затянется, производство моделей Lada на заводе "Азия Авто" не возобновится, вряд ли это значительно скажется на финансовом положении АвтоВАЗа, считает эксперт. Рост отечественного автомобильного рынка и увеличение продаж автомобилей Lada в России компенсируют АвтоВАЗу проблемы с производством его продукции в других странах.

"Автомобильный рынок - сектор очень динамичный и подвижный, здесь легко меняются лидеры, а у продукции АвтоВАЗа конкурентов в Казахстане хватает. Основной вопрос - приоритеты и интерес самого АвтоВАЗа. Во многом от этого будут зависеть дальнейшие позиции марки Lada на казахстанском рынке", - резюмирует старший аналитик ИАЦ "Альпари" Анна Бодрова.

Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
alex 65
alex 65
22.03.2021 13:52
Скоро казахстанцы столкнутся с дефицитом мяса, которое сотнями тонн отправляется в Китай, а тут какая то лада, только людей очень жаль, которые потеряли работу, из за интереса очередного хапуги.
107
alekc-c
alekc-c
22.03.2021 21:11
Комментарий скрыт т.к. получил много негативных отзывов
моеличноемнение
моеличноемнение
23.03.2021 11:18
Дядя alekc-c, а радоваться чему?
7
Bender
Bender
23.03.2021 13:45
Тому что люди работают, зарплату получают
-1
alekc-c
alekc-c
23.03.2021 23:10
А почему рост производства не должен радовать?
0
Алмас Абайдельдинов
Алмас Абайдельдинов
23.03.2021 07:45
-15
250
250
23.03.2021 10:55
А кормить чем?
5
777
777
23.03.2021 09:50
откуда такая информация, что Китай закупает у Казахстана мясо? Китай ни одного кг не приобретает продукцию животного происхождения, кроме меда и то мед идет как ручная кладь, партиями туда не заходит. Чтобы Казахстану открылась дорога в Китай по мясу нужно нам иметь соответствующую лабораторию, которой увы в РК нет. Так что не нужно ерунды говорить по экспорт мяса в Китай из РК.
8
alex 65
alex 65
23.03.2021 17:25
За восемь месяцев 2020 года Казахстан экспортировал 6,1 тыс. тонн говядины на $20,6 млн: в Узбекистан на $11,4 млн, в Россию – на $5,1 млн и Китай – на $3,9 мл
4
alex 65
alex 65
23.03.2021 17:26
Вот ссылка
Комментарий пользователя: alex 65
0
777
777
24.03.2021 13:06
Это очередной бздешь на счет Китая, ради интереса сам по пробуй туда мясо отправить, консервами - может быть, но чисто мясом, нет. Туда могут экспортировать только мясокомбинаты, которые вошли в реестр импортёров КНР, ни один мясокомбинат РК не стоит в этом реестре. Статистические данные вещ хорошая, но лживая. Сам просто этим с 2014 года занимаюсь, карантинная служба КРН очень хорошо защищает свой рынок, нам бы у них поучится бы. Я когда про это узнал, я был в недоумении, почему от них всякая херня к нам идет без проблем, а мы свою качественную продукцию не можем отправить. Они нам рынок открывают только тогда, когда у них реально появляется дефицит этой продукции. Мы эту лабораторию должны были еще когда открыть, есть уже и помещение и ремонт там сделали, это должна была быть первая в РК на территории УКА подобная лаборатория, КНР нам и грант выделил на закуп специального оборудования, но какие-то бюрократы в Астане сидят и который год мозг делают нашему акимату.
3
12345678
12345678
22.03.2021 14:19
Другой вопрос зачем эта Лада нужна, цена подравнялась по бюджетному сегменту со всеми иномарками. Качество же запчастей удручающе, умерло так умерло, да наши бастыки ещё народного бабла закинут вагонами , и опять то же самое . Бред.
3
Андрей1313
Андрей1313
22.03.2021 16:31
Засуньте себе эти лады в .. опу и дайте людям покупать нормальные машины по нормальным ценам.
-8
alekc-c
alekc-c
22.03.2021 21:44
Очень было бы интересно услышать как по Вашему мнению называются и выглядят пресловутые "нормальные" машины? Могу точно сказать что современные авто независимо от производителя это конченый треш. И ещё хотелось бы услышать сколько Ваше авто само-собой оно конечно "нормальное", часов проводит на СТО в год?
18
Андрей1313
Андрей1313
22.03.2021 22:59
Нормальные машины, это машины из Японии, США и Европы, которые стоят там вполне приемлемые деньги. Но почему-то нам впаривают говно по заоблачным ценам. посмотрите ,к примеру, сколько стоит трехлетняя камри в штатах и сколько у нас.
38
Андрей1313
Андрей1313
22.03.2021 23:03
Да даже эти российские тазы у нас стоят почему-то гораздо дороже , чем в россии, хотя у нас же *свое* производство типа...
24
avvv
avvv
23.03.2021 01:15
японские праворукие машины нормальные. Там с 2004 года камера с обзором 360 градусов, автопарковки, гибридные двигатели - экономично, удобно, комфортно, надежно. а у Лады зато хваленный Хстиль. Вот и идут они со своим стилем на этот самый Х. Разрешать надо ввоз, а то как на кубе уже живем.
31
Серж бывалый
Серж бывалый
22.03.2021 16:42
Зачем покупать местную ладу, когда можно ездить на машине с рос.учетом в два раза дешевле.
20
alekc-c
alekc-c
22.03.2021 21:48
Конечно можно, только двигаешься по-сути на чужом авто, за которое отдал свои деньги и страховку платишь не 10 штук, а 35-ть, ну плюс ещё куча нюансов.
13
250
250
23.03.2021 10:57
Тихо, не пали контору
2
765
765
22.03.2021 19:54
40% экспорта автомобилей в казахстан, и потеря этого рынка сбыта не повлияет на доходы завода в Тольятти - эксперту зп на 40% урезать, повлияет на его быт или же не?
14
Андрей1313
Андрей1313
23.03.2021 10:45
Да насрать на этот Тольятти.. какое нам дело до него. Про свой народ надо думать в первую очередь,чтобы своим людям жилось хорошо. А у нас же все через задницу. А российские машины тоже в скором времени будут пытаться выгнать за пределы страны. Но получится или нет это вопрос.. армянские же пытались и что? А российских в разы больше у нас ездит
2
Townman
Townman
23.03.2021 13:54
Фигня вопрос. Я вот столкнулся с жесточайшим дефицитом черной икры у себя в холодильнике. Может акимам лучше построить осетровую ферму? Продаю идею под икорно-осетровые фьючерсы.
11
Папин
Папин
24.03.2021 00:13
Мустанги заменят весь автопром. Тема!!!! Фтопку весь автопром Казахстана- мустанги форева!!!!)))) Тро-ло-ло)))
1
dok
dok
24.03.2021 04:47
Улыбнуло: автомобиль Chevrolet из республики США собираются в республике Казахахстан из комплектующих, поставляемых из республики Узбекистан.
14
Валера
Валера
24.03.2021 14:56
Скоро мы сталкнемся с дифицитом всего, так как наше уважаемое правительство всё продает, что бы ни за что не отвечать...
5
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии