10 Февраля 2025 12:07:59

Парадокс: Казахстан импортирует все бытовые приборы при росте собственного производства

В два с половиной раза выросло собственное производство сложной бытовой техники в Казахстане, но кто из казахстанцев это увидел?
38 КОММЕНТАРИЕВ

По итогам 2024 года увеличился объем производства электронных бытовых приборов в Казахстане в стоимостном выражении - до 7,2 млрд тенге ($ 14 млн), против 2,9 млрд тенге ($ 5,6 млн) годом ранее. Рост в 2,5 раза, отмечают эксперты. Однако на витринах казахстанских маркетов электронной техники вы все реже и реже найдете товары с пометкой "Made in KZ". Почему так происходит попытались разобраться аналитики EnergyProm, сообщает Sputnik Казахстан.

Больше всего бытовых приборов выпустили в Карагандинской области: на 3,1 млрд тенге ($6 млн) или 43,1% от общего объёма производства. Следом идут Алматинская область - 2,2 млрд тенге ($4,4 млн) и Алматы - 1,3 млрд тенге ($2,5 млн).

"Несмотря на рост производства, рынок бытовых приборов в стране остаётся практически полностью зависимым от импорта. К примеру, за январь–ноябрь 2024 года в Казахстане не было выпущено ни одного бытового холодильника или морозильника, ни одной промышленной стиральной машины, ни одного миксера", - отмечают эксперты.

При этом импорт продолжает расти. Например, поставки бытовых холодильников и морозильников по итогам января–ноября прошлого года увеличились на 15%, достигнув 748,9 тысячи единиц. Импорт стиральных машин для прачечных вырос на 26,3% (до 30,8 тысячи единиц), а поставки миксеров и измельчителей — на 27,7% (до 2,7 млн единиц).

"Кое-где местное производство как-то работает", - отмечают аналитики.

В частности, в Казахстане было произведено 5,9 тысячи бытовых стиральных машин и машин для сушки белья. Однако их доля на рынке составила всего 0,8%. Для сравнения: объём импорта стиральных машин для дома за тот же период достиг 733,7 тысячи.

Сегмент вентиляторов и вытяжных шкафов также остаётся зависимым от зарубежных поставок. Доля местных производителей на рынке (внутренние продажи плюс экспорт) увеличилась, но всё ещё осталась мизерной: 0,04%, против 0,001% годом ранее (выпущено в Казахстане 2,7 тысячи приборов, импортировано — 7,5 млн).

Аналогична и ситуация с бытовыми пылесосами: при производстве 3,7 тысячи приборов доля отечественной продукции составила лишь 0,7%, тогда как импорт достиг 525 тысяч.

"Что касается цен, по итогам января 2025 года бытовые приборы в Казахстане подорожали на 5,5% за год. В том числе крупные бытовые приборы, как электрические, так и неэлектрические, выросли в цене на 10%, в то время как мелкие электрические бытовые приборы подешевели на 17,1%. Услуги по ремонту бытовых приборов стали дороже на 4,8%", - отмечают аналитики.

Среди крупных бытовых приборов больше всего подорожали кухонные плиты (на 55,9%), стиральные машины (на 22,1%), микроволновые печи (на 10,9%), холодильники (на 10,7%) и кондиционеры (на 6%). В то же время электрообогреватели стали дешевле на 26,1%, морозильники — на 20,5%, пылесосы — на 7,2%. Среди мелких бытовых приборов заметнее всего подешевели утюги (на 22,1%), блендеры (на 21,3%), электромясорубки (на 18,6%) и электрочайники (на 9,9%).

Стоимость ремонта стиральных машин (замены нагревательного элемента) увеличилась на 4,9%, а ремонта холодильников (замены мотора-компрессора) — на 4,6%.

В региональном разрезе наибольший рост цен в секторе был отмечен в Карагандинской (на 10,1%), Костанайской (на 9,2%) и Западно-Казахстанской (на 8,4%) областях. Наименьшее удорожание наблюдалось в Мангистауской области: на 0,1%.

Источник: Sputnik Казахстан
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Pit
Pit
10.02.2025 12:16
Однако не только в сельхозе не могут найти выпущенную продукцию. Там не хватает молока, мяса и зерна, а здесь практически всего. Интересно а субсидии для выпуска бытовой техники были? Кому была поставлена выпущенная бытовая техника?
61
помощник Лом
помощник Лом
10.02.2025 12:28
Видимо импортные (китайские) качественнее и дешевле , никакого парадокса .
61
Жители
Жители
10.02.2025 12:30
"Производство" это теперь так называется ручная сборка из импортированных комплектующих?
71
Добрый агашка
Добрый агашка
10.02.2025 12:43
Видел на днях ролик про новый авто, собранный в Казахстане. Простите, но это позор, пускать такие машины в продажу.
41
дуб
дуб
10.02.2025 13:05
А в чем собственно парадокс?! Если производим меньше 1% от импорта(для стиральных машин, из материалов данной статьи). Ни бизнес ни государство не хочет заморачиваться производством, ведь это так хлопотно, нужно готовить кадры, строить заводы и т. д. и т. п.?! Но здесь нас ждет другая беда, куда деваться подрастающему поколению, чем заняться, наркотиками, мошенничеством, пьянством, бандитизмом или уехать из страны, в поисках лучшей доли. Вывод, нужно вкладывать деньги от добычи полезных ископаемых в развитие их переработки и собственное производство предметов потребления?! Если я неправ, забросайте меня тапками.
55
Zora
Zora
10.02.2025 13:32
Ты прав, но изрекаешь банальные, общеизвестные истины.
13
дуб
дуб
10.02.2025 15:24
Я это написал, по той простой причине, что в статье это преподносится как парадокс, что не соответствует действительности, так как является результатом деятельности правительства.
20
Les3
Les3
10.02.2025 14:10
Капитализм же, государство в производство потребительских товаров уж точно ни где не вкладывается, а частный бизнес даже при поддержке государства деньгами заниматься этим пока не хочет. Невидимая рука рынка, она такая...
10
дуб
дуб
10.02.2025 15:28
И я о том же, выходит это закономерность, а не парадокс, которая может дорого нам обойтись?!
8
DYM
DYM
10.02.2025 21:50
-39
Шурави
Шурави
11.02.2025 09:00
Ты клея нанюхался? Пылесос "Ракета", стиральная машинка "Урал" по полвека работают без ремонта, из них лет 15-20 на даче. Да, морально устарели, но функции свои выполняют. Первый пылесосит все что можно, включая мелкий строительный мусор плюс окуривает виноград и плодовые деревья; стиралка чуть ли не каждый день в сезон переваривает рабочую одежду вместе с грязью и цементом и не кашляет. Там же трудятся дрель, точильный станок, электрообогреватель- марок не помню, но каждый из них свидетель ввода войск в Афган. Мне не известна ни одна модель хоть какой-то забугорной техники тех годов, которая бы еще дышала сегодня при аналогичной эксплуатации. Нет кадров, говоришь? Так треть века минуло в лету с момента обретения "независимости", это целое поколение. В чем проблема была взрастить свои или времени маловато было? А что за постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которое запрещала переработку овчины в Казахстане и по чему, например, семипалатинский «Кожевенно-шубный комбинат» (ныне "Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат") был не в курсе о существовании этого постановления ?
28
дуб
дуб
11.02.2025 10:15
Скорее всего этот запрет связан с обеспечением загрузки мощностей этого Комбината?!
-6
Шурави
Шурави
11.02.2025 14:30
Я не нашел в сети ничего о таком постановлении и/или запрете. Кроме того, мне точно известно, что в семипалатинский Кожмех при Союзе нормально так вливали бабла- строили новые корпуса, ТЭЦ на территории забабахали, заказами обеспечивали, ассортимент выпускаемой продукции постоянно расширяли. И самое интересное: аналогичные комбинаты работали в Алма-Ате (Алма-Атинский меховой комбинат) и в Уральске (уральский швейно-меховой комбинат). Не вяжется как-то "запрет ЦК КПСС и Совета Министров СССР" с реальностью тех лет....
12
DYM
DYM
11.02.2025 21:55
Ну, разумеется, пылесос "Ракета" и стиральная машина "Урал" были шедевром в своих классах, и весь мир знал о них, и жаждал купить. Митсубиши, Сони, Бош, Индезит с Электролюксом нервно курят в сторонке вместе с другими брендовыми фирмами. Это постановление вы не увидите в инете. Как и царские указы о пятиверстной линии. Вряд ли РФ раскроет архивы.
-6
Шурави
Шурави
12.02.2025 11:22
При чет тут "весь мир" ? Суть в том, что в Союзе техника была, она крайне надежная. Импортная техника тех лет была ничем не лучше, если что. "Это постановление вы не увидите в инете. Как и царские указы о пятиверстной линии. "- уахахаааа!!!! Если такое постановление было, значит оно было опубликовано во всем Союзе и найти его сейчас было бы не проблема. Почему не комментируете информацию о работе кожмех комбинатов Алма-Аты, Семипалатинска и Уральска? Сказать нечего или методичка этого не учла?
6
E95
E95
20.02.2025 20:01
патамушта на этих заводах работали смелые предки DYMа, которые не подчинялись оккупантам с их злыми постановлениями!!!
0
DYM
DYM
11.02.2025 21:59
Канешна, были и идеальные вещи. Например, УАЗ "Буханка", настолько идеален, что в него не вносили изменений со дня выпуска в 1965г. В Лэнд Крузер внесли 198 изменений, куда ему до "Буханки".
-5
МАТ вей
МАТ вей
12.02.2025 09:59
Мемы из инета завязывай постить. Методичка закончилась?
4
Шурави
Шурави
11.02.2025 09:05
"В два с половиной раза выросло собственное производство сложной бытовой техники в Казахстане"....- кто-нибудь, напомните, пожалуйста, как называется казахстанская стиральная машинка, холодильник или посудомойка?
17
МАТ вей
МАТ вей
11.02.2025 13:42
Почему дальше не рассказываешь, грамотный пенсионер? Расскажи как в 1954 году, через 9 лет после победы в той страшной войне , в Обнинске была запущена первая в мире АЭС,расскажи о первом искусственном спутнике земли, о освоении Арктики и Антарктиды, о первых атомных ледоколах, о великих советских учёных. Да ты же этого не знаешь, а скорее не хочешь знать. За почти 40 лет независииости достижения в 2 строчки уложатся? Думаю меньше.
16
МАТ вей
МАТ вей
11.02.2025 13:54
Погугли узбекский бренд artel , вот молодцы! Собственное производство. Автопром- 2 место после РФ, по полному производству в бывшем СССР. Кто вам мешает? Одно приходит на ум- НЕСПОСОБНЫ!
12
МАТ вей
МАТ вей
11.02.2025 14:13
Даже толчки нормальные за годы независимости не в состоянии сделать! Кстати ,в Привольном так и закрыт :)
Комментарий пользователя: МАТ вей
12
Шурави
Шурави
11.02.2025 09:54
Прав конечно, но есть нюанс: деньги от добычи полезных ископаемых в основном своем объеме утекают за бугор к хозяевам этих недр, а в Казахстане остается лишь зарплата и жалкие крохи от казахстанской доли участия в добыче.
9
дуб
дуб
11.02.2025 10:12
Но ведь это наш выбор, они действуют согласно заключенных договоренностей?!
-11
Шурави
Шурави
11.02.2025 14:35
Ваш (в контексте: "наш")- это чей конкретно и кого из вас спрашивали/ют, когда недра распродают экспатам?
7
дуб
дуб
11.02.2025 15:13
Наш это наш?! Мы делегируем полномочия законодательной и исполнительной власти(согласно Конституции), а она(власть) управляет страной?! Странно что вы этого не понимаете(или делаете вид, что не понимаете)!
-7
Шурави
Шурави
12.02.2025 11:27
Вы ничего не делегируете, не обольщайтесь. Вас вообще никто и никогда не спрашивает, просто ставят перед фактом. Последние петиции, размещенные для голосования в открытых источниках это наглядно показали- создали вид ,что мнение народа важно, но сделали все по своему.
5
дуб
дуб
12.02.2025 15:04
Так я не про петиции, а про выборы депутатов всех уровней и Президентов?!
-5
Шурави
Шурави
12.02.2025 15:19
Кто-то тут еще верит в выборы? Еще хуже, если вы осознанно выбираете ТАКИХ депутатов и президента.
3
дуб
дуб
12.02.2025 23:05
А у вас есть другой способ выбора, не говоря уже о знании качеств кандидатов, необходимых для их качественной работы?!
-2
Шурави
Шурави
13.02.2025 10:28
Так у нас экспаты не имеют ключевых долей в добыче полезных ископаемых, эта отрасль у нас национализирована.
3
Горожанка2
Горожанка2
10.02.2025 16:05
На бумаге можно хоть сколько продукции понавыпускать, она (бумага) всё стерпит. Но при этом надо иметь хоть начальные знания арифметики, а не писать цифры от фонаря в отчётах. Вот и получилось, что приписки превзошли все ожидания. А продукцию казахстанского производства так никто и не видел...
34
DYM
DYM
10.02.2025 22:02
Почему же? Она есть, но почти вся под англо- и другими язычными наименованиями. Народ так приучен, что товары под русскоязычными наименованиями, тем более под казахоязычными, покупать не будет. Причины разные, но результат один. Например, MIMIORIKI – это розничный бренд детской одежды компании Textiline, крупнейшего производителя одежды в Казахстане. На соседнем сайте недавно была инфа о местном производителе одежды «CASSAK», местной фирме-изготовителе гидравлического оборудования.
-21
DDD
DDD
10.02.2025 19:21
Из нас дураков делают этой статистикой, все что "выпускается в Казахстане" выпускается исключительно для госзакупок, дабы выигрывать тендера с завышенной ценой. Берут китайские приборы, наклеивают свою этикетку и выигрывают у конкурентов за счет казахстанского содержания. Это воровская схема. Поэтому эти приборы в магазинах не появляются.
23
Rehxev76
Rehxev76
10.02.2025 20:55
Абсолютно с Вами согласен. Большинство продукции, что поступает на наш рынок, сделано в Китае. Даже когда продавцы предлагая товар, говорят, что это, типа, сделано в Казахстане/России и как бы качественно, я думаю, из нашего там только буквы на наклейке. Остальное все произведено явно не у нас...
13
МАТ вей
МАТ вей
10.02.2025 20:26
Покупаешь ангар , пару столов, человек 5 в робе, обьявляешь производство, скажем , пейджеров , выпрашиваешь денег , типа дотаций, ну и партию производимого товара из поднебесной. Да и на открытие хабар тв позвать. И усё! Статистика радуецца. Месяц- два проволандаться с лейбами мейд ин кз, потом банкрот, продаёшь ангар и столы следующему производителю , людей разогнать. Всё...
28
Кет
Кет
11.02.2025 18:21
Если на этом можно хорошо заработать, то почему бы и нет?!
1
Живу здесь всю жизнь
Живу здесь всю жизнь
11.02.2025 11:08
Видимо разница между понятиями "производством" и "сборка чужих товаров из чужих комплектующих" навсегда утеряна :)
2
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии