Дом у воды: другая сторона медали
Кто имел дело со строительством близ водоемов, знает – не суть важно, что участок выделен. Не главное и то, что проект согласован с пожарными, санэпидемстанцией и рядом прочих структур. Ключевое звено в цепочке узаконивания будущего строения– Иртышское бассейновое водохозяйственное управление. Их “Нет” может поставить крест не только на грандиозных планах, но и уже... осуществленных.
Дом построим...
- В последнее время к нам приходят люди с проектами застройки на... реке Комендантка, - рассказывает начальник отдела мониторинга и государственного кадастра Иртышского управления Валентина Коржова. - Городские власти подписывают разрешение на строительство многоэтажных домов несмотря на то, что этот водный объект отмечен на любой карте. Мы им отвечаем: «Ребята, вы принесите съемку, где нет реки!». “Да Комендантки нет”, - отвечают. - “Поехали, посмотрим!». Но если речку чем-то завалили, еще не означает, что ее нет. Нет проточности, но есть отдельные водоемы. Возможно, наши “отцы” города решат сохранить их как места отдыха. А пока в планах значится река!
В последние два года государство уделяет особое внимание водоохранным территориям. Причина столь серьезного интереса – раздача земли акиматами городов и районов без учета влияния застройки на водные объекты. В связи с этим выделяются миллионы на утверждение границ водоохранных зон и полос.
Бухтарма
Большая проблема с застройщиками на Бухтарминском водохранилище. Состоятельные граждане стараются приобретать участки либо впрок, либо под строение индивидуального жилья, либо для продажи.
- Некоторые думают: сейчас быстренько нахватаем, построим и никто не снесет, - комментирует ситуацию Валентина Коржова. - Снесут! Если владелец дома и в самом деле построил его самовольно, мы передаем дело в суд.
В результате недобросовестного застройщика могут привлечь к уголовной ответственности или обязать все вернуть на круги своя. Прецеденты уже есть: в Зыряновском и Глубоковском районах специалисты Иртышского управления подтвердили несколько фактов стихийной застройки побережья. Дела передали в суд, в итоге с виновных взыскали штрафы и заставили... снести здания. Утверждать границы не потребовалось, поскольку есть общие нормы. Например, водоохранная зона - это территория побережья шириной не менее 500 метров с режимом ограничения хозяйственной деятельности. В том числе - запрет на размещение автомоек, вредного производства и т.п.. Внутри зоны, прямо у воды, в полосе шириной от 20 до 100 метров нельзя вообще ничего строить, за исключением специальных сооружений.
Кот в мешке
Часто люди, покупающие участки на берегу Бухтарминского водохранилища попадают впросак.
- Они приходят к нам, чтобы услышать, что проект данного участка отклоняется повторно, - говорит Валентина Николаевна.- То есть, когда-то бывший владелец уже получил разъяснения, что не сможет использовать землю так, как хотел бы, и поспешил продать ее.
При покупке земли на Бухтарминском водохранилище определить “на глазок”, войдет ли участок в водоохранную полосу, не так просто. Сейчас уровень водохранилища, по сравнению с проектной отметкой, понизился на три метра, поэтому может показаться, что дом возведут достаточно далеко от воды. Но ситуация может изменится, поэтому в расчетах границ специалисты учитывают не только повышение уровня воды во время паводка, но и изначальные принятые проектные отметки затопления.
Можно и нельзя
Четко определить границы водоохранных территорий Бухтарминского водохранилища собираются в ближайшем будущем. В крупных же городах области неясностей в этом вопросе почти не осталось. В Усть-Каменогорске уже обозначены границы зон и полос по обоим берегам реке Иртыш и по реке Ульба. В Семее - по правому берегу Иртыша. Причем, не только определены границы, но и установлен режим использования этих территорий. Согласно постановлению облакимата № 163 от 7 июня 2007 года нет необходимости сносить существующие в этих зонах строения. Правда есть одно условие: они должны поддерживать ограниченный режим использования территорий. Объекты, загрязняющие территорию водоохранной полосы, землепользователи обязаны вынести за границы.
Более печальная ситуация у граждан, которые строят, или покупают дома на затапливаемых во время паводков участках.
- Все земли, которые затапливаются – это территории водногого фонда, а они находятся исключительно в государственной собственности, - поясняет Валентина Коржова. - Такие участки по сути являются дном рек или ложем водохранилищ, и могут оформлятся только во временное пользование под сенокос.
В Усть-Каменогорске же на водоохранных полосах возводят дачи, или дома. Подобных коллизий более чем достаточно, особенно в районе Согры и Гавани. Поскольку никто не давал застройщикам разрешения на строительство, то после половодья им не к кому будет предъявлять претензии. Скорее всего власти выдвинут обвинения против них.
Татьяна Непорожняя
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.