Энергетический вампиризм
Вопрос об окончательном обеспечении энергетической безопасности страны опять находится в "подвешенном состоянии". И в очередной раз в центре скандала фигурируют те, кого по давней традиции причисляют к гордому племени "иностранных инвесторов". Заголовки информационных сообщений на эту животрепещущую тему в марте этого года были достаточно красноречивы ну например -" Компания "AES" призывает к мирному урегулированию конфликта с Казахстаном" или " Энергетические монополисты Восточного Казахстана отвергают выдвинутые обвинения, и готовы сесть за стол переговоров с казахстанской стороной". Ну а с учетом того, что на конец месяца была запланирована рабочая поездка президента Назарбаева в ВКО, то все происходящее выглядело несколько театрально. Мол, есть дружелюбно настроенные иностранцы, и есть какие- то темные силы, упорно мешающие им работать, но с которыми, тем не менее, инвесторы стараются договориться.
Все это было бы конечно хорошо, ( в смысле стремление к переговорному процессу), если бы не вызывало устойчивое ощущения эдакого "дежа вю". Дело в том, что если называть вещи своими именами, то вот уже битых 15 лет в стране идет перманентное противостояние республиканских ведомств разного уровня и некой частной структуры ,волею судеб, ( а точнее волею нескольких далеко не самых законопослушных экс- чиновников), воцарившейся на энергетических просторах нашей страны.
Сюрреализм на марше.
Впрочем, начнем по порядку. Все началось в далеком 1996 году, когда тогдашнее правительство под руководством Акежана Кажегельдина озабоченное тотальной приватизацией, выставило на торги крупнейшую в стране электростанцию- Экибастузскую ГРЭС-1. А далее начались полные чудеса. Согласно имеющимся в распоряжении редакции "МК-в Казахстане" документам, (стоит отметить, что это досье, подобранное сотрудниками Генеральной прокуратуры, составляет более тысячи страниц), способы какими этот западный энергетический концерн вошел на местный рынок тянули не на одно уголовное дело, фигурантами которых должны были бы стать не только премьер министр Кажегельдин, но и тогдашний министр энергетики Храпунов. Тем более что дальше ,начались события настолько удивительные , что то о них стоит рассказать достаточно подробно.
Итак, согласно действовавшим правилам, процедура перехода государственной ГРЭС в частные руки должна была осуществляться на конкурсной основе с последующим выходом на торги. Претендентов было немало, и окончательный срок подачи заявок был назначен на 26 июня 1996 года. И тут приключилась первая странность. Буквально за 20 часов до вскрытия конвертов с конкурсной документацией из канцелярии тогдашнего премьер-министра отправляется приглашение на участие в конкурсе некой ирландской фирме "AES ELEKTRIC LTD", которая чудесным образом за несколько часов не только принимает приглашение, но и соблюдает все необходимые бюрократические процедуры, уплачивает гарантийный взнос и… пропадает. Вместо нее на конкурсе появляется другая фирма "AES SunTree Power Ltd" ,которая включается в торги и благополучно их выигрывает. Правда ,тут же выясняется, что такой фирмы юридически не существует и на самом деле в торгах участвовала ирландская компания "FernLock" , а название ""AES SunTree Power Ltd" она использовала в качестве … "бизнес- псевдонима". Что любопытно, происходящее действо, которое вполне можно было охарактеризовать "сумасшедшим домом" , чиновников из числа организаторов аукциона, ( и в частности министра Храпунова), абсолютно не смутило и победитель был определен в рекордно короткие сроки. В итоге торгов, которые почему то в нарушении всех правил прошли по голландскому методу, стратегический объект при стартовой цене в 230 миллиардов тенге был продан всего за 100 миллионов единиц национальной валюты. То есть в 2300 раз меньше первоначальной стоимости! Возможно все объяснялось суммой требуемых инвестиций в размере полмиллиарда долларов США, которые покупатель торжественно пообещал вложить в течении первых пяти лет, возможно чем то другим, но сделка благополучно состоялась и тут же попала под внимание "компетентных органов". Тут выяснилось, что объяснятся по всем вопросам будет уже не непосредственный победитель тендера, ирландская компания "FernLock" , а абсолютно никак и нигде до этого не фигурировавший американский концерн "AES Соrporation", точнее специально созданное при нем подразделение "AES SILK ROAD", которому ирландцы зачем то переуступили все права на ГРЭС в течении первой же недели после покупки. В своем длинном и несколько путанном официальном письме, тогдашний вице президент "AES Соrporation" Пол Стимсон рассуждал о преемственности и сложной структуре возглавляемой им корпорации, сетовал на неизбежные трудности и обещал государству золотые горы .В результате, с возбуждением уголовного дела по факту недобросовестно проведенных торгов решили обождать и посмотреть как пойдут дела у инвестора…
Дела пошли на удивление из рук вон плохо. Из за практически полного отсутствия обещанных инвестиций, при стандартной мощности в тысячу МегаВатт ГРЭС, которая получила новое имя "AES-Экибастуз", стала производить не более 200 МегаВатт электроэнергии, погрузив область в тьму, а потом и вовсе встала на четыре месяца. Случившееся безобразия иностранцы объяснили весьма своеобразно- отсутствием прав на землю находящуюся под и вокруг ГРЭС. Сначала переговоры довольно успешно велись с тогдашним акимом Павлодарской области Даниалом Ахметовым, а потом с его приемником на этом посту Галымжаном Жакияновым, который собственно и подписал купчую. В ответ, все тот же Пол Стимсон заверил, что все временные трудности теперь будут устранены и посулил завалить Казахстан и сопредельные области РФ дешевой и бесперебойной электроэнергией.
С электричеством опять не заладилось…Но зато, потихоньку у "AES Соrporation" расти имущественные аппетиты и в течении следующих пяти лет к ним в концессию были переданы Усть-Каменогорская и Шульбинская ГЭС, а так же проданы расположенные в Восточном Казахстане Согринская и Лениногорская ТЭЦ. Ну и заодно, угольный разрез "Майкубен-Вест".
Несмотря на столь стремительное расширение, финансовые показатели компании неуклонно снижались, декларировались многомиллиардные убытки, и в итоге республика была вынуждена закупать электроэнергию у Российской Федерации. Все это явно, не могло оставаться без внимания и в 2000 году, ставший к тому времени вице-премьером Даниал Ахметов ( видимо подзабыв о своем расположении к этой фирме в период акимства) выступил с резким заявлением о том, что "правительство крайне разочаровано деятельностью принадлежащих "AES" энергетических предприятий", а премьер министр Касымжомарт Токаев, поручил прокуратуре вернуться к вопросу о нюансах подписания контрактов. Как выяснилось, большинство таковых, в частности были завизированы бывшим министром энергетики и угольной промышленности РК Виктором Храпуновым. Правда, сам Виктор Вячеславович, к тому времени пересевший в кресло акима Алматы в своей объяснительной записке сообщил, что в консультациях не участвовал, ( болел, был в командировках , пребывал в краткосрочных отпусках), и как его подпись появилась на этих документах абсолютно не ведает. На этом, собственно, и порешали, и в качестве компромиссных мер опять сели с американцами за стол переговоров.
Переговоры были долгими и трудными. Иностранцы упирали на то, что они "Глобальная Энергетическая Сеть" и в связи с этим, требовали дополнительных льгот и преференций. Правительство же интересовало, когда же от изрядно затянувшихся обещаний инвесторы перейдут к практической работе. Параллельно с этим, финансовая полиция производила проверку предприятий, а иноземцы жаловались на "вооруженные захваты" в мировые СМИ, включая журнал "Форбс". Ну а чуть позже, ( как всегда неожиданно) выяснилось что американская "AES Соrporation" и вовсе как бы не при делах, а все проблемы надо решать с неким ТОО "Нурэнергосервис", являющимся дочерним предприятием корпорации и отвечающим за казахстанское развитие финансово-хозяйственной деятельности...
И где же свет?
Тогда конфликт как то удалось немного заглушить. Но после того как премьер-министр Карим Масимов потребовал вернуть в госсобственность ЭГРЭС-1, отношения AES с властью обострились с новой силой . Правдаа в 2007 году АЕS все таки продала станцию корпорации "Kazakhmys" , а та уже 50% акций ЭГРЭС-1 передала в ведение "Самрук-Казыне" .
Казалось, что основные конфликты остались позади. Но, через некоторое время все пошло по новому кругу. Несколько предыдущих зим в Восточном Казахстане опять прошли под знаком энергетических скандалов.. Область, владеющая мощнейшим энергетическим потенциалом, пережила небывалые веерные отключения, что вынудило жителей Усть-Каменогорска даже направить открытое письмо президенту США Бараку Обаме с приглашением погостить в областном центре , где американская компания отключала свет даже в детских садах и больницах.
Результаты очередной проверки исполнения инвестиционных обязательств и вовсе оказались шокирующими. Из 600 миллионов долларов США компания "АES" за более чем тринадцать лет своей деятельности вложила меньше четверти. Например, в Шульбинскую ГЭС из обещанных 420 миллионов долларов на деле вложено 23 миллиона. Кроме того выяснилось, даже тот минимум, который компания все-таки тратила на развитие технологий , был заложен в тарифе. То есть, на ремонт и новое оборудование инвестор тратил не собственные средства, а деньги потребителей. Дальше последовала череда судов, в итоге которых, истец в лице Комитета по защите конкуренции (КЗК) Министерства индустрии и торговли РК доказал, что тарифы в Восточно-Казахстанской области и соседних регионах оказались завышены на 27 процентов. А судом было вынесено предписание группе "AES" на сумму 23,95 миллиардов тенге, или в пересчете около 198 миллионов долларов США . А в апреле 2010 года Агентство РК по регулированию естественных монополий заявило о выявленных фактах неисполнения условий инвестиционных обязательств на общую сумму 459,5 миллионов долларов США.. Согласно распространенной тогда информации не были выполнены обязательства по Шульбинской ГЭС – на 396,5 миллионов долларов (94,9% неосвоения), по Усть-Каменогорской ГЭС – на 32,9 миллионов (82,4%), а так же по Усть-Каменогорской ТЭЦ и Согринской ТЭЦ. Кроме того, опять участились факты ограничений в подаче электроэнергии потребителям области. Учитывая все это, в июне прошлого года Агенстсво без обиняков заявило о необходимости рассмотрения вопроса об отзыве у AES лицензии за нарушение ряда контрактных обязательств. Однако к осени , разбушевавшиеся было страсти опять немного улеглись.
Теперь, уже в эти дни, вице-президент группы компаний AES в Казахстане Майкл Гленн Джонаган опять признал о том, что "Мы до сих пор имеем некоторые разногласия с правительством Казахстана, касающиеся гидроэлектростанций и выполнения некоторых инвестиционных обязательств. И мы по-прежнему ведем работу, чтобы посредством переговоров придти к мировому соглашению.."
Вот здесь так и хочется спросить- "Господа, а вы еще не устали?". Ну на самом деле, целых пятнадцать лет противостоять государству пустившего вас на свою землю, проигрывать суды, жаловаться и при этом не пробовать сделать того, что требовалось изначально- а именно выполнить все взятые на себя обязательства, на это требуется поистине железная выдержка и это при том, что даже по мнению зарубежных юристов "недовольство властей страны действиями компании представляются вполне оправданным и резонным". Вот только ведут ли "работу над ошибками" иностранные инвесторы? Пока утвердительного ответа на этот вопрос дать к сожалению невозможно. Да вопрос понесет ли кто ни будь ( например тот же экс-министр Храпунов) заслуженное наказание за столь подзатянувшийся "энергетический эксперимент", так и остается открытым. И это, не дает никаких гарантий того, что в будущем, подобная ситуация не повторится снова.
Салтанат Каппарова
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.