Время расплаты
В начале этого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой создания Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ), чем поверг в шок и трепет все ведомства, подвязанные на этой теме.
Еще в своем прошлогоднем послании он потребовал от Национального банка РК реформ в пенсионной системе. Отвечает же за действенность всей «пенсионной машины» Министерство по социальной защите. Есть еще несколько правительственных структур, которые так или иначе связаны с этой темой. Почти год ждали. Однако никто из вышеперечисленных так и не смог предложить что-нибудь дельное. В итоге последнее слово осталось за Лидером Нации. Теперь в спешке все те же фигуранты ворочают триллионами тенге, по примеру кипрского правительства пытаясь одолеть высоту, перед ними поставленную. Кипр – райский остров и в прямом, и в переносном смысле. С одной стороны, там море, тепло и мухи не кусают, а с другой – это один из немногих европейских офшоров. Поехал отдыхать, перевел сумму на счет – и не клят не мят. Однако на прошлой неделе с Кипром случилась авария. Островные власти обложили налогами все банковские депозиты. Такого от них уж точно никто не ожидал. Ведь депозиты не облагаются налогами не то что в офшорах, но и в других «приличных» государствах. Явилась миру своего рода кара государственная, ведь не секрет, что офшоры – это пристанище для коррупционеров и функционеров от теневой экономики.
В Казахстане государственную кару уже готовым законопроектом приготовили для всех пенсионных фондов, коих у нас насчитывается 11 в ста двадцати филиалах по всей стране, не считая главных офисов. Вчера постановлением правительства РК новый закон «О пенсионном обеспечении в РК» был направлен на рассмотрение в нижнюю палату Парламента. «ЛИТЕР-Неделя» подробно ознакомилась с содержанием этого документа… и результаты оказались весьма безрадостными.
Предыстория
Как известно, 1998–2000 годы являются этапом становления пенсионной реформы в нашей стране. Тогда ее цель заключалась не только в механическом накоплении вкладов, но и в их разумном инвестировании, что на долгие годы гарантировало бы будущим пенсионерам дивиденды. Не в ценные бумаги Министерства финансов и даже не в банковские депозиты, а именно в те материальные объекты, которые сами не только не потеряют стоимость, но и могут создать новую стоимость. Например, можно взять отчисления от зарплаты вкладчиков пенсионных фондов и вложить их в строительство газопровода или нефтепромысел, которые и через 20 лет будут рентабельными. Тогда пенсионную реформу представляли именно в таком виде.
Но по опыту последних 15 лет мы убедились в абсолютной несостоятельности всех обещаний. К сожалению, в Казахстане так и не удалось создать действенную систему внутренних инвестиций. В качестве альтернативы был предложен фондовый рынок. И пусть по его развитости мы занимаем второе место среди стран СНГ, но ценных бумаг в обращении у нас кот наплакал. Да и сама система время от времени давала такие сбои, что волосы дыбом вставали.
Сейчас пенсионную реформу конца девяностых можно с полным правом считать провальной. Ни один фонд за это время не смог стабильно удерживать какую-нибудь более-менее приличную номинальную доходность, хотя бы даже для того, чтобы преодолеть инфляцию. Другими словами, наши вклады горели синим пламенем, а государство в свою очередь гарантировало нам доходность на уровне инфляции, а потому ежегодно из бюджета уходили от пяти до восьми миллиардов тенге на покрытие убытков, заметьте, частных пенсионных фондов.
Впрочем, был среди них и один государственный. Его доля на рынке не так уж и велика (по объемам активов ГНПФ на втором месте после НПФ Народного банка). Однако на его примере по прошествии 15 лет можно проследить эффективность будущего ЕНПФ. Ни в коем случае не хотелось бы как-то умалять способность государства управлять большими финансовыми потоками. Однако, что касается доходности, то ГНПФ по этому параметру страдал не больше и не меньше, чем прочие фонды.
Пугающее настоящее
За последние три месяца огромное количество предложений поступило в правительство относительно эффективной деятельности будущего ЕНПФ. В первую очередь хотелось бы заострить внимание на предложении о составе управляющих.
– На наш взгляд, в случае если всеми пенсионными активами ЕНПФ станет управлять один управляющий, обеспечить максимальную доходность будет крайне сложно, будь это хоть Уоррен Баффет, – считает управляющий директор Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Кайнар Кожумов. – К тому же сосредоточение столь значительных активов в одних руках не пойдет на пользу слаборазвитому фондовому рынку Казахстана.
Совет хороший и своевременный, тем более что он проверен временем, о чем «Литер» писал неоднократно.
В новом законопроекте этой теме посвящено несколько пунктов. В частности, допустимо будет привлекать зарубежных соуправляющих на отдельных (не оговоренных в законе) условиях. То есть, к примеру, если комиссионные ЕНПФ будут составлять 0,025 процента от объема пенсионных отчислений и 7,5 процента от полученного инвестиционного дохода ежемесячно, то на иностранцев эти ограничения не распространяются. С другой стороны, частные фонды, ежели таковые пожелают появиться (но об этом позже, далее «буде им»), по обоим вышеперечисленным параметрам имеют двукратное увеличение комиссионных. На этом фоне хочется верить, что иностранцы постесняются потребовать больше. А в том, что зарубежные управляющие понадобятся, нет никаких сомнений.
Другой интересный нюанс нового законопроекта – полное отсутствие каких бы то ни было правил работы нового ЕНПФ. При этом очень подробно расписано, что и как должны делать «буде им» частные, или, как они называются в законопроекте, «добровольные пенсионные фонды». Фактически если брать умолчание нюансов новой стратегии деятельности ЕНПФ за подтверждение старых методов, то ничего хорошего опять из этого не получится. В начале этого материала мы уже ссылались на обещания при принятии первой пенсионной реформы об инвестировании во внутренние проекты государства. Об этом, представляя проект ЕНПФ, говорил и президент страны Нурсултан Назарбаев. Однако в законопроекте об этом нет ни слова. А значит, следует полагать, что все опять пойдет само собой, пока не упрется в ту же самую стену, которая встала перед нами сейчас.
«Буде им»
Огромный, крайне запутанный, с многочисленными дублирующими подпунктами законопроект «ЛИТЕР-Неделя» изучала очень долго. Многие абзацы приходилось перечитывать по 6–7 раз, чтобы понять суть. Особое внимание хотелось бы обратить на ссылки к предыдущим пунктам статей, которые не содержат необходимой информации для правильного прочтения основного пункта. Одним словом, закон явно готовился в спешке, а покрасневшие от переутомления глаза чиновников, занятых этой работой, наверное, уже ни цифр, ни букв толком не различали. Но главное – законопроект на-гора был выдан в кратчайшие сроки. И теперь дело за мажилисменами. Теперь на их совести судьба этого архисоциального документа. Правительство свою партию отыграло. Да как!
Волей-неволей вспоминаются слова булгаковского Полиграфа Полиграфовича: «Отобрать и поделить». Правда, здесь иначе, при полном сохранении страшного смысла – отобрать и объединить. Согласно закону все пенсионные активы действующих НПФ предполагается по графику реквизировать в пользу ЕНПФ. Цитируя первую статью вышеуказанного документа, пенсионные активы – «это деньги, ценные бумаги, иные финансовые инструменты, предназначенные для обеспечения и осуществления пенсионных выплат и переводов».
Более того, нынешние фонды должны будут нести все связанные с предстоящей операцией расходы, включая обязательное проведение аудита. Что станет со ста двадцатью действующими филиалами и людьми, в них работающими, ни в одном пункте не оговаривается. Надо полагать, что после своего рода «национализации» пенсионных активов теперь уже бывшие пенсионные фонды должны будут опять за свой счет выплатить компенсации увольняемым работникам.
Кстати, в соответствии с законом сразу после передачи пенсионных активов в ЕНПФ нынешние фонды автоматически лишаются лицензии. В дальнейшем они смогут работать исключительно с добровольными пенсионными взносами. Но на это опять потребуется получить лицензию. И тут встает второй и самый главный вопрос: смогут ли они работать на этом рынке?
По данным комитета по финансовому надзору Национального банка РК, на 1 марта 2013 года по добровольным пенсионным взносам в 11 фондах накопилась сумма чуть больше 1,4 млрд тенге, инвестиционный доход по ним в лучшем случае составит (на уровне инфляции) около 7 млн тенге в месяц. Из обеих этих сумм можно вычислить комиссионные фондов согласно цифрам, озвученным в законе. Выходит, что ежемесячно фонды смогут получать от добровольцев чистыми всего 1 700 000 тенге. Этих денег не хватит даже на содержание одного филиала, не говоря уж о тех ста двадцати, которые работают сегодня.
Одним словом, с принятием нового закона «О пенсионном обеспечении» на институте частных пенсионных фондов можно поставить крест. И больше всех пострадают именно они. Ведь наряду с собственно пенсионными отчислениями они обязаны передать ЕНПФ все свои инвестиционные проекты и решения. Значит, останутся фактически ни с чем и без всякой перспективы. Сотни людей, специалистов, финансистов и экономистов окажутся без работы. Движимые и недвижимые активы, скорее всего, будут распроданы. Может быть, так им и надо, ведь именно они все эти годы крутили нашими деньгами по своему усмотрению, нам и государству в ущерб, и теперь настигла их справедливая кара.
Алексей ХРАМКОВ
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.