08 Февраля 2016 17:10:00

Жизнь без бакса

Как долго казахстанцы будут привыкать к новым ценам на недвижимость в тенге, попробовали ответить эксперты.
93 КОММЕНТАРИЯ

Рынок недвижимости меняет ценники. Со 2 февраля 2016 года на «Крыше» запрещено указывать стоимость жилья при покупке, продаже, аренде и других операциях в иностранной валюте. Теперь все цены должны быть только в тенге.

Как повлияет такое новшество на рынок недвижимости и как долго казахстанцы будут переводить по привычке тенговые цены в доллары, рассказали президент Казахстанской федерации недвижимости Ермек Мусрепов, вице-президент по организационным вопросам Объединённой ассоциации риэлторов Казахстана Лариса Степаненко и директор по маркетингу и продажам строительной компании Global Татьяна Неверко.

Привычных цен на недвижимость со значком «$» в Казахстане больше нет. Покупателям, арендаторам и продавцам придётся привыкать к новым девятизначным цифрам, ведь теперь стоимость недвижимости исчисляется миллионами и миллиардами.

"Цены с шестью и девятью нулями, конечно, непривычны и дезориентируют покупателей в понимании стоимости объекта. В первое время, чтобы сориентироваться, рука потребителя будет тянуться к калькулятору. Думаю, для того, чтобы адаптироваться к новым цифрам, понадобится минимум месяц", — говорит Лариса Степаненко.

При этом она уверена, что перевод цен в нацвалюту благотворно отразится на рынке недвижимости в целом.

"Мы привыкли думать и считать в долларах, а это неправильно. Если у нас было бы принято просчитывать стоимость жилья в тенге, мы смогли бы избежать той стрессовой ситуации, которая произошла на рынке после августа прошлого года. Из-за скачков курса доллара сделки по купле-продаже остановились, покупатели и продавцы боялись рисковать", — поясняет Лариса Степаненко.

О том, что из-за долларовых ценников на рынке жилья сложилась критическая ситуация, говорит и Ермек Мусрепов.

По его мнению, на сегодняшний день наблюдается нулевая активность, количество сделок купли-продажи значительно уменьшилось. Причиной этому послужили неопределённость средней цены за квадратный метр и отсутствие чётких разграничений по классу недвижимости.

Станет ли недвижимость дешевле?

В том, что пересчёт стоимости в тенге положительно отразится на рынке жилья, уверены все — и власти, и специалисты отрасли. Как минимум это позволит ему стабилизироваться и выйти из состояния стагнации.

Что касается прогнозов об изменении цен, то, по мнению Ермека Мусрепова, в ближайшие два месяца будет наблюдаться корректировка в сторону понижения.

"Цены снизятся примерно на 10–15 %, затем стабилизируются, в дальнейшем будут корректироваться только с учётом инфляции", — поясняет Мусрепов.

По словам Ларисы Степаненко, стоимость может немного снизиться за счёт срочных продаж, но даже при этом резкого падения не будет, так как недвижимость итак за полгода сильно просела в цене.

Этого мнения придерживается и Татьяна Неверко, полагая, что снижение цен возможно лишь у тех строительных компаний, которые изначально заложили слишком высокую прибыль.

"В нынешних реалиях клиенты тщательнее обычного исследуют рынок в поисках наиболее приемлемого соотношения цена-качество, поэтому на фоне общего перехода на тенговый номинал неоправданно высокие цены на первичное жильё будут корректироваться. Что касается компаний, чьи проекты находятся на стадии строительства и имеют импортную составляющую, то при росте курса доллара США они, скорее всего, будут вынуждены поднимать свои тенговые ценники", — считает Татьяна Неверко.

Впрочем, если взять в качестве примера рынок аренды, где уже давно цены зафиксированы в национальной валюте, то здесь за последние полгода отмечается снижение на 25–30 %.

В большей степени этому способствует переизбыток предложений, который образовался из-за выброса большого количества недвижимости из сектора продаж.

Источник: Nur.kz
Иллюстрация: pixabay.com
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
В
Вата
08.02.2016 17:28
Цены за последние 10 лет раздулись до неприличных и ничем не обоснованных размеров. В 2000 году квартиры на КШТ стоили несколько тысяч долларов. Сегодня 50-100 тысяч. С чего этот рост? Обычные спекуляции. Поэтому цены должны приходить к равновесному состоянию с учетом платежеспособности населения. Красная цена трешке на КШТ - 25-30 тысяч. Вот к такому уровню цены и пойдут.
31
5
555
08.02.2016 18:07
Сейчас полуторка улучшенная на КШТ уже 15 000 стоит,друг недавно купил на Утепова. 
-4
5
555
08.02.2016 18:16
Вообще не пониаю,с чего так Комбинат Шёлковых Тканей раздули,по мне так посёлок городского типа,даже не город,туда даже пиццу бесплатно не возят,а за доставку берут,ещё типо элитный,там ещё Молодёжный и Куленовка пристроились многоэтажки к нему,да я не стал бы  там жить,по мне так Стрелка самый элитный район,хотя сам не живу там.Что такого элитного там нашли,не понимаю,обычная серая убогость когда заезжаешь.
132
М
мимо
08.02.2016 19:43
Завидуй молча.
-19
OC
Oskemen city
08.02.2016 20:28
Можно сколько угодно болтать про КШТ, от этого своей актуальности он не теряет. Шаг за шагом все туда переносят. 
18
1
111
09.02.2016 09:32
я года с 85 слышу,что там скоро центр города будет. 
17
OC
Oskemen city
09.02.2016 10:33
И вот эти слухи уже сбываются)
-1
D
Dron
09.02.2016 11:19
КШТ рулит! ) 
-12
М
Молодежнинец
08.02.2016 20:31
Ну вот не суди так, живи под трубами СЦК и радуйся вкусному запаху. А если серьёзно, я лучше потрачу лишних 15 минут на дорогу, зато свежий воздух!
5
OC
Oskemen city
08.02.2016 20:52
А вообще, почему ты так бесишься из за дороговизны КШТ? Разве ты не знаешь, что спрос рождает предложение? Высокие цены на КШТ обусловлены большим спросом населения. 
0
Б
Бобер
08.02.2016 21:43
В 2012 году купил 3-х на КШТ за 60 000$.В это же время в городе (кроме Стрелки) 3-х квартиры стоили 45 000$.КШТ Элитным районом не считаю. За пр. Карла Маркса очень большой район построили, новый 6 полосный проспект, но людей еще мало живет.На КШТ едут из-за экологии. Тут реально приезжаешь и вдыхаешь свежий воздух. Ветер почти все время со стороны гор дует. Весной так вообще приезжаешь свежей травкой и полевыми цветами пахнет - красота.Конечно тут не идеальная экология, в радиусе 50 км от города наш газок расходиться. Но думаю на 50% газка тут как минимум меньше. Потому что основной газ уходит в сторону Нефтебазы.Когда жил на Михаэлиса просто задыхался.
14
1
111
09.02.2016 00:00
Сейчас твоя 3 х комн стоит не 60 000,а 30 000.
2
Л
Леха
09.02.2016 09:04
а ты в тенге переведи
3
V
vlf
08.02.2016 22:15
Стрелка - элитный???? Какого перепуга? Магазины дорогие, транспорта нет, поликлиники не рядом, на отшибе
38
С
Стрелка
09.02.2016 02:19
Потому и элитный что всякий сброд там не шарохается, и этому сброду сложно добраться на лоховозах)))) а ты завидуй молча))))
-12
Л
Леха
09.02.2016 09:08
стрелка удобна тем что в школу дети могут ходить не переходя проезжей части! Вот собственно и все из плюсов. а так муравейник стал, машин куча встать негде.
9
12
100за 200
09.02.2016 11:12
Зброда там хватает радной! судя по твоему базару Стрелка не удобный район Парковок нет, при НМУ по течению это эпицентр газовый есть + набережная красивая и вид из окна возле реки а так не обоснованные панты 
-1
R
Root
09.02.2016 00:21
Вы наверное на КШТ и небыли )) Тут есть пица, и доставка как раз по КШТ)))
7
Л
Леха
09.02.2016 09:03
воздух чище
2
Д
Деня
09.02.2016 09:11
В 2000-х квартиры на КШТ уже стоили порядком. Вот в середине 90-х - да, стоили дешево. Во-первых, в то время район был не престижный; во-вторых, иртышский мост был в аварийном состоянии и будущее его было неизвестным. Теперь все изменилось- на КШТ планируется перенос административного центра города. С этим связан и рост цен в том числе. Ну и по сравнению с центром города и другими районами там экология поблагоприятней.
6
С
Сеня
09.02.2016 09:12
Возят, ещё как возят. На КШТ своя Пицца-блюз, еслифчё...
1
Х
ххх
09.02.2016 10:29
Вы похоже житель Согры и завидуете кто живет на КШТ. Есть еще такие люди,спросят где живешь,говоришь КШТ а они удивляются,у них ассоциация как в 90х. Живу там 16 лет и понял что в городе уже жить не хочу. А все кто хает просто там не жили, а пожив изменили бы мнение. Так-что хайте и не фига туда переезжать,ато пробки утром и вечером все больше и больше. Реально надо расширять дорогу до 3х полос.
1
П
Патриотка
09.02.2016 10:42
Всяк кулик свое болото хвалит) сколько людей -  столько и мнений! Просто если провести аналогию с северной столицей, КШТ принято считать, как левый берег Ишима! Даже в банке оценку дают на порядок выше если приобретаешь именно  в серой убогости КШТ, как Вы изволили выражаться! Все обсуждают жителей данного микрорайона, но все хотят быть на их месте) Всех благ))   
3
А
Аблакетка
09.02.2016 14:46
Аблакетка рулит. Аблакетка алга!)))
2
В
Василий
09.02.2016 17:11
Уважаемый, на КШТ есть свое кафе "Пицца Блюз", заказывайте там и будет вам безплатно. Конечно, живя на КШТ и делая заказ из города, вы будите платить. + экология. Незначительно, но, чище. И это, живя на КШТ я вам точно говорю.+ местность. Допустим в городе детям особо не где зимой с горки кататься, на КШТ же пожалуйста. Школы и дет. сады расположены в шаговой доступности (10-15 минут). Магазины, хоть и не супер маркеты, но практически в каждом доме имеются.+ транспорт. Автобусы ходят практически во все части города, конечно время поездки гораздо выше и этот минус присутствует, но это не значительно.P.S. Вы то сами, с какого района будите? Серую убогость он там нашел.
1
Э
эколог
09.02.2016 23:41
Воздух менее загазован согласно ^розе ветров^.
0
.
.
08.02.2016 18:49
Вата, сравнение не уместное, тогда и зп была другая, другой уровень жизни, число жителей да и КШТ вообще считался отшибом.
5
П
Патриотка
09.02.2016 12:26
Еще раз повторяю, сколько людей-столько и мнений!  оттого, что вы так считаете, КШТ не перестал быть престижным районом! По вашему где престижно жить? Может на Центр рынке, или Арматуре? Где? Вы все приезжаете каждое лето  на Голубые озера, Этнопарк, Лодочную станцию, Охотничий клуб, которые именно строились в тот районе, чтобы люди во время прогулок хоть подышали, а не переводили в легких выбросы тяжелых металлов 
2
НЖ
не ждите дешевой недвижимости
08.02.2016 22:03
Немалая часть населения живет на большие и легкие деньги, за счет мздоимства (чиновники), торговли просрочкой и обвесов (торгаши). Отсюда и высокие цены на недвижимость. Кто-нибудь задавался сколько в месяц имеет, скажем, "скромненький" продавец мяса на рынке? Ответ: 500 тыс. тг  чистой прибыли.
5
ДЛ
Да ладно
08.02.2016 22:51
Могу поспорить что большенство населения, получают зп которой хватает лишь на физиологическое выживание!
26
КБ
конечно большинство не обеспечено
09.02.2016 12:48
Читай: "НЕМАЛАЯ часть населения, а не большинство". Но этих тупых и жадных "кровососов" достаточно чтобы цены не упали вовсе.
0
Л
Леха
09.02.2016 09:02
 170-180 тыс. тг. за м2 от застройщика. Дешевле не будет, это реально для строителей и адекватно для покупателей.
0
Б
Братка
08.02.2016 17:41
Нефть падает, а тенге укрепляется... Выборы, выборы... =))
14
7
788
08.02.2016 19:39
... Кандидаты...
22
НД
ну да...
08.02.2016 17:44
При этом она уверена, что перевод цен в нацвалюту благотворно отразится на рынке недвижимости в целом. --- она что блаженная что ли????-Думаю, для того, чтобы адаптироваться к новым цифрам, понадобится минимум месяц", — говорит Лариса Степаненко. --- говори за себя, Лариса!
13
С
стас
08.02.2016 17:45
привыкали 25 лет, адаптируемся  минимум  за месяц, браво
10
Х
хэнкок
08.02.2016 18:01
аренда упала процентов на 20, судя по нашему горроду. в Ате, и сатане, уверен, аренда просела еще больше
2
СД
Скрудж ДакМак
08.02.2016 18:14
В Астане я вам хочу сообщить цены как то вверх проседают
-4
Х
хэнкок
08.02.2016 21:15
позвони, спроси у арендодателей. сегодня спрашивал в Алмате, цены на аренду упали на порядок из за большого количества предложения на рынке
1
МК
Мимо крокодил
08.02.2016 21:50
на порядок? то есть в 10 раз?
2
1
12
09.02.2016 10:58
30% это нормально?
0
И
Игрок
08.02.2016 19:06
При таких ставках по депозитам сдавать недвижимость не выгодно совсем. Проще продать ,открыть депозит и получать проценты в банке,и больше ,и нет головной боли.
-15
ЕН
еще на разу на долгосрочном вкладе в тенге не получилась прибыль
08.02.2016 22:08
Открыл вклад в тенге, раз, и очередная девальвация и нет денег, и головной боли. 
7
Я
язва
08.02.2016 23:41
что и требовалось доказать....-мозгов нет...
4
P
pppoe
08.02.2016 18:14
как переводил в $ по курсу так и буду, хоть вы в чем цену указывайте. хоть в зайчиках белорусских.
42
5
555
08.02.2016 20:31
Да нет уж,квартиры в долларах в 2 раза понизились,если бы так же держал в долларах,то она у тебя сейчас в 2 раза больше стоила,так что не преувеличивай.
0
OC
Oskemen city
08.02.2016 22:05
Да не, есть такие люди, они до сих пор не могут поверить, что их единственный "актив" стоит в два раза меньше. От того и включили режим дурачка. 
3
К
КШТ
08.02.2016 18:49
КШТ самый хороший район в городе. Воздух там чистый и люди приветливые. Мне тут нравится)))
-6
А
Амина
09.02.2016 12:39
Полностью с вами согласна) все в шаговой доступности, даже в город ездить вам не нужно, скоро вами городские к вам будут ездить! Уже ездят в метро, арзан, фреш, спортивные комплексы  
2
ВЯ
Вот я эксперт
08.02.2016 19:21
Кто все эти люди которые нам что-то говорят,откуда они что-то знают,где эти эксперты были когда девальвировали все,чо они нам втирают,я тоже эксперт ,и я говорю пока государство само живет по баксу,закладывание в бюджет ит.д.,мы все будем от него зависеть вот так ,могу еще лично кому-то все проэкспертизировать,если интересно оставьте контактные телефоны.
7
С
Сам
08.02.2016 20:33
По моему все очевидно. Стоимость аренды упала, потому что арендаторы начали разоряться и исчезать. Арендаторы начали исчезать из за провала продаж. Поэтому арендодателям приходится снижать цены по принципу "с паршивой овцы...". Стоимость квартир (но не всех) падает из за паники на рынке недвижимости. Реальную стоимость недвижимости можно оценить только в реальных деньгах, а тенге пока не тянет на такое. А всем, кто считает, что продавцы завышают цены на жилье, даю совет: возьмите несколько листков бумаги, калькулятор. Нарисуйте себе скромную квартиру или дом. Прикиньте объем материалов. Затем проедьте или обзвоните точки, где эти материалы продаются, перемножьте, разделите, сложите и вычтите. Добавьте 30% на то, что пропустили. Добавьте 10% на доставку. Затем добавьте сумму зарплаты, которую вы хотели бы получить за строительство. Это будет типа сметы на бытовом уровне. Итогом вы будете неприятно удивлены. 
18
Ж
Житель
09.02.2016 10:30
Я был неприятно удивлен, когда дом достроил - в черновой отделке кирпичный дом на 180 м2 обошелся чуть больше чем в 5 млн. тенге, причем это с доставкой за город и работу только чужими руками. Сейчас максимум 3 млн за чистовую отделку, сети и котел - и готово жилье. Поэтому не надо сказки рассказывать, кто работал в строительных организациях, тот знает какие сверхприбыли получают владельцы таких фирм. Там такие навары, что вам даже представить нельзя. Современная стоимость нового жилья - это итог сверхприбылей и бешеных откатов в строительстве всем и вся.
4
L
Legat
09.02.2016 17:57
Врать нехорошо.
1
7
745
08.02.2016 21:17
Цена на жилье складывается из цены на стройматерьялы и строительных работ. Все цены раньше были "что во что горазд", продавали "халявное " , не купленное жилье , тоесть полученое от гос -тва и в наследство от бабушек дедушек и реальной цены на него не кто не зал, посчетайте сколько вам выйдет построить дом в 100кв.м. своими силами и вы поймете насколько "этот пузырь раздут".
4
R
Root
08.02.2016 22:44
Ну попробуйте построить нормальный дом на 100 квадратов, с центральным отоплением и всеми удобствами, сомневаюсь, что это будет дешевле квартиры...если только он саманный будет, и топиться углем ))
8
1
123
08.02.2016 23:58
Если сам будешь строить, то выйдет дешевле, а нанимать кого-то - столько же.
1
P
Pawa
09.02.2016 12:24
Если Вы не вкурсе, то поясню - сейчас центральное отопление дома обходится дешевле угля, не считая комфорта и отсутствия гемора с топкой печи.
0
3
343434
08.02.2016 22:50
а скажите пожалуйста во сколько, а то подумываю о строительстве.... без сарказма вопрос
0
С
сам
08.02.2016 23:29
Нормальный дом 1600-2000 баксов за квадрат
5
L
Legat
09.02.2016 00:13
Ну это ты загнул конечно. Тысяч в 150 можно уложиться. Это если без излишеств. 2 года назад за 40к уе, можно было нормальный дом поднять, не считая участка.
0
Ж
Житель
09.02.2016 10:41
Достаточно верные цифры, только сейчас они снизились, ведь закупается в тенге. Вот основной расход материалов - бетон, цемент, песок, ПГС, кирпич, ряд отделочных материалов - у нас производятся и цены в тенге. Поэтому за 20 штук современных баксов можно дом поднять неплохой. Главная проблема в участке все-таки.
-1
1
1
09.02.2016 14:00
я тоже хочу дом.. с банькой.. посоветуйте район чтобы в черте города и красиво чтобы вокруг было.
0
7
7.62
09.02.2016 07:57
в тенге считай
0
L
Legat
08.02.2016 23:02
Вот плюсану.
0
П
Понимающий
08.02.2016 21:52
Полностью согласен, что был "пузырь". Просто чтобы этот пузырь сдулся полностью и квартиры стоили по своей реальной цене, требуется время и подпитка и строительство нового жилья.  
3
L
Legat
08.02.2016 23:05
И сколько по твоему должен стоить квадратный метр? Чтоб справедливо было? А то поди за справедливые цены и строить никто не возьмется?
2
R
Root
08.02.2016 23:37
Ну да, справедливо, это субъективное понятие! Товар стоит ровно столько, за сколько вы способны его продать,а не за сколько он был купле!
4
L
Legat
09.02.2016 00:09
Ниже себестоимости никто продавать не будет. А падать ей некуда. Низкие цены вызывают дефицит, а дефицит вызывает повышение цен. Нынешний спад это ответ на ухудшение экономической ситуации, и с реальными ценами ничего общего не имеющий. Пока нефть стоит на 30$ цены на жилье будут снижаться, стоит котировкам пойти вверх цены на жилье пойдут следом. И вот возникает дилемма, что лучше? Стабильная жизнь с надеждой на будущее или дешевые квартиры в нищей стране.
2
5
555
09.02.2016 01:07
Товар стоит столько сколько в него вложили плюс прибыль если рынок нулевой товар ложится на полку до лучших времен но никак не продается в убыток. Если скажемкии не продаются завод стоит и дефецитит авто, но не снижает на них цены что бы этот автомобиль смог купить нищий....
-1
Р
Рынок
09.02.2016 14:14
Стоит ровно столько, за сколько вы можете ее продать! Что же тогда, никто не хочет нефть дефицитить? )) Наверное все таки объемы, тоже играют роль! Никто не хочет рынок терять.
0
L
Legat
09.02.2016 17:47
Прикинь, ее и за 30 выгодно продавать. И застройщик в отличии от нефтяников может на время законсервировать стройку. Продавец может отложить продажу квартиры до лучших времен.
0
5
54
08.02.2016 22:12
А я вот в Новосибирск переехал и мне здесь больше нравится, чем на КШТ )))))
40
3
343434
08.02.2016 22:51
забери и меня! с радостью уеду! 
11
С
Савоська
09.02.2016 07:28
И меняяяяяя!!!!!!
4
)
)))
09.02.2016 10:23
уезжайте ради бога, ))) железного занавеса нет!
-11
ТС
Так себе
08.02.2016 22:58
Вот если бы ты в Майами переехал, можно было бы хвастануть)))
12
K
kego
09.02.2016 00:36
А что ему делать в Майами?Он русский и переехал жить в свою,русскую страну,где его язык ,это гос-язык,где его дети изучают историю и культуру своего народа,а не чужого.
26
OC
Oskemen city
09.02.2016 09:52
Вообще-то Россия - это Федерация, там помимо русских много кто живет на грани независимости)) Да и жизнь там так-себе, повода для хвастовства вообще не вижу. 
3
Г
горожанин
09.02.2016 10:20
Федерация федерацией, но в Новосибирске такой хрени нету. Если, конечно, ехать в какой-нибудь Татарстан - тогда да, те же траблы только в профиль. Да только в Татарстан никто не едет)
1
)
)))
09.02.2016 10:40
они еще скажут что их специально не отпускают отсюда, светлые головы они туда  сюда))) спецИалисты))) намучались не могут добраться туда до сих пор, хотя 21 век, сел в автобус и за пол дня там оказался и все делов то.... и радуйся жизни там )))
-4
K
kego
09.02.2016 13:06
Ха ха,как будто проблема только в том,на чём туда добираться))Главная проблема,жильё.
-3
X
xD
09.02.2016 14:22
Ну я бы в Майами и без жилья поехал, если бы пустили! )) Главная проблема в том, что там так же все серо и уныло и законы не работают!
2
Q
Qwerty
09.02.2016 15:49
Все же такие специ в Россию уезжают )) заработайте в российской реальности на жилье! Я вот знаю человека, котооый уехал в Чикаго, с пятью тысячами долларов в кармане, работал там трак драйвером, купил там кондо, и уже в каких только странах не побывал! Это на честную белую зарплату. А вам жилье мешает в Новосиб поехать...Да беспонтово там просто, особо качественно жизнь не отличается, вот и вся причина.
2
Ё
ёхохо
09.02.2016 07:41
Здесь не сгодился?
-7
7
7.62
09.02.2016 07:59
А раньше туда ссылали.
4
A
Alexxx
09.02.2016 09:34
сюда, кстати тоже раньше ссылали
10
Я
язва
09.02.2016 00:24
замечательно...озвучте капитал семьи Кулибаевых в тенге....,прирост с 2008г. по сей день....
11
МЖ
мирный житель
09.02.2016 08:16
Посоветуйте в какой валюте держать депозит кто что может сказать или кто в чем держатать деньги?
0
1
123
09.02.2016 09:19
Дома, в сейфе, в долларах.
2
С
Серик
09.02.2016 09:21
Только в Золотых Динарах. ))) Остальное ненадежно
-1
4
4549
09.02.2016 08:34
    Для начала пусть чиновники, депутаты и прочие руководители откажутся от долларов, евро, закроют валютные счета, и обменяют все на тенге. Это и будет первый шаг к дедолларизации. 
17
С
Сам
09.02.2016 10:55
Где закрыть, в швейцарских банках?
2
4
4549
09.02.2016 12:17
   А им запрещено держать вклады за границей.
-2
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии