Вперед, в прошлое!
Мы видим, что в жизнь бизнеса начал возвращаться банальный рэкет 90-х, когда человек только открывал фирму, регистрировался, арендовал офис, и к нему в течение недели приходили бравые ребята в спортивных костюмах. Многие из этих вчерашних бандитов успели легализоваться и завести свой бизнес, другие попали в тюрьму. Сегодня люди, приехавшие в поисках лучшей доли в крупные мегаполисы и в одночасье оставшиеся без работы, начинают сколачиваться в группы – в основном по земляческому принципу – и искать способы заработка. В некоторых случаях новоявленные рэкетиры занимаются грабежами и разбоями.
Другой уровень стрессового воздействия на бизнес – более высокий. Буквально вчера я узнал, что Налоговый комитет вместе с финполицией собираются проверять предпринимателей на предмет сокрытия налогов. Вроде бы мораторий на проверки идет, тем не менее под какими-то предлогами тот или иной госорган начинает выбивать для себя исключение, как это было с обменниками. Мы видели, как все происходило: Нацбанк, якобы получивший разрешение от Генпрокуратуры, начал проверять обменные пункты. Потом выяснилось, что прокурор Алматы даже не слышал о своем собственном аналогичном разрешении проверять обменники в период моратория. По сей день Нацбанк не опроверг эту информацию. Теперь же финполицейские и налоговики собираются организовать повальные проверки, которые разрешены только в исключительных случаях. Интересно, что будет придумано на этот раз ради законных оснований для проверок?
Я думаю, сейчас проблема снижения поступлений от налогов заключается не в том, что предприниматели не хотят платить, а в фактическом сворачивании бизнеса. Уже 40–50 процентов предпринимателей либо совсем прекратили деятельность, либо приостановили ее до лучших времен. Если с таких госорганы будут выбивать налоги, это будет вопиющим нарушением прав предпринимателей.
Велика в данном случае вероятность того, с чем мы и раньше сталкивались, но в малых масштабах: под предлогом налоговой задолженности тот или иной бизнес прикрывался или бизнесмена вынуждали за бесценок отдавать его крупному воротиле или чиновнику.
Еще одна более-менее законная схема отъема бизнеса – поглощение мелких и даже крупных предприятий, завалившихся на бок, иностранными инвесторами.
Постепенно дает о себе знать кризис массовых неплатежей, связанный с тем, что все друг другу должны. В среднем одно предприятие должно 15 другим, которые, в свою очередь, еще кому-то должны. Бизнесмены пытаются выбивать друг у друга деньги в судах, с помощью коллекторов и так далее. Срабатывают во многих случаях варианты бартера, но чести развитой рыночной экономике это не делает – это откат к началу 90-х, смахивающему на военный коммунизм. Радует, что чаще всего людям удается договариваться по-мирному, но не далек день, когда вчерашние партнеры по бизнесу, задолжавшие коллегам, будут повально убегать за границу, чтобы скрыться от правосудия. Хотя, вероятно, и сейчас таких случаев масса, просто не все это афишируют.
Тимур НАЗХАНОВ, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.