16 Апреля 2024 19:39:00

Почему казахстанцы тратят на еду половину своих доходов: мнения экспертов

С начала 2024 года граждане Казахстана потратили на продовольствие 1,1 трлн тенге.
35 КОММЕНТАРИЕВ

По данным Бюро национальной статистики, это на 16% больше, чем было потрачено в I квартале 2023 года, сообщает Zakon.kz.

Больше всех тратят на питание жители Алматы (277,1 млрд тенге), карагандинцы (в области продано продовольствия на 128,6 млрд тенге) и астанчане (114,4 млрд тенге).

Отчасти такой рост расходов на еду объясняется большой инфляцией, а отчасти тем, что казахстанцы по-прежнему расходуют на продукты питания половину своих доходов. Сегодня этот показатель составляет 49,4%.

Интересно, что в России граждане тратят на продукты 29%, а в развитых странах – меньше 18%. Есть несколько государств, где расходы на еду не превышают 10% от дохода. Это США (6,7%), Сингапур (8,4%), Великобритания (8,7%), Ирландия (9,2%) и Швейцария (9,9%). А больше всего рассматриваемый показатель в Нигерии (59%), Мьянме (56,6%) и Кении (56,1%).

По мнению экономиста Марата Каирленова, 49,4% от дохода, потраченных на питание, – это прямой индикатор бедности населения.

"Если половину заработанных денег человек тратит на еду, при этом оплачивая коммуналку, транспорт, интернет, то на остальные "базовые" потребности – одежда, лечение, отдых, образование – у него просто не остается средств" - Марат Каирленов.

Усугубляет ситуацию закредитованность населения, и, что еще важнее, невозможность большой части населения закрывать кредиты, считает Каирленов. По итогам 2023 года количество арестованных счетов физических лиц, по данным Минюста РК, превысило 38,5 млн. Доля арестованных счетов физических лиц за 2022-2023 годы выросла с 9 до 25,9%, или в 2,9 раз.

"При этом счета арестовывают чаще всего за неуплату штрафов. Казалось бы, возьми и уплати эти 10-15 тыс. тенге. Но, оказывается, для многих граждан страны это неподъемная сумма" - Марат Каирленов.

А вот еще один эксперт – политолог Эдуард Полетаев – считает, что цифра в 49,4% от дохода, якобы потраченных на еду, преувеличена, и на самом деле расходы на питание у казахстанских семей намного ниже.

"49,4% – это официальные данные, которые не всегда соответствуют действительности. Например, они не учитывают определенный процент теневой экономики, скрытые доходы в тех же домохозяйствах. Они не учитывают натуральные хозяйства – огороды, домашний скот и так далее. Они не учитывают помощь от родственников, которая в Казахстане очень распространена. Так что обеспечение питанием у нас не всегда связано с зарплатами. Наконец, непонятно, вычтены ли из этой цифры налоги или нет" - Эдуард Полетаев.

По мнению эксперта, пресловутая цифра "49,4%" говорит не столько о бедности населения, сколько о других негативных моментах.

Первый – это высокая инфляция, наблюдаемая в РК в последние годы. Второй момент состоит в том, что Казахстан не может себя обеспечить многими продуктами питания. Это приводит к тому, что большую часть продовольствия мы покупаем, а покупное всегда дороже местного хотя бы из-за расходов на логистику.

"Правительству необходимо серьезно задуматься о переработке сельскохозяйственной продукции, а то доходит до абсурда. Скажем, мы поставляем в Челябинск свое зерно, там его на известной фабрике перерабатывают, изготавливают макароны, и потом мы покупаем эти российские макароны, сделанные из нашего сырья" - Эдуард Полетаев.

Здесь уместно вспомнить слова президента РК К.-Ж. Токаева. В своем Послании народу осенью 2023 года он заявил, что Казахстан может стать одним из ведущих аграрных центров Евразийского континента.

"Это невозможно без поэтапного перехода от первичного производства к выпуску продукции более высоких переделов. Задача – в течение трех лет увеличить долю переработанной продукции в АПК до 70%. Это потребует пересмотра налоговой политики, которая должна стимулировать именно переработку" - Касым-Жомарт Токаев.

Если правительство всерьез возьмется за выполнение этого поручения президента, то через несколько лет мы увидим, как доля доходов, затрачиваемых на питание, существенно уменьшится, резюмировал Полетаев.

В конце стоит отметить, что жители стран, в которых на еду уходит меньше денег, необязательно богаче нас. У каждой страны есть своя структура потребительских расходов. Например, в Канаде граждане тратят на еду 10% от доходов, но отдадут за платную медицину до 20% доходов семьи. Мы отдаем за интернет 10-15 долларов в месяц, а житель Торонто – 50 долларов. Мы платим за коммуналку около 7-10% от зарплаты, а канадец отдаст за обслуживание квартиры до 18% от дохода.

Источник: zakon.kz
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Дракон
Дракон
16.04.2024 20:18
А интересно-почему???? Неужели народ так много ест?
61
Братка
Братка
17.04.2024 10:33
Открываем сайт российского магазина магнит и видим, что продукты там стоят в большинстве в 1.5-2 раза дешевле. Тут многие комментаторы, как многие наши чиновники говорили, смотря на нашу инфляцию, что это нормально для рынка и у них такое будет. Но по факту мы видим только в Казахстане такая высокая инфляция. Наше руководство не смогло справиться с инфляцией и вот они последствия. Тень очень интересно, что будет этим летом а главное зимой. Масштабное ЧП на востоке, севере, западе где пострадали хозяйства со скатиной (за лето они не восстановят поголовье) и бизнес (тут я да же не представляю на какие суммы ущерб). Как все это повлияет на инфляцию (мясо, строй материал, продукты, услуги ремонта)?
29
царь просто царь
царь просто царь
16.04.2024 20:38
Вообще странно почему тратят на еду вместо того чтоб отдать ченушам в виде штрафов
89
Alek1999
Alek1999
16.04.2024 21:53
Ну вот, есть же хорошие новости. Это смотря как посмотреть на проблему. Например можно считать, что казахстанцы стали больше кушать. Т.е. тратят больше энергии, вырабатывая светлое будущее на работе. Отсюдова и затрат на еду больше
19
АТт
АТт
16.04.2024 21:57
А интересно, те кто сейчас сидят за коррупцию сколько платят за еду?
26
Гость
Гость
16.04.2024 22:46
Там г-н Полетаев белены не объелся случайно ?? Про зарплатах на западе почему молчат и пособия с пенсиями ? - не выгодно ?..или просто стыдно ?? Еще и удивляются...
78
Кет
Кет
16.04.2024 22:50
Комментарий скрыт т.к. получил много негативных отзывов
Фил Донахью
Фил Донахью
17.04.2024 05:14
Непонимаю, почему мы великая,независимая,могучая во всех отношениях страна, постоянно плетётся где то по задворкам всяких рейтингов? Нужно тратить на еду более 61% и наконец то победить все эти Мьянмы и Нигерии и занять первое место! Алга Туган Жер я верю в тебя!
41
DDD
DDD
17.04.2024 07:47
Все очень просто, все крупные торговые центры и оптовые фирмы по продажи продовольствия принадлежат семьям тех кто сидит в правительстве, вот и пользуются положением, дабы разбогатеть еще больше.
40
Qwert
Qwert
17.04.2024 08:16
В Канаде медицина бесплатная, эксперт)))
20
Qwert
Qwert
17.04.2024 08:26
невозможно потребительские корзины двух стран, даже со схожей экономикой, привести к какому либо знаменателю, не говоря про страны с разным экономическим развитием. В простом варианте ВВП по ППС означает примерно следующее! Семья Сидоровых имеет доход 200 тыс руб в месяц, а семья Петровых имеет 50 тыс руб в месяц, и вместо того, чтобы логично заявить о том, что семья Сидоровых в 4 раза богаче семьи Петровых, можно посчитать их семейный ВВП по покупательской способности, и тогда вот что получится. Семья Сидоровых ест крабовое мясо по 1000 руб за кг, а семья Петровых ест крабовые палочки по 300 руб, Сидоровы посещают салон красоты и отдают за стрижку 2000 руб, а Петровы посещают парикмахерскую и отдают за стрижку 400 руб, но вот например телевизор, или порошок стиральный, они покупают примерно по одной цене, и так можно сравнивать их корзины потребления до бесконечности, а в конце вывести определенный коэффициент, и со статистической точки зрения заявить, что семья Петровых не в 4 раза беднее семьи Сидоровых, а лишь в 1,8 раза. Но изменится ли от этого что либо в материальном плане для семьи Петровых?
39
Дeн
Дeн
17.04.2024 09:26
-51
Qwert
Qwert
17.04.2024 10:35
Ну если тебе важна не суть прочитанного, а национальная риторика, то извини, ну пусть для тебя будут не Сидоровы и Петровы, а Жакибаевы и Ильясовы, и не рубли, а тенге, смысл от этого не изменится!
