Автобусы тоже мёрзнут
При этой температуре начинает замерзать абсолютно всё, включая дизельное топливо, и оно из жидкости постепенно превращается в сметанообразную массу, которая постепенно забивает топливопроводы. Параллельно холод добирается и до электропроводки, на которой образуется наледь, а также до гидравлической тормозной системы.
Такова хроника медленной «смерти» автобуса во время движения в условиях сильнейших морозов. Проблемы, с которыми сталкиваются перевозчики в момент наступления действительно сильных холодов, настолько разнообразны, что называть какую-то одну причину сходов автобусов с линии просто невозможно. Причём, проблемы эти носят скорее системный характер, нежели исключительно природный. Нашим путеводителем по миру неполадок в системе стал начальник Центра пассажирских перевозок Усть-Каменогорска Владимир Панков.
Не хотят убытков
Проблема перемерзания топлива – одна из важнейших. В условиях действующего тарифа на проезд в автобусе перевозчики заправляются более доступным видом топлива – межсезонным. Зимнее топливо в городе есть, однако оно стоит 144 тенге за литр, так что заправляться такой соляркой будет просто-напросто убыточно для бизнеса. Для сравнения, стоимость «межсезонки» составляет 90 тенге за литр. А замерзает межсезонное топливо уже при температуре -25-27 градусов. Наиболее лихорадит в этом отношении автобусы предприятий ТОО «VOSCA», ТОО «Алга», Таксопарка, и ИП «Кривошеева». Конечно, есть предприятия, которые в убыток себе заливают в баки зимнее топливо, но такие примеры единичны.
Как согреть пластмассу
Другая проблема состоит в том, что около 40% автобусного парка города составляют машины китайского производства. Единственное их достоинство – в дешевизне. В целом же, на такие экстремально низкие температуры этот вид транспорта просто не рассчитан. Кроме того, топливопроводы таких автобусов сделаны в основном из пластмассы, так что обычной паяльной лампой их не отогреешь, приходится на несколько часов снимать автобус с маршрута.
Другое дело – «Скания», которые рассчитаны на такую погоду, но они слишком дороги. Стоимость такой техники составляет около 180 тыс. евро. При стоимости проезда в Европе по 2 евро за поездку, такой автобус окупается после перевозки 90 тыс. пассажиров. У нас же стоимость проезда в восемь раз ниже, чем в Европе, так что окупиться такие автобусы просто не могут. Обычный «китаец» же стоит около 90 тыс. долларов – даже не евро. Сейчас в этом вопросе появился небольшой прорыв – ТОО «Vosca» заключило договор с семейским заводом компании «Daewoo» и уже закупило три автобуса этого производителя, ещё три должны поступить к концу недели. Они и более стойко держат морозы, и стоимость их, по предварительным данным, составляет около 80 тыс. долларов. Пока это самый приемлемый вариант для Усть-Каменогорска.
Тысяча сходов
Пока же мы имеем то, что имеем. С 19 по 23 января зафиксирован 1051 сход автобуса с линии. Особенно страдают жители окраин, где температура воздуха всегда на 3-4 градуса ниже чем в городе. Было бы немного проще, если бы не существовало 30%-ного дефицита водителей в городе. Однако он есть. В этом случае единственный метод сглаживания ситуации, который имеется у «Центра пассажирских перевозок» Усть-Каменогорска – это изменение графика движения техники, чтобы минимизировать разрывы между автобусами при сходе машины с линии.
Алексей Губанов
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.