08 Января 2016 11:32:00

В частные руки

В Усть-Каменогорске на приватизацию выставят Казцинк, Дворец культуры УМЗ, областной ФОК, РЭК с Шыгысэнерготрейдом и ещё более 20 предприятий.
93 КОММЕНТАРИЯ

В рамках всеобщей приватизации в Казахстане госорганы избавляются от так называемых непрофильных активов, передавая их частным лицам, желающим выкупить такое имущество. В список по стране попали многие крупные предприятия, а также их подразделения и различные структуры практически во всех городах, в том числе принадлежащие местным исполнительным органам. К примеру, даже Управделами городского акимата.

В частности, в Усть-Каменогорске будут приватизированы следующие объекты:

  • ТОО «Восточно-Казахстанский инновационный центр «Жардем»;
  • ТОО «Градокадастр» города Усть-Каменогорск;
  • ТОО «Кадастровое бюро города Усть-Каменогорск»;
  • ТОО «Институт анализа и прогнозирования Восточно-Казахстанской области»;
  • ТОО «Табиғат-Оскемен»;
  • АО «Региональный центр государственно-частного партнерства Восточно-Казахстанской области»;
  • ТОО «Оскемен-Тазалық»;
  • КГП на праве хозяйственного ведения «Банно-прачечный комбинат» акимата города Усть-Каменогорска»;
  • КГП на праве хозяйственного ведения «Оскемен-Тәртіп» акимата города Усть-Каменогорска»;
  • КГП на праве хозяйственного ведения «ОблШығысЖол» Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Восточно-Казахстанского областного акимата»;
  • КГП «Восточно-Казахстанский областной протезно-ортопедический центр» Управления координации занятости и социальных программ Восточно-Казахстанского областного акимата»;
  • КГП на праве хозяйственного ведения «Восточно-Казахстанский областной центр формирования здорового образа жизни» управления здравоохранения Восточно-Казахстанского областного акимата;
  • КГКП «Футбольный клуб «Восток» акимата города Усть-Каменогорска»;
  • КГКП «Управление делами» акимата города Усть-Каменогорска;
  • КГКП «Физкультурно-оздоровительный комплекс» управления физической культуры и спорта Восточно-Казахстанской области»;
  • КГКП «Волейбольный клуб города Усть-Каменогорска» Управления физической культуры и спорта Восточно-Казахстанской области»;
  • ТОО «Дворец культуры УМЗ»;
  • ТОО "База отдыха Ульба";
  • АО «Восточно-Казахстанская Региональная Энергетическая Компания», в составе которого ТОО «Шыгысэнерготрейд»;
  • ТОО «Kazakhstan Solar Silicon»;
  • АО «Востокмашзавод»;
  • ТОО «Казцинк», входящее в состав АО «Национальная горнорудная компания «Тау-Кен Самрук».
Источник: yk.kz
Иллюстрация: pixabay.com
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Г
Горожанин
08.01.2016 11:41
Грядет Великая )I(опа...
134
СД
Скрудж ДакМак
08.01.2016 12:16
Слово "Жопа" можно писать
38
Б
бдыщ
08.01.2016 12:25
Какой-то скудный словарный запас, хотя чему удивляться, образование такое.
-25
Б
Братка
08.01.2016 22:48
Как купить часть заводика?
1
ГУ
Гражданин У-ка
08.01.2016 23:44
не не, Глобальная  )I(опа.. это даже представить сложно.. скоро все побежим как крысы с корабля, у всех стран СНГ она приближается, интересно в какие руки попадем мы, за сколько нас купят иностранцы? думаю недорого потому что дорогая раб сила не кому не нужна. 
0
O
oatcat
08.01.2016 11:41
Шесть грустных букв...
14
ГБ
грустная буква
08.01.2016 12:57
ПесеЦЦ??
12
N
Nemez
08.01.2016 14:28
Fiasko
4
5
567
08.01.2016 11:46
это что ли распродают? если я правельно понял. поправте, если я ошибаюсь
2
Б
бдыщ
08.01.2016 12:24
Да, правильно поняли. Жизнь показала, что государственное управление мягко говоря не эффективно. У частников конечно тоже есть свои минусы, но чтобы выжить в современных рыночных условиях, они будут стараться изо всех сил. Поэтому данную меру считаю положительной.
-25
ОР
обычный работник
08.01.2016 13:04
К сожалению, для обычного люда, это далеко не плюс. Это же очевидно, что, как только важные жизненные объекты попадут в частные руки, то "выживать" придется населению. Частники будут устанавливать свои тарифы, которые (за определенную "благодарность") будут устраивать антимонопольщиков. А населению - без вариантов. И, наверняка, на часть объектов уже имеются купцы.
25
N
Nik
08.01.2016 13:19
Наивный или книг начитался..
-3
АЩ
Ага, щаз...
08.01.2016 13:24
У нас уже много примеров "сильно старающихся частников". Взять хотя бы Черемшанскую птицефабрику. Так старались два частника, так старались, что до кирпичика все развалили, оставив целый поселок без работы. А государство побегало вокруг руин, побегало, и вместо того, чтобы потенциальным инвесторам хорошие условия предложить для восстановления производства.....пригласило китайцев строить птицефабрику в Урджаре. Ну как же, в Урджаре-то она нужнее. Причем предварительно - цитирую господина Ахметова - "Наши специалисты посетили все лучшие птицефабрики мира, это было в Европе, Украине...."...Куда конь с копытом, туда и рак с клешней. Европа и Урджар...Сравнил что-то с чем-то...
50
Й
йцу
08.01.2016 16:50
А помните, как нашу птицефабрику продали по остаточной стоимости за 1 тенге?
5
Б
бдыщ
11.01.2016 08:20
Помним, а также помним то, что они должны еще были вложить несколько миллионов по договору.
0
Н
Нет
08.01.2016 14:36
Что бы выжить в рыночных условиях, нужно писать эти условия, и быть разработчиком концепции этих правил!
4
Я
Яръ
08.01.2016 11:47
Ха, уникальная возможность фанатам футбольного клуба "Восток" взять штурвал в свои руки, а то только пенятся напрасно о перспективах городского футбола, вот пожалуйста - берите, делайте...А вот ФОК явно лакомый кусочек и неплохой объект для бизнеса, интересно сколько он стоит?..
9
7
777
08.01.2016 12:17
Для своих не дорого.
14
С
саня
08.01.2016 11:48
все продают,  цены не регулируют ГСМ,ХЛЕБ,ВАЛЮТА. Государство ????
52
5
555
08.01.2016 11:49
А людей ещё не продают? Всё решили разбазарить.
38
С
странный
08.01.2016 14:36
Я думаю в комплекте с заводом или другим предприятием идут... как это ни пичально
3
М
Мебельщик
08.01.2016 16:09
Если бы наша жизнь чего -то стоила, давно бы продали, а пока мы достаемся бесплатно разному роду мозгокрутов...
0
G
Ghgost
08.01.2016 11:53
Столько лет пытались РЭК у америкосов из рук в свои вернуть, так трубили об этом, прошло несколько лет, толком, ума не дали и теперь продаём, продаём и опять продаём. 
78
А
Адекватный
08.01.2016 13:19
А у нас в казахстане только продавать и умеют, покажи пример производства
21
СН
старая новость
08.01.2016 12:14
То что касается дочек АО УМЗ, то их давно уже выставляли на продажу и никто не захотел брать, т.к. продают только ТОО, а все имущество собственность АО УМЗ. Этой информации уже года два, давно уже другие планы )))
4
4
45
08.01.2016 12:19
Казахтелеком тоже сливают.
0
Б
бдыщ
08.01.2016 12:30
"Сливают" это когда банкротят, Казахтелеком прибыльное предприятие.
-17
СД
Скрудж ДакМак
08.01.2016 12:52
И откуда ты такой вумный взялся, прям всех он поправляет, очкарик что-ли?
5
Б
бдыщ
08.01.2016 13:47
Такой же простой как и большинство тут, с неба звёзд не хватаю. Про очки улыбнуло))
-5
К
кент
08.01.2016 16:18
Он акиматовский тролль,воспевает жизнь в КЗ)))
8
Н
ник
08.01.2016 16:54
Троль-это когда все за, а баба яга против?
3
N
nofnvodjf
09.01.2016 07:16
В интернете «троллями» называют лиц, провоцирующих эмоциональную перепалку (из Википедии)
1
Б
бдыщ
08.01.2016 16:54
Забыл написать еще что деньги получаю за воспевание, а также есть личный шофёр, вилла на Багамах и счёт в швейцарском банке))
4
4
42
08.01.2016 20:57
А что, вас задевает, что хоть кто-то умный есть? Учитесь думать - будете и вы хотя бы грамотным.
-3
J
Jokes
08.01.2016 13:38
Казахтелеком часть госпакета акций будут продавать на бирже. Это нормальная рыночная ситуация. Вам не угодишь, если государство заходит в конкурентную среду, возмущаетесь, если уходит с рынка, тоже недовольны. 
4
Z
Z
08.01.2016 12:19
Реально непрофильные позиции типа Востокмашзавод давно пора было слить иностранцам (по опыту AES)"Институт анализа и прогнозирования ВКО" и "Региональный центр государственно-частного партнерства ВКО" "ВКО инновационный центр «Жардем"" - это вообще что такое? Очень интересно бы знать что они такого напрогназировали и анализировали? что у нас в области появилось инновационного?Короче правильно делают что сливают их всех, зачем этот балласт для бюджета?А вот с Оскемен-Тартип, Тазалык и Востокавтодор - надо быть поосторожнее, попадётся недобросовестный подрятчик и всё, считай пропало, утоним в грязи
27
ЛВ
Ленин ВИ
08.01.2016 12:30
Ура товарищи! Да продай те уже все и покупайте потом тепло и электричество свое но по цене Иностранной! ура товарищи демократия! Продай все если нет денег! А потом купи втри дорого тут же!!! Ура товарисчи ура!
35
А
Ахах
08.01.2016 12:56
Нет, лучше по-ленински, купцов и инженеров расстрелять сразу, а у остальных забрать последнюю корову в колхоз, начислить им трудодни чтоб ни за хвост собачий отрабатывали и отменить паспорта чтобы не смогли не куда деться от такого "счастья" Вот как надо, и тогда проблема приобретения эл.энергии по завышеной (читай рентабельной) цене отпадёт сама собой...
1
К
кент
08.01.2016 16:21
Это всё так,но только потом колхозы стали процветать,а с обретением "независимости "великой все развалились.Сейчас в деревне полная ж...па!
11
4
42
08.01.2016 21:05
А вы не в курсе, что 95% колхозов и совхозов, если не больше,  были убыточными и субсидируемыми? Что в сельское хозяйство улетала громада государственных, т.е. бюджетных, средств и кредитов, которые на следующий же год списывались? Как же они после развала то сохранились бы? Кто их содержал бы? Впрочем, можете взяться содержать на собственные средства бывший колхоз или совхоз, человек этак 400-500, например, ту же Черемшанку. Это не возбраняется, деревенские явно обрадуются халяве.
-7
F
Farm
09.01.2016 02:08
Ну можете почитать, какие дотации и субсидии в тех же США получают фермеры и как там работает АПК. Там зарабатываются деньги в других секторах экономики, целенаправленно перегоняются в АПК, делая этот  сектор конкурентоспособным. Все мясное животноводство там датируется, ставя тем самым фермеров в выгодные конкурентные условия! Можно еще посмотреть, под какие проценты там кредиты получают и.т.д 
7
Г
Гвоздь
08.01.2016 13:37
Центр анализа и прогнозирования составляет социальные опросы и занимается анкетированием населения по вопросам политики, религии, оценки общественной ситуации и прочего.
2
Й
йцу
08.01.2016 16:59
Интересно, кого и когда они опрашивают??? Вот сколько живу в Ука, ни разу никто из их конторы лично меня и моих знакомых не опрашивал.
4
А
Ахах
08.01.2016 17:27
И управление статистики иже с ними слейте, а то только хомячков будоражат с этими средними зарплатами и процентом инфляции, а те и рады сострить про голубцы, ых
4
У
Узб@Г0енЬ|Й
08.01.2016 12:22
ПРИМЕР: Если я куплю "Шыгысэнерготрейд", а контролирующий орган на сколько я понимаю, выступает антимонопольный комитет, который не работает должным образом. Я смогу повышать тарифы на сколько мне вздумается и жить в шоколаде? и как всегда будет страдать бедное население. Не справедливо мягко говоря. Хотя уже давно понятно что о народе никто уже не думает. Обидно за державу(
21
У
Узб@Г0енЬ|Й
08.01.2016 12:23
Это сколько сокращений будет.
4
С
свелик
08.01.2016 12:29
Востокмашзавод уже продали. хотели китайцы купить , но кто то выкупил быстрее и кто неизвестно?
0
1
12345
08.01.2016 13:04
Никто его не купил пока. Всем предлагают, смотрят, но пока не купили
1
БИ
Боль и тлен
08.01.2016 12:33
Смотрю и "понты" в виде зеленой энергетики под молоток пошли. Это может свидетельствовать о том, что все...на "понты" уже тоже денег нет.Это вроде от части и хорошо, что хоть наконец-то дошло, что надо завязывать на имидж работать, с другой стороны куда пойдут люди работать сейчас. И кстати где  расширение до 5000 рабочих мест о котором в новостях писали после визита Назарбаева в Катар?
9
1
111
08.01.2016 12:45
КГП «Восточно-Казахстанский областной протезно-ортопедический центр» - Отдавая его в частные руки это Позор для Государства !!!  Так как Государство уже само не в состоянии помочь инвалидам. Так как не каждый инвалид в состоянии (стоимость протеза не малая!) заказывать себе протез через каждые три года. Так как старый по истечению этого времени приходит в негодность. Но, а частник увы за бесплатно делать не будет.   
36
К
КШТинец-Комсомолец
08.01.2016 12:54
А давайте ДВД ВКО тоже в частные руки отдадим )))
144
DZ
Doctor Zlo
08.01.2016 13:13
Ха ха. Оно давно уже там.
15
Р
Риддик
08.01.2016 13:56
чтоб кассовый аппарат в каждом бобике появился и вместо 215 каб. вывеска с большими буквами КАССА))
22
Я
язва
08.01.2016 23:14
ага...и прейскурант....убийство-.....,грабеж-......,изнасилование-....
4
7
777
08.01.2016 12:55
Зачем им мы, идет полное разорение государства. они смотрят только в свой огромный карман, а Мы для них никто и звать Нас никак.
56
С
странникуссс
08.01.2016 13:34
Обидно, больше похоже на правду.
1
П
просто
08.01.2016 13:03
Теперь работы для населения не будет, из за приватизации кому захочется держать дармоедов и ликвидации крупных ТОО.
-1
Б
бдыщ
08.01.2016 16:51
Неэффективный аппарат из дармоедов уйдёт, разве это плохо для простого люда?
1
Л
Лампас
08.01.2016 13:08
По Казцинку выставляют, видимо, только ту часть акций, которая принадлежит Самруку. И выкупит ее, скорее всего, нынешний владелец основной доли акций. Или опять государство создаст видимость торгов, а выкупит долю какая-нибудь команда экс-чиновников?
9
4
444
09.01.2016 09:10
теплее.. Продавать активы в период падения их стоимости, продукции, местных тугриков, можно либо от глупости, либо от интереса.
9
М
Механик
08.01.2016 13:09
А почему прейскурант без цен?
7
1
123
08.01.2016 17:05
Не говорите. Руки уже чешутся что-нибудь купить, а они нас все за нос водят. Цены в студию!!!
2
K
K@mik@dze
08.01.2016 13:18
А считаю, что государство должно выходить из бизнеса, а цена и качеств товаровуслуг регулироваться рынком. Мало кто знает, что за время аренды иностранцами на Ук-ГЭС была заменена большая часть оборудования, включая самое дорого - гидротурбины. Это пример ответственного пользования объектом и он не одинок. Есть еще Бухтарминский цементный завод, ныне принадлежащий немецкой компании. До прихода немцев, территория завода и вокруг завода представляла жалкое зрелище - все покрывал плотный слой цемента и трава и деревья - все под серым слоем. Но когда хозяевами стали иностранцы, заводом "внезапно" заинтересовалась экологическая прокуратура и была проведена полная модернизация очистных сооружений. Так что пусть продают, особенно ТОО "Казцинк" и желательно именно иностранцам
3
Г
горожанин
08.01.2016 14:56
в Темиртау продали металлургический комбинат иностранцам. ArcelorMittal. Сказочная жизнь там не настала.
4
Д
Ден
08.01.2016 16:23
Иностранцы иностранцам рознь,индусы не немцы,где немцы там порядок,хотя как и у всех в семье не без урода...
0
4
4564887
08.01.2016 16:25
Ой, да ладно. По УК ГЭС, товарищи иностранцы должны были сделать это по договору, потому что вся прибыль от работы ГЭС шла им. БГЭС тоже прошла модернизацию, будучи под руководством КазЦинка, что об этом молчишь. А классы то станций разные, что такое УК ГЭС по сравнению с БГЭС.
0
Л
Лампас
08.01.2016 20:17
Потому что для Казцина БГЭС - это 70% потребляемой заводами, рудниками и фабриками энергии. Без нее и производство встанет. Так сказать, кровная заинтересованность в поддержании ГЭС в высококачественном режиме, иначе придется втридорога на стороне закупать энергию. А инвесторам УКГЭС важно только хоть как-то поддерживать в работоспособном состоянии сети и оборудование. Инвесторы вообще нужны ответственные и долгосрочные. Казцинк в этом смысле - положительный пример, инвестор там богатый и серьезный.
1
Г
горожанин
10.01.2016 19:11
Только почему-то выглядят станции с точностью до наоборот. УКГЭС и Шульбинская ГЭС сияют как начищенный пятак и оборудование там в отличном состоянии, обновляется, и новые технологии в действии. А на БГЭС как был совок, так и остался, деланого не видно.
2
В
Вау
08.01.2016 13:46
Значит кому то эти предприятия пригляделись и хотят стать собственником. Поэтому и придумали приватизацию.
1
Д
Димыч
08.01.2016 14:53
В 90-е годы уже всех обманули и ограбили с приватизацией, теперь снова хотят это провернуть. Нихера себе Казцинк и ВКМЗ у них не профильный актив.
12
Я
Яръ
08.01.2016 17:23
И каким местом Востокмашзавод является профильным учреждением для правительства? Только если он внезапно научится бобики клепать для местной полиции)) но и тут не всё так просто потому что у Ульяновского машзавода тоже есть своё лобби, а дальше вы и сами знаете;))
0
4
42
08.01.2016 21:10
А можно подробнее про Ульяновский машзавод? Ничего не знаю про такой машзавод и связь с ВКМЗ.
0
Н
натали
08.01.2016 15:53
Продали черемшанскую пф-ку - почти похоронили поселок, теперь очередь усть-каменогорска, на жителей наплевать, итак работы нет, одни таксисты. АО ВКМЗ такой гигант и государство не может дать работу.Неужели по Казахстану нигде не требуются услуги местного машиностроения. Поднимать надо аграрный сектор пахать, сеять. А то "молимся" на китайские продукты овощи фрукты, без китая сдохнем с голоду.
14
ДН
Да ну Вас!
25.01.2016 21:58
Айтас с птицефабрикой в п. Кайсенова уж точно не похоронят)))
0
7
799
08.01.2016 16:54
хочу  купить казцинк сколь  стоит интересно.а то  если по карману с аванса куплю.
6
Ч
ччч
08.01.2016 21:44
Вот купишь и будешь травить нас, капиталист!
0
Я
язва
08.01.2016 23:10
надо с самрук звонить....,у меня скидка там 5% берешь в компаньЁны ????
0
Л
Лампас
09.01.2016 12:38
Готовь несколько миллиардов. Долларов, ессно.
0
Н
натали
08.01.2016 17:21
Еще необходимо продать скорую помощь, пожарку и полицию, они будут проводить аукцион кто больше даст к тому и поедут оказывать помощь. Пока не обсудится финансовая сторона услуги оказываться не будут. А государству какой плюс - нет проблем выделять бюджетные средства на содержание этих подразделений. Можно тратить высвобожденные средства на бесконечные праздники.""" УРА!!!"""