48
2410
2410
17.04.2024 08:39
Очко втирательство.
13
198
198
17.04.2024 09:16
Ничего не меняется.
Комментарий пользователя: 198
25
796
796
17.04.2024 09:40
"Мы отдаем за интернет 10-15 долларов в месяц, а житель Торонто – 50 долларов." - и что??? жителю Торонто эти 50 долларов, как для нас 1000тг оплатить за интернет. не вкатила ваша отмазка. и не вкатят подобные. каких то икспердов еще подвезли.... тут и без экспертов причина ясна нищий, просто нищий народ и ничем тут не отмажешь ситуацию.
43
Les3
Les3
17.04.2024 10:29
Здесь про общую разницу в стоимости жизни, интернет просто, как один из понятных примеров, а есть ещё налоги, коммунальные расходы, страховки, затраты на аренду жилья или ипотеку, детский сад, школа и т.д. На выходе вроде у нас зарплата в три раза меньше, а уровень жизни если и не одинаковый, то уж точно не в разы ниже.
-21
Qwert
Qwert
17.04.2024 10:41
Начнем с того, что если брать специалистов хотя бы "средней руки", то в США например у них качество жизни на много выше, чем у наших! И в принципе там среднего класса на много больше, а тут его вообще нет. Ну если конечно брать "средний класс" в понятии западной "economics", а не по Путину в 17 тыс руб)))
18
Les3
Les3
17.04.2024 11:04
США самая богатая страна мира, но даже для нее, чтобы их средних класс так жил, нужны страны, где средний класс жил сильно хуже) Так устроен мир. Но даже в США сейчас средний класс сокращается вымывается (уменьшается его процентная доля), а уровень жизни снижается. У нас же наоборот, пусть и не так быстро, как хотелось бы.
-17
Qwert
Qwert
17.04.2024 11:54
Что у нас наоборот? У нас тенге за 10 лет в 3 раза обесценился, и инфляция годовая двузначная, и это только официальная, например на некоторые виды продукции, такие как строй материалы, цена за 5 лет в 3 раза выросла, гречка да, как стоила, так и стоит!)
20
Qwert
Qwert
17.04.2024 12:26
Тут любят "экспертов" публиковать,давайте посмотрим, что говорят они по поводу среднего класса в РК. Как отмечают в "Jusan Analytics" *наименее обеспеченные – получают от 70 до 200 тыс. тенге в месяц после всех налогов и социальных отчислений; *низкообеспеченные – доход составляет от 201 до 400 тыс. тенге; *нижний средний класс – зарабатывают "чистыми" от 401 до 700 тыс. тенге в месяц; *средний класс – зарплата составляет от 701 тыс. до 1,2 млн тенге; *преуспевающие – их доход равен от 1,2 до 2 млн тенге; *обеспеченные – зарабатывают более 2 млн тенге в месяц. То есть, примерно 96% населения балансируют на грани бедности!
21
Les3
Les3
17.04.2024 12:51
Да, именно так и выглядит периферийный капитализм, есть условный золотой миллиард на Западе, с более-менее нормальным уровнем жизни, а есть все остальные, за счёт которых этот золотой миллиард и живёт. Одним из основных тезисов разрушения СССР/ социализма - мы закрыты и не можем путешествовать по миру. По факту оказалось, что сейчас отдыхать в дальнее зарубежье, что у нас, что в РФ могут себе позволить порядка 5% процентов, прям сильно совпадает с вашими данными. ) Я лишь говорю, что для капитализма у нас ещё относительно неплохо, а завышенные ни чем не оправданные ожидания приводят лишь к цветным революциям, жизнь после которых становится только сильно хуже, а то и вообще заканчивается ...
-2
Qwert
Qwert
17.04.2024 13:28
Большинство того, что происходит, мы это делаем своими руками, за плату, от страха, либо по невежеству!
11
Les3
Les3
17.04.2024 14:30
Решает экономика, если у тебя доля в сырьевых проектах 15 %, если ты не в центре мировых морских торговых путей, как условно тот же Сингапур, если у тебя климат позволяет экономить кучу денег на отопление цеха, да ещё есть и сотни миллионов людей, готовых работать за небольшие деньги... Этого уже не изменишь. Эти факторы и подобные факторы определяют уровень экономики и благосостояния граждан, ну и законы капитализма (отношения работника и работодателя ). Коррупция скорее раздражитель, но далеко не определяющий уровень благосостояния граждан фактор.
-2
Qwert
Qwert
17.04.2024 15:49
То есть подписание доли в 15%, это не коррупция? Чисто по доброте душевной отдано?)))
5
Les3
Les3
17.04.2024 18:54
Думаю тот случай когда просто поставили перед фактом, если не согласились бы, поставили тех кто согласится. В то время в Госкомимущества РФ сидели из ЦРУ и согласовывали кому что продать, на Сахалине проекты на таких же примерно условиях были...
0
Qwert
Qwert
17.04.2024 21:20
Да, да, да ЦРУ, а где было КГБ, которое вообще не должно было допустить распад страны? И ещё, а что у арабов так не отжали, пожалели, или что? В ОАЭ всю нефть контролирует национальная компания. Добыча нефти находится практически полностью в руках государства. Крупнейшими нефтедобывающими предприятиями являются Национальная нефтяная компания Абу-Даби (ADNOC). Как это у них получилось? Или их "ЦРУ" пожалело?)))
2
Les3
Les3
18.04.2024 09:44
Изначально у них были условия не лучше наших, только спустя несколько войн в регионе, условия удалось пересмотреть. Для них это был не быстрый и не лёгкий путь...
0
Qwert
Qwert
18.04.2024 10:45
В конце 30-х годов британские нефтяные компании получили концессию на разведку и добычу нефти во всех эмиратах. В 1962 году с территории Эмирата Абу-Даби начались первые экспортные поставки нефти. В некогда нищий край потек ручеек денег. В декабре 1971 года эмираты получили независимость и объединились в ОАЭ. Президентом стал шейх Абу-Даби Заид ибн Султан. Новая страна оказалась в очень неспокойном окружении. Крупные соседи (Иран и Саудовская Аравия). Шейх Заид ибн Султан позвал представителей британских корпораций и сообщил, что ему нравится договор о разделении доходов от добычи нефти, но в нем закралась досадная ошибка — 90% доходов забирают британцы и лишь 10% остаются местным властям. "Должно быть наоборот", — заявил шейх. Британцы отказались, понадеявшись на авторитет и силу британской короны. И прогадали. Эмираты разорвали кабальные договора с Британскими нефтекомпаниями и пригласили на их место АМЕРИКАНСКИЕ. Новый заокеанский партнер одновременно стал щитом и от посягательств соседей. А ты тут ЦРУ, ЦРУ...получается американцы и сделали их обладателями нефти!
0
Les3
Les3
18.04.2024 11:20
Даже по вашей цитате, 10 лет было 90/10, затем американцы выгнали англичан, на каких условиях зашли американцы? Венесуэла национализировала свой нефтегаз и у нее нескончаемый поток проблем, включая постоянные попытки вооруженных переворотов, а тут микро государство фактически без армии и ...? Если там нет формальных 90/10, значит там продажа добытый нефти правильным людям по правильной цене, плюс к примеру закупки оружия по правильным ценам и т.д. и т.п.
0
Qwert
Qwert
18.04.2024 12:02
Еще раз, всю нефтедобычу контролирует государственная компания! Я тебе объясню в чем например возникли претензии к России, со стороны той же Украины, Россия не может предложить справедливого жизни устройства ни у себя, ни у соседей, не вообще миру, у нее нет ни своей самобытной социологической науки, ни своей экономической науки, как части социологии, она живёт по западной социологии, и создать такую науку с нуля ее "элита" не в состоянии, вследствии порочности ее нравов. Не привлекательна она в плане жизни устройства, по этому ей только и оставалось, как пойти войной! Именно выработка обществом своей социологической науки, которая качественно отличается от сложившейся исторической, и есть ключ к решению проблем общества планеты, либо человечество просто погибнет под гнетом накапливающихся проблем, и вызовов, которые не в состоянии именно вовремя разрешить!
0
Danunafig
Danunafig
18.04.2024 11:53
А может просто ленивый? Все хотят заниматься только купи-продай, а работать руками и головой при этом никто не хочет!
0
Les3
Les3
17.04.2024 10:10
Новости из Голландии: 1 из 10 голландцев недоедают: родители предпочитают пропустить прием пищи, чтобы накормить детей или пить лимонад вместо горячего блюда.
-15
дуб
дуб
17.04.2024 13:59
Так и будет, пока мелкие сельхозпроизводители не скооперируют свои усилия с целью продвижения своей продукции в розничную торговлю(без участия спекулянтов)!
1
Крокодил Гена
Крокодил Гена
17.04.2024 16:48
Как всегда, победив коррупцию́ станем жить лучше.
9
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии