Казахстан ждёт дефицит нефти и ГСМ
Казахстан привык к постоянному дефициту нефти, ГСМ и даже подумывает перерабатывать казахстанскую нефть за границей и потом ввозить её обратно в страну.
Как сообщил министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев, в будущем году Россия сократит поставки нефти с 7 миллионов тонн, как это было в прошлые годы, до 6 миллионов. Также ожидается ограничение поставок нефтепродуктов. Поэтому нынешняя головная боль министерства – добиться положительного исхода переговоров с российской стороной об увеличении поставок и максимально грамотно распределить по месяцам выделенные объёмы. Ведь если Россия выдаст лимит в первые месяцы, то во втором полугодии Казахстан может вообще оказаться без импортных поставок. Эксперты связывают ожидаемые ограничения с дефицитом нефти на внутреннем рынке России, а также с тем, что ей невыгодно поставлять сырьё Казахстану из-за его низкой стоимости. Как отметил премьер-министр РК Карим Масимов, до конца года ГСМ не должны дорожать.
– Сейчас нам не разрешают повышать цену на ГСМ. Мы работаем практически в убыток, на АИ-92 наценка составляет всего 5%. Все затраты мы берём на себя, скоро заправки сторожить не на что будет. Кто платит налоги, легально осуществляет свою деятельность, тому работать невыгодно. Держится тот, кто скрывает реальные объёмы реализации. Автозаправки фактически национализированы, и мы не можем ни цену установить, ни повлиять на закуп, просто плывём по течению. Рынок монополизируется, скоро один «КазМунайГаз» останется, – говорит генеральный директор сети автозаправок «Аурика» Николай Серебряков.
Из-за имеющегося сегодня дефицита нефтепродуктов правительство Казахстана рассматривает возможность вывоза нефти за границу, её переработки и ввоза обратно (толлинга). Информагентства цитируют слова г-на Мынбаева: «Если мы не сможем, как в этом году, завезти необходимые объёмы нефтепродуктов, а своих мощностей будет не хватать, то нам тогда при нынешнем разрыве цен, который мы имеем с Российской Федерацией, логично вывозить свою нефть и перерабатывать её. Затем эту линейку произведённых нефтепродуктов завозить обратно».
Казахстанские нефтезаводы ещё не заточены под выпуск качественных нефтепродуктов стандарта «Евро-2», поэтому идея толлинга сегодня активно обсуждается. Но, как отмечают эксперты, толлинговые поставки сырья невыгодны для республики.
– Казахстан и так погряз в китайских деньгах, больше 40% акций нефтезаводов принадлежит им, а теперь ещё толлинговая зависимость. Наши заводы недогружены в полной мере. Например, Атырауский нефтезавод производит топливо, годное только при температуре -25 градусов. А ведь на этом заводе провели реконструкцию с тем прицелом, что он будет производить бензин стандарта «Евро-2». Но его сейчас нет, потому что все новые установки рассчитаны на чистую нефть, а не на смесовую, которая добывается на западе республики. Чтобы её очистить, опять нужны новые установки. А до тех пор ожидается и дефицит ГСМ, и разговоры о толлинге. Если Казахстан будет отправлять сырьё на переработку в сопредельные страны, цены вырастут обязательно, – прогнозирует доктор экономических наук профессор Министерства образования и науки РК Олег Егоров.
Лэйла БАСАРОВА
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.