Диалог между властью и обществом
В процессе ее обсуждения было высказано более 30 тысяч предложений и замечаний, в результате чего изменения и дополнения внесли в 93 из 98 статей. Насколько основной закон страны отражает сегодняшние реалии и как реализуются права граждан в соответствии с его принципами? С этим вопросом обращаюсь к известному политологу, профессору ВКГТУ им. Д. Серикбаева, Лилии Столяровой.
- Давайте обо всем по порядку, - предлагает моя собеседница.
Конституции бывают разные...
...писаные и неписаные. Причем первые подразделяются тоже на два вида – система конституционных законов и единый документ, как в нашем государстве. Намного интереснее неписаные конституции – встречаются они довольно редко. Пользуются таковыми государства Новая Зеландия, Великобритания. Там нет конституции как таковой, а законы принимаются по поводу прецедента. Они могут стать конституционными, если прецедент становится характерным.
- Все дело в традициях государства, - объясняет Лилия Столярова. – В Великобритании, например, система прецедентного права существует с пятнадцатого века. Однако мы с вами принимали Конституцию в конце ХХ - начале XXI века, поэтому взяли самый лучший мировой опыт. Писаная конституция в едином своде законов – более стабильная.
О восходящем конституционализме
Главным примером формирования основного закона нашей республики была французская конституция, составленная по принципу восходящего конституционализма. Это значит, что есть основные незыблемые принципы, которые должны оставаться неизменными, а поправки и дополнения вносятся в конституцию по мере изменения существующей ситуации. То есть, в процессе самой жизни государства.
Время показало, что так было действительно правильно. Первая группа изменений внесена в 1998 году. Тогда было лишь 19 поправок, которые утверждали демократические принципы государства и закладывали основу для перехода от президентской к президентско-парламентской республике, так как расширяли права и полномочия политических партий. Но группа значительных изменений в основной закон страны последовала в 2007 году. Самый главный вывод, который можно сделать – мы значительно ввели признаки президентско-парламентской республики, оставаясь пока президентской.
Мои права – мое богатство
И еще одну важную задачу решили изменения 2007 года - расширив полномочия гражданского общества, они подвели базу под гарантию прав и свобод граждан. Если говорить проще, то провозглашенные в конституции права рядовому гражданину стало легче защитить в реальной жизни.
- Возьмем, например, коррупцию, - говорит Лилия Столярова. - Процесс этот двусторонний: кто-то дает взятку, чтобы быстрее решить свои дела, кто-то ее берет. Но когда вопросом борьбы с коррупцией занимались только государственные органы, решить проблему было практически невозможно. Сегодня созданы общественные советы по борьбе с коррупцией. Действуют также специальные комиссии, куда любой гражданин может прийти и сказать – здесь мои права нарушены, прошу меня защитить.
То есть, на гражданское общество, неправительственные организации также возложена забота о благосостоянии людей. Однако не стоит забывать, что это - прежде всего, дело рук самих казахстанцев. Ведь мало дать права и гарантировать их выполнение – надо еще уметь их защищать. Да при этом не забывать и о своих обязанностях – чтобы, реализуя свои права, не нарушать чужие.
Президентская или парламентская?
Республика стремится к установлению демократических принципов, чему способствуют и последние изменения в основном законе страны. Станет ли Казахстан парламентской республикой и что это даст жителям? Ответ получаю неожиданный:
- Прежде всего, стоит задать вопрос: а что наиболее эффективно и оптимально для нашей страны? - говорит Лилия Столярова. - Нельзя сказать, что в существующих парламентских республиках все гладко, взять хотя бы Италию. С другой стороны, есть и президентские республики, дстаточно обеспечивающие права и свободы граждан. Не стоит забывать менталитет Востока, где есть определенная надежда на лидера, да и насколько ответственны и зрелы наши политические партии? Думаю, что на данном этапе развития мы выбрали для себя оптимальное решение.
Недаром в мире уже укоренился термин «казахстанская модель развития». И основной закон страны, всенародно принятый в 1995 году, только способствовал этому.
Материал подготовлен по заказу отдела внутренней политики г. Усть-Каменогорска
Оксана Владимирова
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.