7
1
13269
08.01.2016 17:37
    Все что ни делается-все  к одному концу т.е  улучшения не ждите,а закатывайте рукава и беритесь за дело сами ..........с завтрашнего дня!
3
!
!!!
08.01.2016 18:37
 это надо  было делать уже вчера!!!!!
3
3
335
08.01.2016 20:23
Как часто вспоминаются строки из интернационала"Весь мир ....... мы разрушимДо основанья, а затемМы наш, мы новый мир построим,Кто был ничем - тот станет всем!
5
П
псесемист
09.01.2016 08:43
Кто бьл никем - тот стал ничем... 
4
D
D.K
08.01.2016 20:25
Продаётся Страна!
26
Я
язва
08.01.2016 23:08
ещё осталось что то???
1
О
оптимист
09.01.2016 11:58
Все, что не делалось раньше, делалось  во  благо народа, а не как сейчас только для кучки феодалов у власти и их помощников. Вот вам и полученный суверенитет, добились власти для того чтобы только обогатиться.  
3
Л
Лампас
09.01.2016 12:49
Да ладно, в Союзе тоже были те, кто был ближе к тарелке и ел гораздо сытнее прочих. Просто газетытв об этом молчали, Интернета еще не было. Мой отец всю жизнь отпахал на СЦК, заработал лишь рак легких. Со мной в классе училась девочка - дочь одного из партийных боссов Обкома, и сын заведующей складом, у них хаты ломились от шмоток импортных, по два автомобиля, квартиры в центре 4-5 комнатные. Конечно, не так их богатство выпячивалось, но мы и тогда понимали, что мы им не ровня.Любая власть стремится отделиться от народа и жить за его счет. Задача народа - не давать власти этого сделать, в т.ч. через демократичные процедуры выборов и назначений на ключевые должности.
5
Ю
Юрий
10.01.2016 22:52
Правда, раньше элита с простонародьем училась в одной школе. А сейчас уже - нет.
1
5
555
09.01.2016 19:37
с чего начали к тому и вернулись значит что то не того кто в ответе.........
1
ДУ
да уж!
10.01.2016 18:02
До сих пор  наследие СССР пилят!КАКАЯ ЖЕ СТРАНА БЫЛА.......!!!!!!!!!! 
3
Ю
Юрий
10.01.2016 22:56
Почитайте по этому поводу: Прилепин. Письмо товарищу Сталину: "Мы поселились в твоём социализме.Мы поделили страну созданную тобой.Мы заработали миллионы на заводах, построенных твоими рабами и твоими учёными. Мы обанкротили возведённые тобой предприятия, и увели полученные деньги за кордон, где построили себе дворцы. Тысячи настоящих дворцов. У тебя никогда не было такой дачи, оспяной урод.Мы продали заложенные тобой ледоходы и атомоходы, и купили себе яхты. Это, кстати, вовсе не метафора, это факт нашей биографии.Поэтому твоё имя зудит и чешется у нас внутри, нам хочется, чтоб тебя никогда не было.Ты сохранил жизнь нашему роду. Если бы не ты, наших дедов и прадедов передушили бы в газовых камерах, аккуратно расставленных от Бреста до Владивостока, и наш вопрос был бы окончательно решён. Ты положил в семь слоёв русских людей, чтоб спасти жизнь нашему семени.Когда мы говорим о себе, что мы тоже воевали, мы отдаём себе отчёт, что воевали мы только в России, с Россией, на хребте русских людей. Во Франции, в Польше, в Венгрии, в Чехословакии, в Румынии, и далее везде у нас воевать не получилось так хорошо, нас там собирали и жгли. Получилось только в России, где мы обрели спасение под твоим гадким крылом.Мы не желаем быть благодарными тебе за свою жизнь и жизнь своего рода, усатая сука..."
0
T
tvoridobro
11.01.2016 08:44
Можно много писать тут... Конечно ни чего хорошего в этом нет... но есть и другие варианты развития событий.  Поставят руководителя он будет на  гос службе так же греть руки .. Купит кто то местный или забугорный вложенные средства заводу нужно будет оправдать отработать значит он будет работать ... Другой вопрос в том что жителей как травили так и будут безбожно травить дальше.
0
T
topdmsvax
22.06.2017 03:26
В принципе согласен...
0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии