Нефтяники заплатят за жадность?
Так в Астане литр АИ-93 с 72 тенге подорожал в среднем до 75-78 тенге. Есть города, где бензин и вовсе исчез из розничной продажи. Например, в Талдыкоргане на прошлой неделе отдельные АЗС бензин отпускали лишь по талонам, а большинство бензоколонок то закрывалось, то открывалось. Не стали исключением и заправки, которые принадлежат национальному нефтегазовому оператору «КазМунайГазу».
В южных регионах литр бензина подорожал на десять тенге. Из-за внезапно наступившего дефицита некоторые АЗС даже ввели ограничение – больше десяти литров в один бензобак не наливали. И все это в стране, именующейся нефтяной державой.
Первыми на ситуацию откликнулись в Агентстве по защите конкуренции. Как отметили в АЗК, причина повышения цен – снижение производства горюче-смазочных материалов в республике на 9,5%. Среди других причин, приведших к бензиновой лихорадке – подорожание импортируемой в Казахстан российской нефти, стоимость которой зависит от мировых цен. Нефть из России нужна для Павлодарского нефтеперерабатывающего завода. Сказался ставший уже традиционным профилактический ремонт на этом НПЗ в самое не подходящее для этого время. Третья причина, указанная АЗК, – увлечение крупных давальщиков нефти и поставщиков ГСМ, а также Атырауского и Шымкентского НПЗ импортом за рубеж: в Киргизию, Украину, Китай. Поэтому в июне текущего года объем поставок бензина от казахстанских НПЗ на внутренний рынок упал на 22% по сравнению с маем. По данным АЗК, меньше всех на казахстанских водителей отработал Шымкентский НПЗ.
По горячим следам представители компании «ПетроКазахстан», которая владеет шымкентским НПЗ, были приглашены в Астану на встречу с руководством АЗК. Владельцам НПЗ указали на недопустимую деятельность, чего, в свою очередь, они пообещали впредь не допускать. Любопытно, что на встрече в столице хозяева шымкентского НПЗ не упустили возможности пожаловаться на нефтедобывающие компании, которые, видите ли, предпочитают заливать нефтью чужие, а не родные нефтехранилища.
В АЗК заявили о намерении поставить в известность Министерство энергетики и минеральных ресурсов, а также госфонд «Самрук-Казына» о недобросовестном поведении игроков рынка ГСМ. Наряду с этим в агентстве предложили правительству увеличить экспортную таможенную пошлину на бензин и дизельное топливо, а также на экспорт нефти.
За жадность правительство наказывает нефтяников уже не в первый раз. Однако пошлинные меры не только не пугают, а лишь еще больше провоцируют нефтедобывающие компании и их партнеров на импорт вместо насыщения своего рынка. Если называть вещи своим именами – казахстанский рынок нефтепродуктов по-прежнему остается монополизированным, а короли бензоколонок и их партнеры все так же сильней правительства.
Антимонопольщики пообещали провести расследование с привлечением финансовой полиции, вплоть до уголовного преследования ненасытных поставщиков ГСМ. Мера суровая и вместе с тем воспринимается как отчаянный шаг властей, которые, похоже, уже не могут по-хорошему договориться с «нефтяными королями».
Фёдор СТОЛИЧНЫЙ
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.