В Восточном Казахстане начинается "сладкая жизнь"
Опираясь на данные исследователей, г-н Терещенко определил, что теоретически в нашей стране можно производить 5 миллионов тонн меда в год. А с нынешними – пусть и не самыми лучшими – условиями производства потенциал Восточно-Казахстанской области составляет 500 тысяч тонн ежегодно. Реальный показатель пока намного ниже, 700 тонн (хотя это 72 процента меда всей республики). Но для начала, чтобы выйти на мировой рынок, Казахстану нужно иметь минимум 100 тысяч тонн меда.
Первые озвученные цифры немало удивили заместителя акима области Григория Пинчука, проводившего совещание. По данным, которые он предоставил, при интенсивном развитии пчеловодства в области можно ежегодно получать более 17,7 тысяч тонн меда с экспортным потенциалом 70,8 миллиона долларов США.
Маленькая цель не дает большого результата, а посему намерение развить пчеловодческую отрасль в стране и, в первую очередь, на ее исторической родине, в Восточном Казахстане, понятно и похвально.
Первые шаги в этом направлении были сделаны в прошлом году, по инициативе акима области Бердыбека Сапарбаева. К слову, союз, чьим Президентом является г-н Терещенко, создан недавно, зарегистрирован в марте, но проблемы, задачи пчеловодческой отрасли и пути их решения по большей части определены.
На совещании было перечислено множество проблем, касающихся пчеловодства. Основная из них – высокая цена на продукцию.
По словам Сергея Александровича, себестоимость килограмма меда, производимого в странах зарубежья, в разы ниже, чем себестоимость меда казахстанского. В Китае, к примеру, это 1,5 доллара США, а в «медоносной» области нашей страны – 7-8 долларов. Парадоксальный факт связан с тем, что производство меда у нас практически не автоматизировано и производительность труда низкая.
– В Израиле один пчеловод обслуживает 400 пчелосемей, в США – 1000, а у нас – 87. В советское время в Казахстане было свыше 4000 пчелосемей, до 1991 года мы поставляли мед в Японию, Южную Корею, Германию и другие страны зарубежья.
К сожалению, мы утратили свои позиции. Китай производит 400 тысяч тонн меда в год, Аргентина – 150 тысяч, США – 100 тысяч, Турция – 86 тысяч, Вьетнам – 16 тысяч, – резюмировал Сергей Терещенко. – Мы видим своей главной задачей развитие отрасли пчеловодства и намерены за ближайшие 10-15 лет войти в десятку производителей пчелопродукции мира, а со временем сделать Казахстан самым крупным мировым производителем меда.
Наш Президент поставил перед каждым казахстанцем задачу: в течение десятилетия форсированного индустриально-инновационного развития внести в это дело свой вклад. Необходимо максимально развить отрасль пчеловодства, заниматься им во всех областях страны, где только возможно.
Для этого необходимо решить наболевшие вопросы, такие, как высокая цена на продукцию, отсутствие механизации на производстве, кадровый дефицит, разобщенность пчеловодов, малое количество перерабатывающих организаций, отсутствие племенных хозяйств, вымирание пчел, отсутствие производства пчелоинвентаря и другие.
Выступавший с докладом директор ТОО «Импульс ЖЗЖ» Зейнелхан Жексекенев выразил мысль об обязательном дотировании пчеловодства. Оно имеется во многих странах мира, к примеру, в Польше государство берет на себя оплату лекарств, в США взимается оплата за пчелоопыление.
– Необходимо активно внедрять племенную работу, – сказал в своем выступлении председатель ассоциации пчеловодов Восточного Казахстана, начальник цеха пчеловодства Восточно-Казахстанского научно-исследовательского института сельского хозяйства (ВКНИИСХ) Абзал Жумагалиев. – В нашей области уже создано три пчеловодческих хозяйства, следующим этапом станет организация племенного. Надеемся, что в этом году из бюджета будут заложены средства на его содержание.
Пчеловоды посетовали на то, что терпят ущерб из-за обработок полей, о проведении которых их не предупреждают заранее. В этом контексте прозвучали просьбы о создании схемы ответственности глав крестьянских хозяйств перед пчеловодами, а также о запрете обработок в радиусе 2,5 километра, чтобы сохранять для пчеловодов возможность производства племенной продукции.
– О всяческих обработках вас будут ставить в известность за неделю. Но мы должны знать, где находятся пасеки. Многие из них не зарегистрированы, пчеловоды работают подпольно, – ответил на это Григорий Пинчук. – Мы открыты для диалога и хотим того же от вас.
Средний возраст пчеловода – за 60 лет; необходимо растить молодую поросль. Но отсутствует система подготовки, нет учебных пособий и программ на казахском и русском языках. Ученый пчеловод Виталий Рузанов сделал акцент на том, что перспективной отрасли нужны профессионалы, а не любители. «Пчеловодов с высшим образованием на весь Восточный Казахстан наберется пять-шесть», – сказал он. В связи с этим предложил ввести узкоспециализированный курс, упомянув, что в сельскохозяйственном колледже (в Саратовке Уланского района) готовят пчеловодов, но срок лицензии по данной специальности истекает. Г-н Жумагалиев выступил с предложением ввести интерактивное обучение по вездесущей интернет-сети. Говоря о высшем образовании, следует выделить факт того, что большой популярностью в странах СНГ пользуется Рязанский институт пчеловодства. На совещании был обсужден вариант обучения в нем казахстанцев.
Специализированные предприятия, перерабатывающие продукцию пчеловодства, помимо того, что немногочисленны, имеют следующую проблему: не входят в перечень субъектов, которым, согласно Налоговому Кодексу РК, предоставлено право на уменьшение НДС. Григорий Пинчук ответил, что этот вопрос, как и ряд других, будет решаться.
От ученого пчеловода, кандидата сельскохозяйственных наук Рейнгольда Риба поступило предложение о создании координирующего центра пчеловодства в области и организации периодического издания. Также он сказал о важности вхождения Казахстана в международную федерацию пчеловодных объединений «Апимондия»:
– В нее входят около ста государств, конгресс федерации проводится каждые два года. Читаются научные доклады, проводятся выставки; это обмен опытом, популяризация собственной продукции.
Директор общественного объединения «Пчелоцентр ВКО», ректор народного университета «Природа» Людмила Лычева отметила, что важно не только сбывать пчелопродукцию, но и применять ее у себя на родине, упомянула об апитерапии (лечение продуктами пчеловодства). Мед введен в рацион учащихся 432-х школ области. По словам Григория Васильевича, со следующего года он будет включен в меню всех общеобразовательных школ региона. А уже нынче появится в рационе питания спортсменов. К слову, потребление меда на душу населения в год в Казахстане составляет всего 40 граммов.
– Сегодня ведется активная работа с Министерством здравоохранения по применению продуктов пчеловодства как оздоровительных средств и включению их в национальный лекарственный формуляр республики, работа с Министерствами труда и социальной защиты населения, образования, туризма и спорта по их использованию в подведомственных учреждениях. В проект Закона РК «О пчеловодстве» внесены понятия о племенном пчеловодстве, – добавил Григорий Пинчук.
Известно, что мед, как продукт абсолютно натуральный, приносит огромную пользу. Сергей Терещенко посоветовал всем и каждому применять его для лечения и профилактики всяческих заболеваний (просто, вкусно, да к тому же с хмельком):
– Нужно отучить казахстанцев пить водку и приучить их пить медовуху. Чтобы закусывали сотовым медом и маточным молочком, – сказал он скорее серьезно, чем шутя.
А также посоветовал нашим пчеловодам следующий механизм развития – высаживание медоносных деревьев и трав:
– В Венгрии 200 лет назад стали высаживать акацию, спасаясь от заболачивания и опустынивания. Сегодня акация там произрастает на 450-ти тысячах гектаров, в мае собирают 15-17 тысяч тонн акациевого меда; пчеловоды считают его медом номер один. Думаю, нам нужно перенимать этот опыт, будем прорабатывать вопрос через Министерство охраны и окружающей среды. Есть прекрасная медоносная трава донник: горьковатый, зато имеет глубокий корень, вбирает азот, служит хорошим кормом для скота, удобрением, к тому же рассоляет почву. В нашей стране пять миллионов гектаров бросовых засоленных земель. Подсчитано, что если мы будем высевать 10 миллионов гектаров донника, сможем теоретически производить пять миллионов тонн меда в год.
Предложения и пожелания, которые были озвучены на совещании, будут переданы в Министерство сельского хозяйства.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.