24 Ноября 2009 00:43:00

Казахский эксперт: нельзя сказать, что бизнес радуется созданию Таможенного союза

За 18 лет независимости правительство Казахстана так и не создало условий для бизнеса, для производства. Принимаются разные программы, были разные декларации с высоких трибун, но реально поддержки производству было очень мало. Вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов видит в образовании Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией, как плюсы, так и минусы. Но при этом считает, что интеграционная инициатива завалит на бок зачатки казахстанского производства.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Выиграет или проиграет казахстанский бизнес в результате образования Таможенного Союза? Этот вопрос так и остается неоднозначным.

Вопрос объединения рынков наших стран всегда был актуальным. Почти весь товар, кроме китайского, который поступает в Казахстан, проходит через границу России, Белоруссии. И импортируемые товары, и экспорт. И проблемы, связанные с провозом товаров через территорию этих государств, всегда были. Шестнадцать миллионов населения Казахстана - это совсем маленький рынок для производителя, для бизнеса. В этом отношении объединенный рынок трех государств Таможенного союза гораздо интереснее. С этой точки зрения Таможенный союз - положительное явление. Не будет таможенных постов, которые зачастую препятствуют быстрому продвижению товара. Не секрет, что зачастую таможенные процедуры не очень прозрачны, запутаны и регулярно меняются. А участники внешнеэкономической деятельности не всегда узнают об этом вовремя. Я сам три года "растаможивал" грузы, которые прибывали из Европы. И почти каждый месяц появлялось какое-нибудь новое письмо или новая инструкция, о которых мы узнавали, когда уже пришел товар, когда надо оформлять документы. На выполнение новых требований нужны деньги и, естественно, время. А на складах временного хранения товар долго лежать не может, за это тоже надо платить. И хорошо, что не будет посредников, когда товар проходит казахстанскую таможню, потом пограничников, фитосанитарную инспекцию, СЭС, ветнадзор, плюс еще транспортный контроль. А после пересечения границы есть еще и российская таможня, пограничники и т.д. Это, конечно, отнимает время. Надо готовить очень много различных документов. Это приличные деньги. И то, что не будет границ и не будет обязательных требований СВХ - это большой плюс. Это уменьшение издержек бизнеса.

А обратная сторона медали?

Но есть и опасения. Во-первых, официально по ряду товаров где-то на 32% будут повышаться пошлины. Где-то процентов на 10 они будут усредненные, и где-то на 5% будет понижение. И завтра это может стать довольно серьезной проблемой для бизнеса. На большое количество товарных позиций пошлины будут повышаться. Это, естественно, не очень хорошо. И ряд предприятий, подсчитав новые таможенные тарифы, поняли, что их продукция значительно подорожает. В частности, компании, которые занимаются производством промышленных холодильных камер, выяснили, что их комплектующие подорожают на 20%. И они будут вынуждены включить эти расходы в себестоимость товара. Для них это весьма серьезная проблема. Они повысят цену, и тем самым снизят вероятность того, что товар их будет раскупаться. И, кроме того, оборудование, которое они изготавливают, поставляется в разные отрасли: хранение и переработка мяса и рыбы, молочной продукции. И повышение цен на холодильную продукцию может отразиться и на этих отраслях. Это производственное оборудование, не бытовые холодильники. И перед производителями дилемма. Или прекратить производство, которым они занимаются уже 4 года и уже начали наращивать объемы продаж. И тогда завозить готовое оборудование из России, и это будет намного дешевле. Или так же производить в Казахстане эти морозильные камеры, используя европейские комплектующие, которые, проходя через Россию, будут облагаться 20% пошлиной. И тогда они вынуждены будут повышать расценки.

То есть однозначно Таможенный союз не выгоден производителям?

Да, эта тема волнует многих предпринимателей, занимающихся именно производством. Для тех, кто занимался импортом, ввозил готовую продукцию, все остается на прежних позициях - ну придется чуть больше или меньше бумаг оформлять, здесь это не принципиально. А для казахстанских производителей это вопрос принципиальный. Понятно, что, если рассматривать 3 страны, входящие в Таможенный союз, Россия и Белоруссия - это страны, в которых развито производство. Так повелось еще с Советского Союза. А Казахстан должен был поставлять нефть, мясо, шерсть, кожу, зерно. И эта специализация, к сожалению, до сих пор сохранилась. В Казахстане принимались амбициозные программы. В том числе программа по индустриализации и инновациям до 2011, она фактически не выполнена. А там одной из поставленных задач было увеличение добавленной стоимости. То есть производить свою продукцию, перерабатывать ее. К сожалению, огромные бюджетные поступления от продажи нефти, газа, зерна, которые в последние годы хорошо котировались на рынке, усыпили бдительность нашего правительства, чиновников. Фактически, задачи, поставленные этой программой, не были выполнены. То есть по-прежнему у нас производство не развито, а развиты торговля и услуги. То, что мы называем производством, начинается не с нулевого цикла, а собирается из комплектующих и сырья, производимых в Китае, Европе, России. И здесь, по сути, идет отверточная сборка. Та же мебель. По сути, вся фурнитура идет из Польши, Италии, Германии, частично из России. Хотя Россия, насколько я знаю, тоже многое закупает в Европе. Древесно-стружечные плиты тоже покупаются в Европе или в России. Возьмем автомобили. В Усть-Каменогорске - "Нива". Тоже отверточное производство. И там количество выпуска в год просто смешное. Да и выпуск холодильного оборудования, о котором я говорил, тоже, по сути, строится на сборке из комплектующих, которые везут из-за границы. Поэтому говорить о том, что у нас есть производство, и выпускается товар с добавленной стоимостью хотя бы 20-30%, не приходится.

Кого тогда нам защищать? Мы же сами не хотим работать. Может, так правильнее - отдать Кесарю кесарево?

Так в этом союзе именно интересы России и будут преобладать. Тем более, что ее голос и в комиссии 57%, по 21,5 у Казахстана и у Белоруссии. То есть фактически в 2 раза квота на принятие решений у России больше. И когда шли переговоры по ВТО, неоднократно говорили о том, что если мы входим в ВТО, наш МСБ может загнуться, особенно производители. Потому что сюда будут поступать дешевые товары, и нашим производителям, себестоимость продукции которых достаточно высока, будет невыгодно этим заниматься, и все будут заниматься только продажей и перепродажей. Как оно и сейчас, собственно, происходит.

Но в каких-то отраслях производство в последние 3-4 года стало налаживаться. В сельском хозяйстве переработка была в последнее время достаточно развита. Машиностроение немного стало развиваться, производство строительных материалов. Это - отрасли, где в последние годы началось оживление. Понятно, что они только встают на ноги, и себестоимость их продукции достаточно высокая. Налоговая политика, административные и разрешительные процедуры не способствуют более динамичному развитию производства. Поэтому в Казахстане было выгоднее заниматься не производством, а торговлей или услугами. И теперь, когда мы входим в Таможенный союз, эта ситуация может закрепиться. Казахстанский бизнес будет заниматься только покупкой и продажей товаров. В Петропавловске, если брать кондитерские изделия, в магазинах практически только российские конфеты, в Западном Казахстане почти вся молочная продукция приходит из России. Учитывая климатические условия, своего молока там почти нет, а то, что производится, делается из порошка. А порошок этот приходит из Европы, Дании, Голландии и из России. И завтра, когда не станет границ и стимула у бизнеса заниматься производством, мы все будем потреблять российские товары. Одевать, пить, есть. Как сейчас происходит с китайскими товарами, особенно в приграничных областях. И такая же ситуация будет с Россией. Российские товары будут превалировать на рынке. Такая обеспокоенность есть. Понятно, что в течение 5 лет эти пошлины можно будет регулировать, но это будет не так просто. Потому что российские и белорусские производители будут заинтересованы в том, чтобы их продукция продавалась. И не только в России, но и в Казахстане. И их голос будет более убедительным.

Ну, если мы закупаем, скажем, молочный порошок там же, но при этом не выдерживаем конкуренции - надо ли поддерживать такой бизнес? Кому он вообще нужен в таком виде?

Это вопрос к правительству, которое за 18 лет независимости не создало условий для бизнеса, для производства. Принимаются разные программы, были разные декларации с высоких трибун, но реально поддержки производству было очень мало. Кондитеры говорят, что у них есть преференции по налогам и оборудованию. Но если сравнивать с Китаем, то там 5 первых лет не платят налоги. И Китай своей продукцией завалил весь мир. Потому что там власти создают условия. В течение одного дня ты оформляешь документы и разрешения на открытие завода. А у нас надо около года только приходится собирать документы. Потом, в Китае ты открыл завод, в течение года выпускаешь продукцию, и если возникла проблема, местные власти тут же ее решают. У нас же один из предпринимателей к районному акиму (мэру) не мог попасть полгода. Уехал в Киргизию, выпускает там чипсы. Говорит, достаточно позвонить, и уже через 15 минут встречаемся с акимом. Выдали землю, он там сажает картошку и из нее делает свои чипсы. Электроэнергия дешевая, аренда низкая. Отношение местной власти доброжелательное. При том, что для них он иностранец. Но он инвестор, и они это ценят. А у нас не то, что к областному или городскому, - к районному акиму предпринимателю нелегко попасть, если только у него нет с этим акимом совместного бизнеса. Такая ситуация сложилась и не меняется, потому что результаты работы власти и акимов не определяются развитием в регионе бизнеса, не зависят от того, сколько предприятий создано, какие налоги платят. Хотя 5-7 лет назад президент говорил, что будут рейтинги, в которых будет учитываться участие чиновника в поддержке развития МСБ. Но, насколько мне известно, эти слова остались только словами. Единственное исключение Алматы, где в бюджете 60% поступления от МСБ. Ни в одном другом регионе такого больше нет. Понятно, что местная власть не беспокоится о том, чтобы поддерживать бизнес, создавать для него условия. Центральная власть считает, что налоги должны быть такими, какие они есть сейчас. Сложно добиться решения о том, чтобы убрать хотя бы половину разрешительных документов. А лицензирование? Сколько мы говорим об этом, сколько законов принимается. Вроде сокращают количество видов лицензируемой деятельности, а через год-два - снова увеличивается. Потом проходит ревизия, опять сокращается количество. А через год-два - снова повышается. Это как многоголовая гидра. На месте отрубленной - по две новых головы. Бизнес потому и не хочет заниматься производством. Это очень хлопотно, это очень затратно. И каждый чиновник, от которого зависит решение о создании того или иного производства, хочет, чтобы ему дали деньги. За любую подпись требует денег. Я знаю человека, который 3 раза пытался открыть производство. Полно проверок, и всем надо положить в карман. В России в этих вопросах не далеко от нас ушли. Но там традиционно производство развито. Им проще. Хотя и налоговая политика у них жесткая, и коррупция есть, и отношение власти к бизнесу примерно такое, как у нас. В этих сферах мы не очень отличаемся. Но там сохранились сектора промышленности, развитые еще в советское время. А у нас в 91-92 гг почти все предприятия остановились. Более 80% фабрик, заводов были приватизированы. Государство не могло их содержать. А рабочие выехали. Русские, немцы были инженерами. И они выехали за рубеж: в Россию, Германию, Грецию, Израиль. И фактически все эти заводы закрылись. А если на их месте что-то и создавалось, то это небольшие фирмочки, которые занимались посредничеством, а не производством, потому что производство требует больших вложений. И реальной, а не на бумаге, поддержки государства.

И что получится в итоге?

Я ожидаю, что в Таможенном союзе будет примерно такая же ситуация, как в Советском Союзе. То есть Казахстан будет поставлять зерно, нефть, газ, металл. А все остальное нам будут отправлять. Может, это и правильно. С тем же Китаем бессмысленно состязаться в сфере легкой промышленности. Даже Америка не занимается выпуском трикотажных изделий, потому что есть Китай. Есть сектора, которые традиционно заняты той или иной страной, и качество и цены приемлемые. Поэтому Европа и Америка насыщены китайским текстилем. Ту же обувь в Казахстане нет смысла делать. Прежние перерабатывающие заводы мехов, кожи и т.д. фактически остановились. А те, что восстановились, занимаются первичной переработкой, и потом отправляют в Европу, Испанию, Англию, Турцию. Там все перерабатывается, делаются дубленки, которые мы потом покупаем.

Значит, нам нет смысла барахтаться?

Вопрос в том, насколько конкурентоспособны наши предприятия. У нас еще нет жесткой борьбы, разве что в производстве соков, молока. Да, мы могли бы поставлять комплектующие, сырье для российских производств. То же мясо, зерно. Но у нас есть и предприятия, которые занимаются производством. Их немного, но там тоже есть рабочие, сотрудники. Что с ними будет завтра? И если брать выживаемость в условиях кризиса, то те страны, которые занимаются производством, имеют более высокий порог выживаемости. И есть опасность, что мы окончательно добьем свое зарождающееся производство, и при очередном кризисе шансов на выживание у нас будет все меньше. Пока цена на нефть на мировом рынке растет, мы еще кое-как держимся. Но и нефть может оказаться невостребованной. Страны могут сделать большие запасы топлива, или внедрить энергосберегающие технологии, перейти на биотопливо. Россия, может, это лучше, чем Китай, если выбирать из двух зол. Но и тут есть две стороны медали. Совместные предприятия, снижение издержек при импорте и экспорте - это плюс. Но с другой стороны - пострадает производственный бизнес. Обеспокоенность высказывают и большие ассоциации, куда входят крупные предприятия, занимающиеся зерном, металлом. У них претензии связаны с тарифами на перевозки, они свой товар везут через территорию России. И тарифы в стоимости занимают до 30%. Для нас тарифы намного выше, чем для россиян. И вопрос тарифов пока в подвешенном состоянии. Есть намерение их снизить, но насколько - пока неизвестно. И крупные недропользователи тоже выражают свою обеспокоенность. Я не говорю про МСБ. Те, кто занимаются железнодорожными перевозками тоже в ожидании. Если сравнивать железнодорожный парк России и Казахстана, это просто несопоставимо. Они придут на наш рынок со своими низкими ценами, и наши не выдержат конкуренции. Потом цены будут расти, конечно. И в разных сферах, в производстве оборудования, в перевозках грузов, - для всех встает вопрос о будущем. Тем более что российские компании уже года 2-3 постепенно входят на наш рынок. Я не могу сказать, что весь бизнес однозначно радуется созданию Таможенного союза.


Михаил Пак

Источник: ИА "REGNUM Новости"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии