Обострение пенсионного вопроса
В 2035 году солидарная пенсионная система в Казахстане сойдет на ноль. Это означает, что будущий пенсионер может надеяться только на то, что накопил за свою жизнь. Айдар Алибаев, председатель Ассоциации пенсионных фондов Казахстана, прогнозирует, что правительство для таких людей ничего делать не будет — «никаких денег не даст». Рахман Алшанов, президент Ассоциации вузов Казахстана, считает, что какое-то минимальное пособие государству придется выделить из своих доходов, раз уж оно не смогло создать систему, обеспечивающую всех нормальными рабочими местами. А то граждане государство не поймут.
В Казахстане действует накопительная пенсионная система. В мире нет и трех десятков государств с аналогичной моделью. Первопроходец здесь Чили. Когда Айдар Алибаев знакомился с чилийским опытом, то их эксперты настоятельно советовали не брать на работу в накопительные пенсионные фонды (НПФ) работников из банков, да и вообще держаться от банков подальше. Причина здесь в отношении к деньгам. Для пенсионного фонда главное — сохранить средства будущих пенсионеров и по возможности приумножить. Для банков на первом месте максимизация прибыли, из-за чего они вынуждены ввязываться в рискованные операции. Однако из-за чрезвычайно мощного лобби крупных банков многие НПФ оказались с ними аффилированы (законодательно никаких препон для этого нет), а их руководство не свободно в выборе объектов для финансирования. Наибольшая доля в 48 млрд. тенге убытка, который понесла пенсионная система страны в 2008 году, приходится как раз на эти «банковские» НПФ.
Пенсионные фонды в идеале должны вкладывать деньги в «длинные» проекты — предприятия реального сектора экономики, дороги, объекты инфраструктуры. Но чиновники не хотят связываться с этими деньгами. Они «шумные», тогда как бюджетные средства «тихие» и их воровать можно спокойно.
«Инертность граждан удивляет», — подчеркнул Айдар Алибаев. Короткий срок в 10-12 дней, когда пошла информация об убытках в НПФ, был всплеск телефонных звонков, а потом прекратился. Вкладчики могут подавать в суд на менеджмент пенсионных фондов за некачественное управление, однако прецедент никто не создает.
Если бы не государственная «обязаловка» делать пенсионные отчисления в НПФ, то многие предпочли бы им банковские депозиты или текущее потребление. Рахмон Алшанов отметил, что психологически многие будущие пенсионеры уже готовы к тому, что будут работать до смерти, либо надеяться только на помощь детей. Но это не выход: 2,5 млн. «самозанятых» (специфический казахстанский термин, под которым имеются люди, в экономическом плане предоставленные сами себе) пенсионных накоплений не имеют, а из имеющих такие сбережения далеко не всем их хватит на жизнь. Г-н Алибаев считает, что уже пришла пора создавать Ассоциацию по защите вкладов пенсионеров.
Год назад, к десятилетию введения в Казахстане накопительной пенсионной системы, активы НПФ составили 1 208 120 846 000 тенге. По тогдашнему курсу это примерно $10 млрд. За прошлый год, несмотря на кризис, 10-процентные отчисления от зарплат шли исправно, и на 1 февраля 2009 года их стало уже 1 439 054 917 000 тенге, а это уже не десять, а целых двенадцать млрд долларов. И за март неплохо прибавилось — до 1 499 783 937 000 тенге. Которые стоят теперь... опять $10 млрд долларов! Причина в 25-процентной девальвации тенге. Причем даже обещания компенсации со стороны властей не последовало.
«Крот проводит невидимую работу: роет ходы и этим живет. Так и наша Ассоциация», — заметил Серик Аханов, председатель Совета Ассоциации финансистов Казахстана. И если многие эксперты не знают, что будет с мировой и отечественной экономикой в текущем году, то специалисты НПФ (накопительные пенсионные фонды) могут назвать размер пенсионных накоплений на конец 2047-го года для условного работника, начавшего трудовой стаж в 2008 году. Другой вопрос — насколько состоятельны подобные прогнозы. На графике примерного расчета ежемесячных пенсионных взносов в сумме 5900 тенге за сорок лет, конечной точкой указан 2047 год. А к тому времени мало кто из руководства накопительных пенсионных фондов будет в числе живых.
«Мы находимся в непрерывном диалоге с властью, стараемся, чтобы интересы вкладчиков были максимально защищены, — подчеркнул г-н Аханов. — Главное — сохранность пенсионных накоплений».
«Наша модель — это система гарантированных взносов. На Западе — гарантированные выплаты», — отметил Нуржан Алимухамбетов, заместитель председателя правления АО НПФ Народного банка. То есть государство гарантирует только сохранность пенсионных отчислений и компенсирует инфляцию. При этом в графике, предложенном к вниманию СМИ, условный пенсионер 2047 года получает 37 млн. 312 тыс. 70 тенге, где 92% составляет инвестиционный доход. На вопрос, а где гарантии, что инвестиционный доход будет таким большим, было заявлено о необходимости тщательно выбирать НПФ, который сможет обеспечить подобные показатели.
В настоящее время накопительной пенсионной системой охвачено более 3,5 млн. человек. У топ-менеджеров НПФ спросили, как они относятся к идее государственной пенсии для всех, кто дожил до пенсионного возраста, поскольку миллионы граждан не охвачены накопительной моделью. Светлана Хайруллина, заместитель председателя правления АО НПФ «Капитал», высказала общую позицию спикеров: «Она есть и мы выступаем за то, чтобы она сохранилась».
По сводке АФН (Агентство финансового надзора), на 1 марта в ценные бумаги Министерства финансов и Национального банка было вложено 27,72% пенсионных активов, в негосударственные ценные бумаги казахстанских эмитентов — 44,13%, во вклады в Национальном банке — 6%, в ценные бумаги иностранных государств — 6,55% и в негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов — 13,16%. Многие из этих вкладов в свете современных реалий выглядят рискованно, инструменты хранения пенсионных денег находятся под угрозой обесценивания. Например, как Минфин сможет выкупить свои ценные бумаги, если на 2009 финансовый год запланирован бюджетный дефицит в 574 млрд. тенге.
За все одиннадцать лет пенсионные выплаты и переводы в страховые организации составили 100,927 млрд тенге, или 6,7% от накопленных 1500 млрд тенге. Другими словами, расходование всерьез еще не началось, пока превалирует накопление. Однако начисленное комиссионное вознаграждение за это же время — 83,534 млрд тенге, или 6%. Получается, что содержание самой накопительной пенсионной системы (всего полтора десятка ИПФ), обошлось почти во столько же, сколько было выплачено вкладчикам. В общем, проблема обозначила себя очень четко и ее придется решать, поскольку это одна из фундаментальных основ современного общества.
Cерегей АБАКШИН
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.