14 Декабря 2015 09:12:00

Будет больно

Следующий год будет дном экономического кризиса - Худайбергенов.
46 КОММЕНТАРИЕВ

Известный казахстанский экономист, директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов дал прогнозы по ценам на нефть и курсу тенге на своей странице в социальной сети Facebook, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Как напоминает экономист, на этой неделе цена нефти спустилась до 37,7 доллара за баррель, реализовав сценарий, ранее считавшийся маловероятным. По словам Худайбергенова, теперь предполагается, что цена на нефть и дальше будет снижаться. "Понятно, что будет очень больно, но вопрос лишь в том, насколько и как долго. Но обо всем по порядку", - написал экономист на своей странице в соцсети.

Приводим его размышления полностью. Вот что он пишет: 1. "Согласно данным IEA, во втором квартале 2015 года добыча нефти превысила спрос на 2,3 миллиона баррелей в день (мбд). В третьем квартале спрос немного догнал добычу, и разница упала до 1,6 мбд. В четвертом квартале, скорее всего, разница сократится до 1,5 мбд, но цена нефти все равно стремится вниз. Этому способствует три фактора - ожидаемые поставки иранской нефти в объеме 1,0-1,5 мбд, и возможное падение спроса и продолжение роста добычи в 1-2 кварталах 2016 года. И вероятность того, что декабрьское повышение ставки ФРС будет не разовым событием. Если все это реализуется, то в ближайшие квартал-два мы увидим цену около 30 долларов и ниже.

2. Однако, в противовес играет тоже три фактора. Во-первых, те же самые поставки иранской нефти могут оказаться ниже заявленных цифр. Во-вторых, это себестоимость добычи, которая больше видит цену в пределах 50-60 долларов, иначе сильно режутся текущие затраты (opex) и инвестиции (capex). И, наконец, риск эскалации ситуации на Ближнем Востоке, особенно в зонах транспортировки добычи.

3. Вместе с тем, есть еще два долгосрочных факторы, противоположных по влиянию на цену. Первый говорит в пользу падения, что в 2016 году мировая экономики может замедлиться из-за ухудшения ситуации в крупных странах - за последний год темпы роста мировой экономики пересматривались четыре раза в сторону понижения (в первую очередь из-за Китая и развивающихся стран), плюс в США за последние семь лет почти 100 процентов прироста занятости в период восстановления кризиса пришлось на сырьевой сектор. Это может привести к тому, что цена на нефть обретет дополнительный потенциал снижения, либо как минимум их сохранения на уровне в 30 долларов в 2017-2018 годах. Второй фактор говорит, что урезание инвестиций в разведку, которое наблюдается за последний год, продолжится, и уже в 2016 году начнет давать эффект - добыча прекратит расти, и уже к концу года разница между добычей и спросом сократится до 0,6 мбд. А если начнется сокращение добычи, скажем, в 2017 году, то в какой-то момент спрос превысит добычу, и это приведет к тому, что в 2017 году цены вырастут до 60-80 долларов, и поднимутся выше 100 долларов в 2018 году.

4. Так как факторов слишком много, непонятно, какой из них выиграет, но пока основной сценарий говорит, что 2016 год будет дном экономического кризиса, после чего с 2017 года начнется восстановление. Негативный сценарий говорит, что "дно" растянется и на 2017 год. В целом, цена нефти в 30 долларов и ниже несет брутальные последствия как для российской экономики, так и для нашей (помимо цены на нефти мы еще косвенно пострадаем от ухудшения ситуации в России). В обеих странах очень малое количество предприятий имеет себестоимость ниже 30 долларов, и почти нет месторождений с себестоимостью ниже 25 долларов. Причем у нас себестоимость выше, да и в целом зависимость экономики от нефтянки тоже выше - доля сырьевого сектора в ВВП оценивается в 20 процентов, а вместе со смежными секторами около 30-40 процентов. Не буду расписывать детали столь болезненной ситуации, но доходная часть бюджета упадет достаточно сильно, особенно на фоне вынужденной (и правильной) привязки налоговой нагрузки к цене на нефть (например, через рентный налог). На фоне этого, насколько надо уронить тенге, чтобы сохранить доходность часть в тенговом выражении настолько, чтобы выполнить социальные обязательства?

5. Еще до падения цены нефти ниже 40 долларов, ожидания по курса тенге сложились в пределах 350-360 тенге (даже несколько превозмогая возможности "паритета 1 к 5" - этот дурацкий и вредный в долгосрочном плане аргумент зажил самостоятельной жизнью). Сейчас рубль упал до 70, а при 30 долларов за баррель может опуститься и до 80. При панике рубль может скакнуть и до 100, но в этом году Центробанк России действует очень корректно (благодаря зампреду Тулину), поэтому вероятность скачка минимальная. Но даже при 80 ожидания по курсу тенге сместятся к 400 тенге за доллар.

6. Интересно то, что при цене 30 долларов девальвация не поможет уже и сырьевому сектору, ибо импорт и валютные займы примерно равны валютным доходам. А ведь есть еще и другие расходы. Ухудшится положение и финансовой системе, даже у тех финструктур, кто раньше требовал девальвацию - сейчас все ждут ухудшения ссудного портфеля из-за уже состоявшейся девальвации, а теперь к этому добавится еще две проблемы: теперь сырьевые компании не смогут быть источником ликвидности, плюс рост плохих кредитов усилится еще сильнее.

"В целом, можно сказать, что мы вступаем в зону турбулентности", - написал экономист в заключение. Также Худайбергенов добавил, что рассуждения о том, как в этой ситуации может отреагировать система госуправления, в том числе Нацбанк, он напишет позже.

Источник: tengrinews.kz
Иллюстрация: pixabay.com
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
С
Серик
14.12.2015 09:21
Нацбанк отошёл в сторону и сказал: " ой, незнаю, разбирайтесь сами, выходите как-нибудь из турбулентности, спрос на доллары мы создали, остальное не наше дело..."
32
/
///
14.12.2015 12:12
Следующий год будет дном экономического кризиса - Худайбергенов. А президент сказал, что мы живем в самое лучшее время!!!! Кому верить?
14
Б
Боль
14.12.2015 12:24
Больно мне ,  больно - песня Вадим Казаченко)
4
Q
Quard
14.12.2015 13:58
Вадимка зачем ты делаешь так???- Потап и Настя))
1
С
Стрекоза
14.12.2015 09:22
Лето красное пропело (Астана строилась, промышленность не развивали) оглянуться не успело (20 лет качали нефть), наступил пипец....
162
ЧС
Чел с бугра
14.12.2015 09:27
Хорошо что у них есть нефть и газ! Страшно представить , если бы не было!..
5
B
bezobraz
14.12.2015 10:02
прямо радостно, что они выживут. которые с нефтью и газом. а то ж ведь это грустно, когда нефтегазовые магнаты нищими становятся. кто будет покупать побережья? яхты? большие и спортивные машины? 
7
M
Mma
14.12.2015 12:01
Мне как работнику нефтегазовой отрасли,  очень грустно что мое начальство может лишиться яхт,  машин и вилл - ведь оно может уйти с Казахстана и я лишусь работы
5
B
bezobraz
14.12.2015 17:05
чай найдется на шею хомут. не дрейфь - история показывает, что  от смены фамилии князя не один холоп меньшее пахать не стал
2
ЧС
Чел с бугра
14.12.2015 12:01
Был бы СССР,всё было бы ништяк! И США в Опе и китай там же... Блин... как хочется вернуть то время!..
21
О
Ошибаетесь
14.12.2015 12:25
СССР это не абстрактная вещь а те или иные поведения людей в разные периоды его существования. И то, что он распался, это объективная вещь, а не потому что какой то нехороший индивид, так захотел!
-15
1
12345
14.12.2015 12:48
именно, поэтому существовал План Даллеса. И именно поэтому СШП тратят миллиарды долларов на "продвижение" демократии в мире.потому что были "объективные" причины.масло "подорожало" . что тут еще сказать.
0
НТ
Ну так
14.12.2015 13:04
Хорошо рассуждать о добродетели — не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле! (Аристотель). Понятно, план Далеса и.т.д Но давайте все таки смотреть правде в глаза! Все таки (в общем), не в американцах дело, а в фундаментальном смысле, и не в плане Далеса на который любят ссылаться (по разным причинам)!  
2
ЧС
Чел с бугра
14.12.2015 12:50
Ну мы этих индивидов поимённо знаем! Знаем чего они хотели и чего получили))) Ошиблись маненько вы))
2
Б
Бобер
14.12.2015 09:52
Прогнозы Худайбергенова часто сходятся, уже не первый раз. Он грамотный мужик.
11
Z
Zh
14.12.2015 15:56
Он хорошие меры предлагал, как избежать такой ситуации с падением тенге. Только вот Нацбанк послушал не его, а других людей.
2
У
уцукцук
14.12.2015 09:55
Ну так логично, все сидели 20 лет, никто ничерта не делал. Что тут, что в России. Качай нефть, продавай, дело в шляпе. Спустя 20 лет единственная цена которая интересует на мировом рынке - спрос на нефть. Как в развитых странах? Немцев интересует спрос на Ауди, БМВ и Мерседесы. Американцы интересуются положением дел компании Эллп, Майкрософт и прочих. Арабы сидят и считают деньги от золота и туризма. Китайцы и те продают электронику и кучу дешевых ништяков. Казахстан и Россия сидяд разинув рот: а чо, как так то, нефть разве никому не нужна уже?  Иран выкатит нефть дешевле и ближе к потребителю и все, приехали. Один к пяти говорите? Пробьет 400 или нет?
81
R
RJ
14.12.2015 10:35
Согласен. Страны, которые вы перечислили, да и многие другие уже давно поняли, что нужно заниматься своими делами внутри страны и делать производство, товары, хозяйство вести внутри страны. И что смсл не в нефти и газе. Для этого правительства этих стран создают законы и условия для развития инфраструктур и населения. А Россия страдает имперскими амбициями, а кз как хвостик плетется. Независимость....бл....смешно.  Сидят ждут инвесторов, хотя внутри стран то ноль без палки....Китай 20 лет назад шил пуховики с надписью abibas, сейчас ракеты в космос запускают....когда-то они сами себе признались, что ни куя мы делать не умеем, кроме того как шить и писать с ошибками на товарах. Нужно сперва признаться, попу с небес уронить и медленно, медленно вставать....хотя бы на колени...
19
Й
йцуке
14.12.2015 11:01
Какие нафиг имперские амбиции? Россия мало по-малу выходит из 90-х, что-то начинает делать, а это не нравится "сами знаете кому". Все, что сейчас творится - это все искуственно с одной целью: США властелин мира, а Россия снова в 90-е.
20
R
RJ
14.12.2015 11:31
У Вас ник должен быть ватные мозги....или просто ватник))) не смешите...США им все придумало...
-25
Й
йцуке
14.12.2015 11:52
Если уж на то пошло, то Ваш ник тоже не говорит о высоком интеллекте! 
6
О
ой,ей
14.12.2015 12:03
это как в поговорке: плохому танцору причинное место мешает. Всегда кто-то виноват, но только не мы ...
2
П
Психология
14.12.2015 11:55
Именно так сложилась психика, на протяжении истории. Если посмотреть чисто на психологический аспект, то на западе прослеживаются следующие вещи, на протяжении истории, подавляются те или иные комплексы или те или иные "элитарные" типы поведения, связанные с отсебятиной. Вы можете сесть или даже лечь в любом месте, или придти в пижаме в больницу  и никто не будет смотреть на вас косо, или тыкать пальцем! Так же, наша культура, на фундаментальном уровне отличается от Западной. В их обществе преобладает деловой аспект, а в нашем — социальный. Т. е. их жизнь выстраивается вокруг решения задач, а наша — вокруг отношений между людьми. Как один из примеров, работа почты. На западе она работает очень точно, именно для доставки отправлений, а не для того, чтобы дать людям работу. То есть, получается, что при другом варианте, доставка отправлений — это всего лишь побочный результат ее деятельности. Так же один из феноменов, следующих из этой разницы, — количество психоаналитиков на Западе. Основную их функцию — выслушивание монологов о накипевшем — у нас выполняют друзья, а у них так не принято, и услуга предоставляется за деньги. «How are you? — Thanks, I’m OK.» Это не говорит о том, что на западе нет дружбы, просто там другой (в общем) уровень откровенности между друзьями. Просто так принято. Ну и.т.д Если посмотреть на психологические аспекты в тех или иных иерархиях, тоже можно выделить определенные разности и особенности, которые так или иначе выстраивают общество.
5
О
ой,ей
14.12.2015 12:08
это как Задорнов говорил: - How are you?  Иди сюда, я тебе сейчас расскажу как я хау а ю!
1
С
света
14.12.2015 16:33
как же вы правы, но даже медленно вставать на колени не позволит нам наш никуя-нехотящий делать менталитет)...в котором есть свои плюсы, но увы километр минусов.
3
4
42
14.12.2015 18:06
Вы правы насчет менталитета. В эпоху СССР вырастил целые поколения иждивенцев, которые жили и ждали халявы от власти, власть им это предоставляла - работу, льготы, дешевая коммуналка. И никто не задумывался - а за чей счет?Вот и сейчас иждивенцы ждут от власти хорошей жизни, и чтобы при этом ничего не делать. Минусуя мой ответ, все же задумайтесь об этом. Хотя, возможно, менталитет иждивенчества и этого не даст сделать - лень, пусть власть разжует.
2
7
7.62
14.12.2015 18:00
У Китая перед глазами был пример распада СССР. И у них у руля оказался сильный политик ДенСяоПин который не побоялся раскатать танками студентов по площади, и вот вам результат у Китая самая мощная экономика в мире. Сталина надо Сталина.
4
М
Миша
14.12.2015 10:46
Худайбергенов хотел сказать именно так))))
1
G
gm
14.12.2015 11:46
У немцев и не только у них головняки с мигрантами,  американцы ничего кроме доллара , по большому счету, сами не производят и кризис их не обошел стороной.  О каком туризме арабов вы говорите?! Ехать в страну где взрывают кафе, отели, самолеты?!  А цена этих дешевых  китайских ништяков ... Согласно официальным данным, от «переработки» ежегодно умирают 600 тысяч  китайцев, по неофициальным до полутора миллионов! Так что не все так радужно.
-4
Г
Гвоздь
14.12.2015 12:03
Ой ладно Вам. До недавнего момента все ехали к арабам за милую душу, толпы людей из Казахстана пытаются уехать в Европу и Америку "загнивающие", и Вы точно не просыпаетесь по ночам от мысли о том, какой китаец несчастный собрал Ваш ноутбук. Обидно, что обладая потенциалом уж точно не хуже перечисленных стран (для туризма, например), а где-то и на порядок превосходя (полезные ископаемые) наша страна отстает в развитии как промышленных, так и коммерческих сфер, в этом вся загвоздка.
7
М
мда
14.12.2015 12:05
Хватит повторять байки по поводу ничего не производящих американцев. Добавленная стоимость созданная в производственном кластере США и производство промышленной продукции больше 3 трлн$ Американцы производят продукцию высокого передела. Как только устанавливается существенная разница в зарплатах, мировой рынок сразу перепоручает все виды экономической деятельности, которые в технологическом плане являются тупиковыми, а следовательно, требуют только неквалифицированного труда, странам, в которых низкий уровень зарплат. Рассмотрим исторический пример. В 1980-е годы на пижамах, продающихся в Соединенных Штатах, был пришит ярлык: «Ткань произведена в США, скроено и сшито в Гватемале». Текстильное производство — механизированная отрасль, поэтому ткань производится в США. Кройка тоже была механизированным процессом, но требовала небольших партий, иначе страдали точность кроя и качество изделия. Поэтому кройкой деталей и шитьем пижам занимались те же низкооплачиваемые рабочие. В 1990-е годы на пижамах появились новые ярлыки: «Ткань произведена и скроена в США, сшито в Гватемале». Лазерные технологии позволили кроить ткань большими партиями с большой точностью, и нужда в дешевом труде отпала. Можно почитать, как производства возвращаются в США. В интернете есть инфа.
2
G
gm
14.12.2015 12:35
Я думаю не стоит сильно восхищаться странами, в которых не был и делать выводы . Дело не в патриотизме, но посмотрите  http:cont.wspost163287
-3
Г
Гвоздь
14.12.2015 13:02
А с чего Вы, собственно говоря, решили, что я там не был? Был и в Китае, и в Европе. Да и не сказать, что испытываю восхищение от этих стран, есть свои проблемы, но нужно отдать должное: их развитие ушло намного вперед, хотя во многом потенциал Казахстана сильнее. 
5
НИ
Ну и?
14.12.2015 13:20
Ну я могу привести Вам другие примеры и аспекты жизни в том или ином месте! Я знаю как там в подавляющем большинстве и мне этого достаточно! Другой вопрос, то или иное отношение на эти явления и создают те или иные явления, те или иные тенденции, или это незначительные в статистическом плане явления. Ну да плохо, жалко и.т.д
1
О
ой,ей
14.12.2015 12:10
да вы посмотрите какая экология в Китае, похлеще нашей. Даже в Пекине смог страшный стоит
1
Й
йцук
14.12.2015 10:15
Пробьёт куда денется то, лучше ниже новость читать прям маслом по хлебу !)))))))
0
1
123
14.12.2015 10:37
Днищем будет
1
7
745
14.12.2015 11:09
Скорее "крышкой" будет нам всем.
0
Ж
жужа
14.12.2015 11:17
так мы всегда на дне ,только выход все выше и выше
4
S
SergiUX
14.12.2015 11:20
Еще опечатки:"Вместе с тем, есть еще два долгосрочных факторЫ [фактора]...", "...что в 2016 году мировая экономикИ [экономика] может замедлиться...", "...так и для нашей (помимо цены на нефтИ [на нефть] мы еще косвенно пострадаем от ухудшения ситуации в России).", "Еще до падения цены нефти ниже 40 долларов, ожидания по курсА [по курсу] тенге сложились в пределах 350-360 тенге..."
2
Н
ник
14.12.2015 13:04
как говорится так и пишется
2
1
111
14.12.2015 13:39
Достигнем дна и будем копать.
2
E
Elech
14.12.2015 14:28
При цене в 30$ добычу придется вам останавливать, и молится только на Тенгиз. Так как себестоимость добычи там 25$, на других старых месторождениях 60-70$. Нужно иметь какую то финансовую подушку, чтобы протянуть.
1
G
gad
14.12.2015 15:54
спорим в 2016 году цена за бочку каспийского углеводородного фуфла 14-15$,один $=420-430 тенге в первом полугодии!кто поддержит пари?ставка 1литр фуфла с "Колхозки"!
2
Т
Татиана
14.12.2015 17:20
Оказывается,мы еще не на дне
1
М
морячок
14.12.2015 17:26
Когда достигнем дна,кто-нибудь снизу в это дно обязательно постучит! Жизнь при капитализме всегда состоит из кризисов,подъемов и падений.Выход один-железный занавес и диктатура пролетариата.В прочем мы это тоже уже проходили...Терпения всем и здоровья!
3
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии