17 Октября 2011 00:07:00

"Разоблачённые захватчики"

Рейдерских атак в Казахстане меньше не становится, хотя часть таких эпизодов квалифицируется иначе. Наносимый ими материальный ущерб огромен. Косвенный ущерб инвестиционной привлекательности Казахстана – не меньше. Но бывают и курьёзные случаи, демонстрирующие попытки потенциальных «жертв» выдать спор гражданско-правового характера за современное рейдерское дело.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Неделю назад стало известно, что АО «Азия Авто» обвинило АО «Казкоммерцбанк» в рейдерских действиях. Банк расценил это «исключительно, как намерение должника уклониться от предусмотренной законом ответственности».

22 сентября автосборочный завод обратился в Генпрокуратуру с заявлением о необходимости проверить деятельность Казкоммерцбанка по фактам, «содержащим прямые признаки рейдерства, и принять меры, вплоть до инициирования в отношении руководителей банка уголовного расследования», – говорится в сообщении «Азия Авто». Заявление было вызвано сообщением Казкома о намерении приступить к принудительному взысканию долга на основании решения суда. «Азия Авто» официально заявило, что исполнение этого судебного решения ведётся в штатном режиме. Руководство компании пояснило, что банк в отличие от других держателей облигаций не пошёл ей навстречу и не принял более мягкий график погашения обязательств. Более того, «банк не только проигнорировал предложения о реструктуризации, но и потребовал одномоментного погашения всех обязательств. Следует подчеркнуть, что предлагаемые заводом варианты реструктуризации не подразумевали ни дисконтов, ни списания долга… Демонстративно игнорируя инициативы завода к выработке взаимоприемлемого решения (оставляя письма «Азия Авто» без ответа), банк выбрал путь судебного разбирательства», – возмущается компания.

Дальше «Азия Авто» перечисляет суммы, уже направленные и запланированные к выплате в счёт погашения обязательств. «Эти цифры значительно превосходят объём долга, взыскиваемый банком в судебном порядке, выплаты по которому уже начаты», – констатирует компания. «Более того, сумма долга, предписанная к выплате, эквивалентна не более чем 10-дневной выручке «Азия Авто», а текущие финансовые показатели завода позволяют полностью погасить задолженность в ближайшее время», – окончательно «добивает» завод несговорчивый банк.

«За два года тяжб, инициируемых банком, его действия приобрели не только агрессивные, но и откровенно абсурдные формы»,– обличает «Азия Авто» банк-вампир. Сегодня завод вынужден добровольно погашать основной долг не напрямую, а через суд. Получение средств общепринятым способом банк саботирует, предъявляя пеню из расчета 180% годовых… Создаётся впечатление, что банк преследует совершенно иные цели, нежели погашение долга, – формирует компания самые страшные ожидания аудитории.

Рыночная стоимость «Азия Авто» по оценкам международных аудиторов даже по состоянию на начало кризисного 2010 года составляла $120 млн. В 2010-2011 годы объём производства увеличился почти в 3 раза, адекватно увеличиваются показатели прибыли,– указывает компания в пресс-релизе. Но почему-то не называет своей стоимости в прошлом году? Аудита не было?

Мотивы кредитора очевидны. Банк не скрывает своего желания «захватить» активы завода с целью последующей продажи. В распоряжении «Азия Авто» оказалось письмо в правительство, в котором представители банка прямо сообщают о переговорах по продаже пакета акций предприятия иностранной компании. Наконец, последним фактом атаки банка стали попытки отмены решения о предоставлении отсрочки выплаты долга, предпринятые с участием Алматинского горсуда и горпрокуратуры, – делает компания выводы. Вот только «желание захватить» – не есть захват. А планы «продажи пакета акций» – не есть продажа. Акции ведь ещё купить или получить надо.

А на следующий день после сообщения «Азия Авто» Казкоммерцбанк объявил уже публично о намерении приступить к принудительному исполнению решения суда о взыскании задолженности завода. Сумма долга – 522 млн тенге плюс расходы по уплате государственной пошлины 16 млн тенге. Причём долг «Азия Авто» должно было выплатить ещё год назад. Но суд предоставил компании 12-месячную отсрочку по исполнению решения. 20 сентября отсрочка закончилась. Однако компания «не исполняет решение суда в установленный срок», – сообщил банк.

Из ответов ККБ на запрос «Мегаполиса» выяснился пикантный нюанс. Сумма ущерба должна составить 522 млн тенге плюс расходы по уплате государственной пошлины 16 млн тенге плюс неустойка в размере ставки рефинансирования – 7,5% годовых за каждый день просрочки! Неустойка – страшная сила! Неустойка «Азия Авто» Казкоммерцбанку начислялась в соответствии с пунктом 8.1 проспекта выпуска облигационной программы АО «Азия Авто» и норме пункта 8 статьи 31 Закона «О рынке ценных бумаг». Поэтому не исключено, что 10 млн тенге, по словам президента «Азия Авто» Ержана Мандиева, ежедневно выплачиваемые предприятием, уходят на погашение штрафных санкций, а сумма долга при этом не уменьшается. А, возможно, и растёт.

Во многих случаях долг взлетает из-за начисленных банком неустоек и штрафов, – говорят эксперты. – Их сумма может многократно превышать основной долг. Подобные претензии можно оспорить. Иногда урегулировать вопрос удаётся в досудебном порядке. Видимо, «Азии Авто» и Казкому этого сделать не удалось. Оба контрагента об этом умалчивают. Имеет ли завод основания для неисполнения решения суда? Есть грубые процессуальные нарушения? Может быть, суд удовлетворил иск банка частично? На эти вопросы тоже нет ответа.

Компания вроде решения суда исполняет, ежедневно выплачивая 10 млн тенге. Но почему ежедневно, а не всё сразу? Ведь по решению суда сумма должна быть выплачена банку единовременно. Потому что «с колёс»? Но не могут же $68 тысяч составлять серьёзную долю ежедневной выручки компании? Или таки «да»? И поэтому единовременная выплата приведёт к приостановке текущих платежей?

«Азия Авто» не выплачивает долг, по информации банка, не только по облигациям, но и по кредитам банка. Опять-таки по суду банк взыскал с «Азия Авто» долг в размере 2,5 млрд тенге. Но суд вновь предоставил компании отсрочку, срок которой завершается в декабре 2012 года. Естественно, в банке не уверены, что решение суда будет исполнено в срок. Словом, в конфликте вопросов больше, чем ответов. Каждая из сторон пытается расставить акценты по-своему: что-то ярко высвечивая, а что-то оставляя в густой тени.

Конечно, банк, располагая не только стандартным пакетом документов на заёмщика, но и, пожалуй, документами о стратегии развития, анализе рынка, перспективах бизнеса, пойти иным путем, не сегодняшним – легальным и публичным, может. А компания первой пробует найденный рычаг воздействия – через Генпрокуратуру. Что дальше? Всё, что узнаем – о каких бы то ни было уточнениях и развитии ситуации, сообщим.

Валентина ВЛАДИМИРСКАЯ


"Азия Авто" vs Казкоммерцбанк: кто первый нажмёт на тормоза?

Так и не удалось мирным способом урегулировать конфликт между единственным казахстанским производителем легковых машин АО «Азия Авто» и крупнейшим банком страны – Казкоммерцбанком. Взаимные обиды и недопонимание предприятий переросли во взаимные обвинения. В итоге банк заявил о своем намерении начать принудительное исполнение решения суда по долгу АО, руководство которого, в свою очередь, обвинило банк в попытке рейдерского захвата и обратилось в Генеральную прокуратуру.

Напомним: проблемы в отношениях с банком у АО «Азия Авто» начались, когда компания в начале 2010 года не смогла расплатиться по облигационному выпуску и купонам в пределах первой облигационной программы, это и послужило поводом для Казкома подать в суд. Являясь основным держателем акций, банк пожелал выплаты долга по облигациям в размере 522 миллиона 250 тысяч тенге и расходов по уплате государственной пошлины в размере 15 миллионов 667 тысяч 500 тенге.

В досудебном порядке компаниям договориться не удалось, ККБ не принял условия «Азия Авто». Более того, решив, что возвратить долг завод сможет лишь в том случае, если продаст имущество, поспешил наложить на него арест. В ответ руководство предприятия обвинило банк в непонимании сложившейся ситуации, а также полном игнорировании мер, предпринимаемых заводом.

– С начала года завод выплатил кредиторам, в том числе Казкоммерцбанку и аффилированным с ним компаниям, 818 млн тенге, – комментирует ситуацию президент АО «Азия Авто» Ержан Мандиев. – Сейчас предприятие ежедневно выплачивает Казкоммерцбанку 10 млн тенге. Выплата эта происходит добровольно и без каких-либо напоминаний со стороны банка. До конца года держатели наших облигаций дополнительно получат 1,04 млрд тенге. Таким образом, долг в пользу Казкоммерцбанка, который послужил поводом для его очередной информационной атаки, будет полностью выплачен. Причём это произойдёт не под давлением банка. А в соответствии с графиком исполнения обязательств, сформированным исходя из денежных потоков, которые генерирует «Азия Авто» в рамках своей производственной деятельности. Этот график мы неоднократно и в разных вариантах предлагали Казкому, но банк последовательно игнорировал предпринимаемые нами шаги…

Однако банк потребовал одномоментного и досрочного погашения всего объёма обязательств, хотя у ККБ не было, по мнению г-на Мандиева, никаких причин для сомнения и недоверия к заводу. Хотя бы потому, что по итогам текущего года держателям облигаций завода будет выплачено не менее 1,9 млрд тенге, большая часть которых, кстати, предприятием уже погашена. По словам Мандиева, в целом же сумма погашаемых средств только по итогам 2011 года почти четырёхкратно покроет объём обязательств, о которых было заявлено банком в начале октября. В общем, уверен руководитель «Азия Авто», поведение банка не может не насторожить.

– Действия банка за прошедшие два года укладываются в логику «добивания» предприятия в целях перепродажи залоговых активов, – резюмирует Ержан Мандиев. – Наши предложения об изменении сроков погашения он последовательно игнорировал. Взамен диалога, принятого в таких случаях, банк вёл активную атаку с использованием судебного ресурса. Наконец, последние сомнения были отметены, когда ККБ сообщил в правительство о намерении продать активы завода иностранной компании. А вскоре после этого Генеральная прокуратура квалифицировала действия Казкоммерцбанка, но уже в отношении группы компаний Resmi как рейдерские. Как говорится, комментарии излишни.

Настораживает руководителя завода и то, что ККБ уклоняется от каких-либо комментариев по поводу возможной перепродажи активов «Азия Авто» иностранному инвестору. А именно в этом, считает г-н Мандиев, причина «неадекватной позиции» банка.

– Очевидно, что представители ККБ решили воспользоваться сложившейся ситуацией, – говорит Ержан Мандиев. – Они понимали, что с завершением кризиса крупнейшее в республике автосборочное предприятие, которое участвует в ряде госпро­грамм и успешно сотрудничает с четырьмя автоконцернами из первой мировой десятки, в условиях Таможенного союза привлечёт особый интерес инвесторов. И не ошиблись: за последний год даже без нашего участия в Казахстане инициированы новые автосборочные проекты.

Варианты того, что предприятие не встанет на ноги после кризиса, а уж тем более обанкротится – здесь не рассматривают. Видимо, тому есть веские причины. А в условиях Таможенного союза, повторимся, и вовсе на «Азия Авто» возлагают особые надежды. Впрочем, завод тоже предпринимает активные действия. В конце сентября компания обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой провести проверку деятельности АО «Казкоммерцбанк» по целому ряду фактов, «содержащих прямые признаки рейдерства, и принять меры прокурорского реагирования, вплоть до инициирования в отношении ответственных руководителей банка уголовного расследования».

Юлия ЧЕРНЯВСКАЯ


Источник: газета "Мегаполис"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии