08 Июля 2009 12:46:00

Жандосов прокомментировал ситуацию в РК

Принятые в июне, изменения в казахстанском законодательстве позволят правительству, в случае необходимости, создать стабилизационный банк. Поможет ли это улучшить положение ряда банков в Казахстане? И вообще, что ожидает банковский, строительный, сырьевой сектора Казахстана в ближайшее время? С этими вопросами мы обратились к директору Центра экономического анализа “Ракурс” Оразу Жандосову.
0 КОММЕНТАРИЕВ

- Ораз Алиевич, всем известно, что в настоящее время казахстанский банковский сектор переживает не лучшие времена. Но хотелось бы все-таки прояснить ситуацию – что же ожидает отечественную банковскую систему в ближайшее время?

- На сегодняшний день, в банковском секторе, одним из актуальных вопросов, является ожидание результатов решения проблем с “БТА” и “Альянс Банком”. Понятно, что нынешнее состояние долго продолжаться не может, поскольку отток банковских депозитов продолжается. Здесь, мы видим перед собой два варианта развития событий. Первый вариант - это скорейшая реструктуризация, сроки которой уже были озвучены для каждого банка в отдельности. Если реструктуризация получится, тогда видимо можно будет говорить о каких-то планах или перспективах, я имею в виду деятельность этих банков как самостоятельных институтов. Если же реструктуризация не получится, то правительство, в соответствии с недавно принятым законом, прибегнет ко второму варианту, а именно к созданию стабилизационного банка, куда переведут внутренние депозиты и другие ресурсы. Соответственно, это облегчит часть активов банка. В общем, в июле-августе события будут развиваться по первому или по второму пути.

- Со стороны гражданского общества слышится одна лишь критика, со стороны властей - сообщения “об ударных пятилетках”. Вы, будучи экономистом, как считаете, насколько эффективно правительство и соответствующие органы регулируют сложившуюся ситуацию в банковском секторе?

- Если говорить о “БТА” и “Альянсе”, то у обоих банков может быть разная судьба. Я не могу вам сказать, что конкретно планируется сделать властями и банкирами, поскольку информация о ходе их переговоров, чаще всего, закрыта и ничего существенного не слышно. Хотя, вчера было сообщение о том, что ФНБ “Самрук-Казына” расторг соглашение с “Goldman Sachs”, который сотрудничал с фондом в качестве консультанта. Говорит ли это о том, что процесс идет плохо или хорошо, затрудняюсь сказать. Поэтому, сейчас все находится в периоде паузы. Все ждут когда прояснится ситуация по реструктуризации или созданию стабилизационного банка. С другой стороны, есть большой объективный вопрос, который видимо не сразу разрешится. На балансе банков много кредитов, выданных под покупку земельных участков и под начало девелоперских проектов по строительству жилья. Это огромная сумма кредитов. Наверное, порядка миллиарда долларов. Понятно, что сейчас эти кредиты и залоги практически неликвидны. Поэтому, этот вопрос будет актуальным до тех пор, пока в целом не разрешится ситуация по банковскому сектору.

- А вообще стоит ли государству отвечать за долги банков? Насколько это целесообразно?

- На мой взгляд, обойтись без выкупа банков государством не представляется возможным. Ведь банкам потребуется дополнительный капитал. Если нет частного капитала, то это делается на государственном уровне. Но пока этого не будет сделано, нельзя будет сказать, что в банках все замечательно. Разумеется, это не очень хорошо, когда государство приобретает контроль над частными банками. Однако, при сегодняшней ситуации от этого уйти нельзя. Раз пришли к такому состоянию, надо двигаться дальше. Хватит ли у государства ресурсов и менеджмента на все банки – это сложный вопрос. Думаю, должно хватить. По крайней мере, сейчас государство сильно помогает банкам своим вхождением в их капитал, размещением депозитов и счетов национальных компаний, а также предоставлением ликвидности под залог разных обязательств

- А, что значит создание стабилизационного банка? Не значит ли это, что некоторые банки уже сегодня стоят на грани банкротства?

- Начнем с того, что по опубликованным на 1 июня данным АФН, у банков “БТА” и “Альянс” отрицательные капиталы. Понятно, что банк с отрицательным капиталом существовать не может. По идее, АФН должен переводить такие банки в режим консервации или сразу забирать у них лицензию. Сама же идея стабилизационного банка, которая воплощена в июньских изменениях в законодательстве, направлена на решение проблемы с ликвидационным процессом. Все обязательства перед внутренними заемщиками и соответствующая часть работающих активов переводятся во вновь создаваемый стабилизационный банк. Тем самым, подразумевается, что эта мера направлена на большую защиту кредиторов банка. То есть, в этом нет ничего страшного, и речь не стоит о чьем-либо банкротстве.

- Недавно звонил к Сакену Сейфулину (член Совета Директоров АО “Альянс Банк”) по вопросам о планах и перспективах руководства “Альянс Банка”. К сожалению, господин Сейфуллин оказался одним из тех, кто считает, что “деньги любят тишину”. Поэтому хотел бы у Вас узнать, есть ли потенциальные покупатели у этих двух банков?

- Если говорить о “БТА”, то я являюсь противником целевой продажи “БТА” или его части. “Сбербанк” такой же государственный банк, каким сейчас является “БТА”. Я не знаю, как сейчас российское правительство управляет экономикой. Но когда я работал в правительстве, у нас управленцы работали намного профессиональнее, чем коллеги из России. А сейчас, делая такое предложение, мы как бы признаемся, что мы хуже, чем наши коллеги из российского правительства. Можно и без продажи российскому банку выправить сложившуюся ситуацию. Понятно, что долго держать банки в госсобственности нет никакого смысла, если это не банк капитального назначения. Так что, чем быстрее продадут эти банки, тем лучше. И продавать надо на рынке, который растет. Здесь имеется в виду глобальный рынок, ведь на нем и покупателей больше и цена выше. Хотя, все это займет определенное время, так как связано с развитием глобальных экономических процессов.

- А почему банки будут приобретены внешними игроками? Как насчет внутренних?

- Внутри Казахстана покупателей нет. Я не считаю Александра Машкевича казахстанским покупателем.

- Но Жомарт Ертаев недавно сообщил, что “Евразийский банк” готов выкупить…

- Ну, ты же сам знаешь Ертаева! (смеется).

- Хорошо, ожидаете ли Вы повторное падение национальной валюты в ближайшей перспективе?

- Рецидива не будет, потому, что ключевой момент это цена на нефть и другие сырьевые ресурсы. А поскольку цена повысилась, по сравнению с первым кварталом, то сейчас это способствует достаточному притоку иностранной валюты. Второй момент – это вопрос с банковскими долгами. Поскольку, если бы не было дефолта, то график обслуживания долгов был бы достаточно большой. Но поскольку сейчас де-факто несколько банков не платят и не собираются платить, то это заметно облегчило ситуацию с балансом притока и оттока иностранной валюты. Тем самым, до конца года не будет роста стоимости доллара.

- Вы сказали, что некоторые банки не платят по долгам. Как сильно этим обеспокоены иностранные кредиторы?

- Они очень сильно выражают свою обеспокоенность. Но неизвестно, смогут ли иностранные кредиторы вернуть свои деньги по казахстанскому или иностранному законодательству. И даже, если они могут, то прекрасно понимают, что если пытаться вернуть долги через банкротство, получится очень мало денег. Другое направление – это предъявлять иски к самому государству, чтобы Казахстан отвечал за долги банков. Он хоть и более возможен, все-таки мало реалистичен. Я думаю, те, кто серьезно смотрит на эти вещи, понимают, что выиграть это дело в суде будет очень проблематично.

- А как обстоят дела с рынком недвижимости? Цены будут расти на жилье?

- Цены в ближайшие месяцы не будут быстро расти. Ведь предложений достаточно много, а спрос низкий. Понятно, почему спрос не восстановился, потому что налицо общий спад в экономике. Спад продолжается и сохраняется большая неопределенность, несмотря на заявления властей. Если разрешится проблема в банковском секторе, хотя бы через те шаги, о которых мы сегодня говорили, и если цены на нефть хотя бы не будут падать с уровня 70 долларов, то в конце года может улучшиться ситуация по спросу. Но тогда сыграет важную роль государство, если оно выкупит активы и потом будет регулировать приток предложений на рынок недвижимости. Таким образом, государство станет самым большим игроком, который сможет активно регулировать этот процесс.

- А по строительному сектору что скажете?

- У нас строительный сектор сам по себе делится на три части. Самая большая часть – это строительство, связанное с нефтегазовым сектором. Там, в принципе, снижения не произошло, наоборот, сохраняется активность на уровне прошлого года. Вторая часть – это жилищное строительство. Здесь мы видим достаточно большой спад. По сути, заканчивается то строительство, которое за счет государственной поддержки решено было продолжить. Третья – строительство складов, заводов, бизнес-центров, дорог и т.д. Здесь строительство находится на среднем уровне, потому что государство увеличило финансирование инфраструктурных проектов. Так что, общая картина по строительству складывается из этих кубиков.

- Как можете прокомментировать сегодняшний всплеск коррупционных скандалов?

- Наверное, президенту хочется, чтобы люди видели, что власти борются с коррупцией. Все это связано с объективными моментами, личностями, обострениями отношений между какими-либо группами. Так что, сложно это комментировать.

- Можете ли теперь через год сказать, почему Вы решили уйти из оппозиции?

- Когда нет выборов, в оппозиции не нужно много начальников. Для эффективности работы достаточно одного человека. Про другие партии я ничего не скажу, но на последнем съезде “Азата”, вместо трех сопредседателей мы выбрали одного председателя. С другой стороны, я решил дальше двигаться по своей экономической специальности. Поводом для этого послужило, низкое качество принимаемых решений властями в области экономики. Особенно сильно ухудшилось качество экономического анализа и оценки. Поэтому многие процессы остаются неоцененными, не изученными властями. В этой области работы очень много, и, безусловно, она мне нравится.

- А представьте, завтра Вам предложат должность министра. Пойдете?

- Я был и первым замминистра, и зампремьера, и председателем Национального банка. Это для вас министерская должность кажется большой, а я уже через все это прошел. Так что за должностями не гоняюсь. Но не в этом дело. А в том, что пока не будет реальных изменений в политической системе, я сам не хочу работать на государственной службе. Заметьте, я говорю не о радикальных изменениях, а о самых необходимых, которые так важны для демократического общества.


Данияр ЕНИКЕЕВ

Источник: Zona.kz
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии