Не так страшен сам откат, как его сумма
Транспортный контроль «воюет» с финполом. И во всех ситуациях крайним остается местный бизнес. Об этом открыто заявили предприниматели на недавней встрече с руководством департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (ДБЭКП) по ВКО.
- Все предприниматели знают, что госзакупки (откаты при проведении тендеров — авт.) начинались при Храпунове (один из экс-акимов Восточного Казахстана — авт.) с 5%, а при сегодняшней власти уже дошли до 20%. А потом выясняется, что ряд объектов по программе, к примеру, «Сто школ, сто больниц» не построен, хотя деньги выделены. А те, что построены, завалились, — начала встречу председатель Ассоциации по защите прав предпринимателей Восточно-Казахстанской области Зауре Кошербаева.
По ее мнению, о том, что в госзакупках процветает коррупция, знает и финпол, но с этим особо не борется. Более того, защитница прав предпринимателей убеждена, что сознательное лжепредпринимательство — это результат коррупции при проведении госзакупок на те или иные услуги.
- Вот сегодня бизнесмены задаются вопросом: как я узнаю, что стал контрагентом лжепредпринимателя? Где информация? — спрашивала Зауре Кошербаева руководство финпола. — Почему ни один госорган не заинтересован информировать их, что такие-то предприятия «засветились» как лжепредприниматели?
- У всех на слуху уголовное дело против некоего Дэна, который насоздавал около 30 лжепредприятий, регистрируя их на вымышленных лиц, — вступил в разговор председатель Ассоциации строителей ВКО Игорь Шацкий. — А как же органы юстиции регистрировали эти фирмы, если лица вымышленные, без удостоверений личности? Здесь не может не быть коррупционного сговора этого госоргана с теми, кто подавал документы на регистрацию. А страдают в итоге ничего не знавшие о «липе» бизнесмены — контрагенты предприятий Дэна. Теперь его контрагентов привлекают к ответственности, снимают огромные штрафы, начисляют налоги. Но если бы финпол возбудил против Дэна уголовное дело за мошенничество, а не за создание лжепредприятий, добросовестные бизнесмены не пострадали бы.
Начальник управления по раскрытию и предупреждению дел о коррупции ДБЭКП по ВКО Кайрат Сапаргалиев ситуацию с лжепредпринимательством никак не прокомментировал. Но призвал всех бизнесменов активно сотрудничать с областным департаментом в выявлении фактов коррупции. Правда, он тут же признался, что с проверками законности госзакупок у финпола вышел полный «облом».
- В прошлом году по просьбе председателя Ассоциации строителей ВКО Игоря Шацкого и с разрешения управления образования наш сотрудник попытался войти в комиссию по госзакупкам, которые проводили структуры образования, — рассказал г-н Сапаргалиев. — Но прокуратура Усть-Каменогорска тут же признала наши действия незаконными, чуть не возбудила уголовное дело в отношении нас.
Бизнесмены считают, что единственный выход — «полностью электронный вариант госзакупок». Пока же в электронном виде выставляются только ценовые предложения, а подведение итогов как было «на бумаге», так и остается.
А Зауре Кошербаева привела финполовцам еще один вопиющий пример. В прошлом году к ним в ассоциацию пожаловались международные перевозчики грузов из Китая и России на то, что они не могли получить в областном управлении транспортного контроля разрешения на международные перевозки — так называемые каты.
- А тем временем в приграничном Зайсане эти «каты» продают некие люди по 400 долларов за бланк. Откуда у них взялись эти документы? Сейчас в управлении транспортного контроля «каты» вообще отсутствуют, а перевозчики не могут привезти товар, который в больших объемах застрял на таможенном посту Майкапчагай, — рассказала Зауре Кошербаева.
А у нас и оперативный материал об этом имеется, подхватил тему Кайрат Сапаргалиев. Но когда финпол собрал информацию о фактах мздоимства на дорогах со стороны сотрудников транспортного контроля, транспортное предприятие, которое выделяло департаменту КамАЗ для оперативных целей, попало в опалу к «транспортникам». Тем не менее г-н Сапаргалиев призвал бизнесменов помогать финполу в выявлении взяточников из органов транспортного контроля, найти перевозчиков, которые бы захотели участвовать в оперативных операциях.
- Перевозчики отказываются от сотрудничества. Говорят, что, если начнут воевать, то у них не будет ни работы, ни КамАЗа, — заключила Зауре Кошербаева. — Передвижные пункты транспортного контроля завтра «добьют» и предпринимателя, и его транспорт.
Да уж, права руководитель ассоциации: у нас судьбу бизнесмена, который осмелился сотрудничать с органами против других органов, никто не сможет предугадать.
Ольга УШАКОВА
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.