Кому дадут миллиард?
С кредитами, которые с такой готовностью одни раздавали, а другие брали, “попали” все.
Кто-то лишился работы и остался без средств, кто-то брал кредиты в долларовом эквиваленте и теперь должен возвращать гораздо больше, чем рассчитывал.
Но в условиях, когда недвижимость, приобретенная по ипотеке, начинает катастрофически дешеветь, возникает вопрос: зачем платить за то, что уже давно потеряло цену? Правда, при этом маячит перспектива остаться без жилья. Как тут быть? Финансово-экономическая ситуация приобретает резко-социальную окраску.
Участники движения “Оставим жилье народу” четко это осознают. Ряды движения растут, уж слишком заманчива идея – не платить вообще! Легче, чем искать возможности выплачивать долги, несмотря ни на что.
Рефинансируем. Но не всем!
Правительство, осознав масштабы проблемы, выделило для ее решения 1 миллиард долларов.
– На эту сумму произойдет рефинансирование существующих ипотечных кредитов, – пообещал Премьер-министр Карим Масимов на заседании правительства. – Это будет касаться людей, у которых площадь жилья, заложенного в кредит, не превышает 120 кв. м, и оно является единственным для данной семьи, для тех, кто реально живет в этой квартире. В программу попадают только те кредиты, по которым нет просроченной задолженности на определенную дату. Эту дату мы еще дополнительно определим.
Кроме того, правительство приняло решение снизить ставки по кредитам ипотечного жилья. Для социально незащищенных групп населения, то есть для работников социальной и бюджетной сферы, ставка кредита не будет превышать 9 процентов годовых в тенге, для прочих заемщиков – 11 процентов в тенге.
Однако, сказав “А”, так и не сказали “Б”. Люди потянулись в банки, а банки даже и не думали снижать процентные ставки по ранее выданным кредитам.
Механизма нет
12 февраля была запланирована встреча представителей ФНБ “Самрук-Казына”, акимата Алматы, АФН, банков, Ассоциации финансистов Казахстана и движения “Оставим жилье народу”. Пришли все, кроме руководителей “Самрук-Казыны”, то есть тех, кто реально должен выделить деньги на пересмотр ипотечных займов и продумать механизмы возврата денег налогоплательщиков в будущем. Поэтому и разговор получился каким-то неконкретным.
Управляющий директор БТА Банка Кунсулу Капбасова заявила, что пока никаких указаний от правительства о том, как проводить рефинансирование, банковские работники не получили.
– Сейчас нет четких механизмов работы с проблемными кредитами для банков в рамках госпрограммы. Как только он будет спущен сверху, мы готовы развернуть любую программу в один день.
(Чуть позже, 16 февраля, стало известно, что банк начал прием заявок от населения на пересмотр процентных ставок.)
Всех проблем не решить
Участники движения “Оставим жилье народу” считают, что меры правительства – половинчатые и не решат проблем тех, кто лишился работы или потерял бизнес, имеет просрочку и давал банкам в качестве залога не только свое жилье, но квартиры родственников, объекты бизнеса. Да и 2,5 процента послаблений не сделают погоды.
– Мы требуем финансовых каникул минимум на 2, 3, 5 лет и снижения процентных ставок до 5 процентов, – говорит лидер движения “Оставим жилье народу” Эльмира Искакова.
Мурат Кенжеханов, управляющий директор банка “ЦентрКредит” ей возражает:
– Не можем мы дать отсрочку на несколько лет – за нами стоят вкладчики, коллектив. Давая отсрочку, мы должны быть уверены в том, что заемщики используют это время для поиска работы, для изыскания возможностей уплаты долга, возможно, частичного погашения кредита. Просто создается впечатление, что есть иждивенческие настроения в обществе: мол, государство придет, у всех все выкупит. Но такого не будет уже никогда.
История первая
Галымжан К., работая охранником в банке, взял кредит на пристройку дома, заложив при этом сам дом, в 2006 году. Кредит ему оформили как потребительский. Ежемесячный платеж – 155 тысяч тенге. Но вскоре Галымжан остался без работы.
Первое, что он попробовал сделать, – попросить отсрочку по кредиту в банке. Но оказалось, отложенный платеж лишь увеличивает сумму ежемесячно выплачиваемой суммы кредита. То, что вы не заплатите в этом месяце, просто разделят на оставшийся срок и прибавят к ежемесячным платежам.
– Я платил 155 тысяч тенге в месяц, а после перерасчета должен платить около 165 тысяч. Да и сама отсрочка стоит денег – вызвать из банка оценщика, оплатить его расходы, в сумме набегает около 12 тысяч тенге. Так что полгода отсрочки только ухудшили положение. Я пробовал удлинить срок кредита – с 10 лет до 15, но ежемесячный платеж уменьшился всего на 15 тысяч тенге.
История вторая
В семье Александра Пищикова, работавшего жестянщиком, трое детей, самому младшему нет и двух лет. Жена не работает, сидит с детьми. Несколько лет назад он взял кредит на строительство дома, выставив в залог квартиру своих родителей. Ежемесячный взнос составил 840 долларов США. Выплачивал все регулярно – пока не лишился работы. Узнав об увольнении основного заемщика, банк потребовал продажи квартиры с торгов или полного погашения кредита. Сумма кредита – 53 тысячи долларов США.
– Под программу правительства мы никак не подпадаем, потому что есть просрочка с сентября, – разводит руками Александр. – И что делать, мы не знаем…
История третья
После развода Карлыгаш более десяти лет скиталась по съемным квартирам. Наладила нехитрый бизнес – во время ипотечного бума скупала квартиры в плохом состоянии, делала в них ремонт и перепродавала. Разницу копила на первоначальный взнос. Продав таким образом 17 квартир, она смогла взять в кредит квартиру себе и своему взрослому сыну. Но теперь, когда на рынке даже не затишье, а глухая тишина, бизнес Карлыгаш практически невозможен. Кредиты ей выплачивать нечем…
По данным председателя Национального банка Григория Марченко, в Казахстане ипотечных кредитов было выдано на сумму 650 миллиардов тенге (в том числе в иностранной валюте – 48 процентов). Кредиты получили в общей сложности около 60 тысяч человек.
Жанар КАНАФИНА
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.