12 Марта 2012 12:39:00

Всё украдено до нас

Пол-Казахстана в должниках. «Репутация компании» – ничего не значащие слова.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Долги друг другу компании скрывают. Предложение коллекторов о формировании реестра должников бизнес-сообщество не принимает. «Стыдливость» предпринимателей и родственные связи содействуют не только криминальным схемам вывода активов, но и исчезновению менеджеров и собственников компаний-банкротов за рубежи отечества.

В 2011-м, по данным агентства «ЮСБ Коллектор Казахстан», объём долгов компаний в стране по сравнению с 2010-м увеличился в три раза, составив $11 млрд. А долги населения практически не выросли – $2,6 млрд.

Долги компаний выросли не потому, что банки стали выдавать много кредитов. За 2011-й объём кредитов экономике вырос лишь на 15,7 или 16 %. Банки после проведённых в прошлом году аудиторских проверок вынуждены признавать выданные раньше кредиты проблемными уже не только в строительной отрасли. Но взыскивать предпочитают сами.

– Работа по взысканию долгов с юридических лиц не складывается. Зато развивается сотрудничество с микрокредитными организациями, лизинговыми компаниями, – отмечает управляющий директор долгового агентства Данияр Тенелов. В анализ причин, однако, не вдаётся.

Эксперты со стороны считают, что портфель банковских активов – долгов, ждущих взыскания, весьма привлекателен. Одно дело, допустим, взыскать долг в 3 млн с двух клиентов банка, другое – пытаться вытрясти ту же сумму из 10 индивидуальных предпринимателей.

Поэтому активно сотрудничать с коллекторами – компаниями, занимающимися взысканием долгов, банки не спешат. Они всё ещё уповают на собственные службы работы с должниками. И считают, что разбираться самим – экономически эффективнее при больших объёмах долгов. А уж у наших-то банков пакеты сомнительных и безнадёжных кредитов составляют почти три четверти портфеля.

По признанию Данияра Тенелова, в 2011 году с корпоративных должников им удалось вытрясти лишь $400 тысяч – в 2,5 раза меньше, чем в 2010-м. Среди заказов не было кейсов на крупные суммы. А вот просрочки по долгам велики – от одного года до трёх. Однако и размер вознаграждения коллекторской компании вырос втрое. Он составляет 10–20%.

– Главная причина редкого сотрудничества с коллекторами по корпоративным долгам – разница в оценках залога банком и компанией. Банк оценивает какой-нибудь станок, допустим, в 100 тысяч и продаст за 70. А для заёмщика-владельца этот станок стоит 200 тысяч, он с его помощью зарабатывает. Банкам невыгодно забирать такие залоги. Выгодно, чтобы компания работала и платила. И коллекторы здесь не сработают лучше банка. Другое дело взыскивать долги с физлиц. Там коллекторы – профессиональны», – объясняет заместитель председателя правления Темирбанка Мухтар Беккали.

Сотрудничество между коллектором и кредитором, как правило, строится на основе агентского соглашения об оказании услуг. Коллекторское агентство выступает в качестве представителя кредитора. Задолженность остаётся на балансе клиента, а агентство получает вознаграждение от взысканной суммы. Обычно только после поступления суммы задолженности на расчётный счёт клиента. Есть предложения и о выкупе корпоративных долгов. Но это нужно либо структурам должника, либо потенциальным рейдерам.

В ходе взыскания коллекторы сталкиваются с проблемами: в 3 из 10 случаев – бегством учредителей или отсутствием у них денег и активов. Ещё в двух случаях – с превышением стоимости взыскания долга над суммой долга. И ещё в двух – с банкротством компаний-должников. Причём активы из компании часто выводятся перед началом процедуры банкротства. А назначенный «зиц-председатель» за компанию фактически не отвечает.

– Методы работы коллекторов разные. Главные – изучение бизнеса должника, учредителей. От образа «дяденьки в кожаной куртке с паяльником в руках» они отошли давно. Тем не менее в обращениях коллекторских компаний всегда скрыта угроза, присутствует хоть косвенный, но шантаж. Они очень грамотно вворачивают фразы, намекающие на суд, даже уголовное преследование, так что слабонервный и юридически неподкованный предприниматель, скорее всего, заплатит, имея такую возможность, – комментирует адвокат.

Несмотря на рост объёма корпоративных долгов, в Казахстане компании в 2011-м набирали кредиты, не соответствующие объёмам доходов. По оценке Данияра Тенелова доля долгов строительных и торговых компаний – по 30%, промышленных – 15%, транспорта – 5%, сельскохозяйственных – 2%, других – 18%.

Ещё красноречивее значения доли долгов по объектам кредитования. Компании часто берут новые кредиты, чтобы вернуть старые долги. Почти треть всех долгов – 31% составляют невозвращённые кредиты, взятые на пополнение оборотных средств. На приобретение основных фондов было взято 15% нынешних долгов, на новое строительство и реконструкцию – 12%. Строительство и приобретение жилья гражданами – 4%, потребительские цели граждан – 7%, приобретение ценных бумаг – 0,1%. На другие цели – 30%.

Помощь в избавлении от долгов может оказать составление реестра должников. Но оно тормозится. Наши бизнесмены не до конца понимают, что такое репутационная ответственность и что её против недобросовестных должников можно использовать, считает президент Ассоциации корпоративного коллекторства (Россия) Дмитрий Жданухин. Методики коллекторства – вытаскивание конфликта должника и кредитора на публику, работают на того, кто прав.

– Многие казахстанские компании хотели бы видеть своих должников в реестре, но опасаются оказаться в нём сами. Ведь они тоже кому-то должны. Там может оказаться полстраны. Мы обращались в торгово-промышленную палату Казахстана и НЭПК «Союз «Атамекен», но казахстанские бизнесмены не готовы. Пока мы пользуемся данными, выставляемыми на сайте Комитета по работе с недобросовестными должниками Минфина, – поясняет г-н Тенелов.

Сравнивая казахстанскую модель корпоративного коллекторства с международной практикой, эксперты отмечают негативное влияние на развитие рынка его малого объёма и тесные родственные связи. Пока ещё кредиторы очень тяжело консолидируют усилия. Амбиции, претензии друг к другу мешают им сообща взыскивать долги. В частности, поэтому объём рынка в 2012 году вырастет примерно в полтора раза. Станет больше реабилитаций, банкротств и реструктуризаций долгов компаний.


Валентина ВЛАДИМИРСКАЯ

Источник: газета "Мегаполис"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии