На своих четырёх
В это же время закончится льготный режим на ввоз в Казахстан импортных подержанных автомобилей.
На отечественные авто казахстанцы, видимо, пересядут не скоро – только в первом квартале этого года из Европы и Америки, Японии и Китая автодилеры умудрились привезти почти 43 тысячи автомашин, что в 5,5 раза больше показателей года минувшего. И все будут проданы. Но рано или поздно пересесть придётся.
– И правильно, – считает вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау. – Анализ показывает, что средний возраст машин, которыми пользуется население Казахстана, 18–20 лет. Это самый «старый» показатель во всем СНГ, потому что мы одними из первых начали активно импортировать подержанные машины. Но сколько можно оставаться автомобильной свалкой Европы? Сейчас, в силу приемлемого налогового администрирования, привлекательного инвестиционного климата, интерес к Казахстану возрос, так давайте пользоваться этим! Конечно, «входной билет» на наш рынок сегодня достаточно высокий. Но нужно работать с потенциальными инвесторами, стараться, чтобы они у нас открывали полные производства. Не всё же время работать с чужими комплектующими? Хотя для начала и это неплохо…
Причем очень даже неплохо! Если доля автомобилей отечественной сборки, приобретённых населением республики, в общем объёме продаж в 2009 году составляла 9,5 процента, то в прошлом году она уже стала 13,5 процента. А в нынешнем, по данным служб менеджмента и маркетинга Мининдустрии, доля отечественных машин на авторынке ориентировочно составит более 20 процентов.
– Если при госзакупках министерства и ведомства не будут игнорировать казахстанских производителей, а будут покупать авто отечественной сборки, то, думаю, на этот показатель вполне можно будет выйти, – предположил Альберт Рау.
Пока же, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, доля государства на отечественном авторынке составляет не более 15%. Это, увы, не основная доля рынка. Государство не влияет на уровень продаж, хотя в соседней России государство на этот рынок влияет очень сильно с помощью программы утилизации старых авто: сдал «старушку» – получай новую машину по льготной цене. В Казахстане для развития отечественного автопрома пошли другим путём – ввели нулевую ставку НДС при продаже автомобилей отечественной сборки в республике, что позволяет отечественному автопрому чувствовать себя более-менее уверенно – спрос гарантирован.
Конечно, выпускаемые в Казахстане машины по уровню и классу пока не российские «е-мобили», хотя заявку на сборку и этих машин Казахстан направил. Сегодня крупнейший производитель отечественных легковых автомобилей – завод «Азия-Авто» в Восточном Казахстане собирает машины «Ladа», «Skodа», «Chevrolet», «KIA». Кроме того, в республике действует ряд производств по сборке российских «КамАЗов», и в целом, по мнению министра по делам экономической интеграции Жанар Айтжановой, казахстанские машины «очень даже неплохие». И сохранять прежние таможенные ставки на ввозимые автомобили, даже если бы это было возможно, Казахстану становится невыгодно. Хотя вопрос лоббируется упорно.
– Льгота была предоставлена автодилерам только до 1июля 2011 года, разъясняла Жанар Айтжанова, – её отмена связана с отменой таможенных постов и таможенного контроля на границах. И никаких своих льготных пошлин мы уже вводить не можем. Всё должно быть общее, всё будет делаться в общем порядке. На этот же режим переходит и Беларусь. Пора покупать казахстанские автомобили, развивать внутренний рынок, поддерживать собственных производителей и создавать новые производства.
В стадии активного обсуждения и проработки, по словам министра по делам экономической интеграции, находятся и еще несколько проектов. Например, «Азия-Авто» и «Агромаш холдинг» ведут переговоры с китайской компанией «Саур». «Сары-Арка Автопром» также подписал соглашения о промышленной сборке нескольких видов легковых автомобилей.
– Так что пешком казахстанцы ходить не будут, – успокоила Жанар Айтжанова.
А вот по вопросу о стоимости ГСМ, ещё одной существенной составляющей в развитии автопрома, сколь-нибудь удовлетворительного для депутатов ответа министр по делам экономической интеграции дать не смогла. Может быть, потому, что вопрос был поставлен что называется ребром.
– Нам так и непонятно, почему в нашей нефтяной державе постоянно растут цены на ГСМ? Нефть дорожает – цены растут. Нефть дешевеет – цены снова растут… 95 процентов добываемой нефти вывозим на продажу, потом чью-то почему-то снова ввозим. В стране бесконечные проблемы с ГСМ – почему? Давайте меньше вывозить, больше перерабатывать и держать цены на бензин-керосин в своей стране, как это делается в Азербайджане, например. Как бы цена на нефть и ГСМ ни колебалась на внешних рынках – внутренний рынок у них стабильный, цены на горючее не задирают, и оно существенно дешевле экспортного. Там не кричат «караул» во время посевной. Нет авралов во время уборки урожая – почему у нас этого не делается? Почему не строите дополнительные нефтеперерабатывающие заводы? – недоумевали мажилисмены.
Однако, по словам Жанар Айтжановой, это тема отдельного, серьёзного разговора. И обсуждать её надо на другом уровне.
Лиля ФЛАДУНГ
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.