Удар по менялам
Согласно законопроекту будут внесены изменения и дополнения в Уголовный и Налоговый кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, а также в законы “ О валютном регулировании и валютном контроле”, “ О Национальном банке Республики Казахстан”, “ О лицензировании”. В частности, предлагается наделить Национальный банк правом устанавливать ограничение маржи по операциям обменных пунктов валют и ужесточить административные санкции за превышения установленных пределов. Если раньше Нацбанк не мог штрафовать обменники за слишком большую разницу курсов покупки и продажи валюты, то теперь (конечно, если закон подпишет президент) он получит такое право.
По мнению владельцев обменных пунктов, эти поправки лоббируют те, кто хочет окончательно “похоронить” небанковские обменники.
- Все мы помним, как еще в марте текущего года глава Нацбанка Григорий МАРЧЕНКО собирался инициировать проект изменений в валютное регулирование о возможной отмене лицензии на валютные операции для небанковских пунктов, - говорит один из владельцев обменных пунктов Валерий ТИМОХИН (фамилия и имя изменены по его просьбе. - Р.Б.). - Тогда у Нацбанка ничего не получилось. Но зато сейчас депутаты дали ему такую возможность. Теперь Нацбанк может установить такой лимит на маржу, что нам будет просто невыгодно работать и останется одно: закрыть свой бизнес.
Насколько правы в своих опасениях владельцы обменных пунктов? Так ли страшны парламентские поправки, как они их малюют? Эти вопросы мы задали известным экономистам и общественным деятелям, представителям бизнес-сообщества.
Сергей ЗЛОТНИКОВ, исполнительный директор общественного фонда Transparency Kazakhstan:
- Надеюсь, что это не приведет к появлению “черного рынка” валюты. Кроме того, возникает вопрос, способствуют ли такие меры росту доверия к национальной валюте? Только административными рычагами курс не укрепишь.
Талгат АКУОВ, президент Независимой ассоциации предпринимателей (НАП):
- На мой взгляд, это неправильный подход. Если у обменных пунктов отберут право самостоятельно устанавливать маржу, то возникнет слишком большой разрыв между курсами покупки и продажи. Сейчас обменники работают на небольшой курсовой разнице. Это удобно для всех - и для продавцов, и для покупателей. Кроме того, если этот законопроект будет принят, то и для банковских обменных пунктов будет также устанавливаться маржа. И если сейчас банки могут хоть как-то лавировать в курсовом коридоре, то после принятия закона они лишатся этой возможности. А для банков она очень важна: ведь бывает так, что у них возникает избыток иностранной валюты, тогда банкиры ее реализуют через свои обменные пункты, а при нехватке - наоборот, закупают. На мой взгляд, ужесточать регулирование не следует.
Магбат СПАНОВ, экономист:
- Сегодня, когда в экономике Казахстана ощущается нехватка валютных ресурсов для погашения внешних займов, эта мера в какой-то степени оправдана. Но она лишний раз демонстрирует, насколько мы далеки от классической рыночной экономики. Для обывателя эти поправки тоже позитивны: благодаря им сократится разница между курсами валют в зависимости от времени суток. Хотя обменные пункты, безусловно, понесут какие-то убытки. Одним словом, я поддерживаю эти поправки, но считаю, что их необходимо было принять еще в те времена, когда шла легализация имущества. Кроме того, в тот период нужно было принять несколько документов для борьбы с теневой экономикой: во-первых, обязать чиновников и членов их семей сдавать декларации о доходах, во-вторых, принять жесткие меры в отношении небанковских структур, занимающихся обменными операциями - обменников, паевых и инвестиционных фондов. Это было бы очень полезно в 2005-2006 годах. А сейчас многие обменные пункты могут из-за потери прибыли закрыться, что, в свою очередь, приведет к их уходу в тень. И мы получим еще один сегмент теневого сектора, где государство вообще потеряет возможность контролировать финансовые потоки. Тем не менее, с точки зрения сегодняшних интересов страны, эти поправки все же позитивны.
Виктор ЯМБАЕВ, президент Алматинской ассоциации предпринимателей:
- Нацбанк не там ищет виноватых. Ведь валютные спекуляции начались не с обменных пунктов, а с самого Нацбанка и банков второго уровня, которые, по сути, стали магазинами по продаже денег: брали их за рубежом дешево, а своим всовывали втридорога. Вот на этом и строилась мнимая успешность нашей банковской системы. А сейчас Нацбанк станет практически силовой структурой - начнет засылать в обменники своих “ликвидаторов”. Я считаю, что все это - глупость. За валютный курс должны отвечать Нацбанк и банки второго уровня. А обменные пункты - лишь операторы, соз-данные для удобства населения. Они - несамостоятельные игроки на рынке. Это мелкие менялы, которые в глобальном плане не делают погоды. Высокая или низкая маржа зависит не от обменного пункта, а от финансовой политики Нацбанка. Если в стране снова начнут циркулировать слухи о том, что грядет очередная девальвация, поверьте мне, в обменных пунктах сразу же подскочит курс. Но диктуют-то его не обменники, а сам Нацбанк!
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.