Дырявая беда
Юля, хозяйка небольшой квартиры в доме по улице Солнечной, вынуждена была съехать со своей квартиры и перебраться к родителям. С потолка бежит вода, по всей квартире расставлены тазики.
- Я снимаю лампочки. Представляете, у меня уже с электрических проводов капает - страшно включать свет, - возмущается Юля.
Всю мебель хозяйка затянула полиэтиленом. На полу растекаются лужи, на потолке желтые пятна и потеки. Специалисты специальной экспертной комиссии, осматривая жилое помещение, пришли к выводу, что крыша дома может обвалиться. Жить в такой квартире, в таком доме — значит подвергать свою жизнь опасности.
Проблемы с затоплением возникают практически каждый год. Вся канитель начинается в одно и то же время - в конце зимы. Обращения в КСК никакого результата не дают.
- Несколько лет назад мы сдавали деньги и делали ремонт кровли. Но и после этого крыша опять потекла. Я слышала, что этой весной работники КСК проводили на крыше какие-то работы. Потом я туда залезла и над своей квартирой насчитала около 70 (!) дыр. И это только видимые дефекты, - рассказывает Соколова. - Потом выпал снег. Все опять побежало. Сколько раз я звонила в КСК, я уже и не вспомню. Тогда я сама наняла рабочих, которые с помощью деревянных лопат почистили снег над моей квартирой.
Но на этом история не закончилась. Как сообщила хозяйка квартиры, на собрании жильцов председатель заявила, что крышу разбила... сама Юля. Поэтому КСК намерен через суд добиться того, чтобы Юля оплатила 50% стоимости ремонта всего дома. А это около трех тысяч долларов.
- Абсурд какой-то. Я затеяла все эти разборки, чтобы получить помощь от КСК. Я ее не получила. Но теперь еще и меня обвиняют в том, что я намеренно разбила крышу. Просто поразительно, - возмущается Юля. - И теперь я вынуждена не только требовать от председателя КСК выполнять свои обязанности, но и защищать свои права.
К сожалению, получить комментарий от КСК "Дзержинского, 14", в состав которого входит дом Юли, не удалось - в течение нескольких дней там никто не берет трубку.
Галина Андреевна Слепокурова может назвать телефон своего КСК даже спросонья. Вот уже 12 лет ее семья пытается решить проблему текущей крыши. Много лет ходили уговаривали, убеждали соседей, что деньги сдать нужно. Сдали. В 2003 году долгожданный ремонт был закончен. Однако "текущая" страда продолжилась. Слепокуровы вновь зачастили в КСК. И опять карусель закрутилась. Обещания, просьбы, жалобы. Чтобы хоть как-то укоротить "дождливый" сезон в своей квартире, Евгений Дмитриевич - 72-летний хозяин квартиры - сам полез на крышу сбрасывать снег.
Председатель КСК "Маяк" Наталья Колесникова рассказывает, что текущий ремонт в доме № 6 по улице Маяковского был сделан в течение нескольких лет.
- Деньги на то, чтобы покрыть крышу этого дома хотя бы одним слоем, мы собирали с боем, - комментирует руководитель кооператива. - Люди не хотят сдавать деньги. Но чтобы все-таки начать работы, мы были вынуждены даже вложить средства КСК. Я понимаю, что одного слоя недостаточно, кровля просто не выдерживает перепадов температуры. Нужно опять собирать деньги. Люди на это не идут.
Как утверждает Наталья Колесникова, практически все дома, которые входят в состав КСК, имеют такие же проблемы.
- В прошлом году, когда у нас отклеились все обои, по стенам опять потекли черные ручейки, мы, естественно, бросились к своему председателю, - рассказывает Галина Андреевна. - Нам ответили - гарантия на последний ремонт уже закончилась, нужно заново делать. Толку-то от того, что там что-то заклеивают каждое лето! Мы уже не знаем, что и делать.
Выход все-таки есть, считает исполнительный директор Ассоциации КСК Гульнара Абишева. Нужно проявлять инициативу, шевелиться, собирать деньги.
- Вот уже 14 лет с тех пор, как дома стали нашей собственностью, у нас возникают одни и те же проблемы. Люди ничего не хотят делать для того, чтобы сохранять свое собственное жилье. Многие считают, что они позвонили, пожаловались и этого достаточно. Нет. Нужно вкладывать деньги, - объясняет Гульнара Зейнельевна.
- Хотите сказать, что отношения между жильцами и КСК - это непонимание? И виной только денежный вопрос? Почему мы никак не можем договориться?
- Мы как будто не хотим понять, что это не чьи-то проблемы, это не проблемы председателя КСК, это наши с вами проблемы. Мы должны вместе решать проблемы, а не препираться. Если завтра дом развалится, нам просто негде будет жить. Я считаю, что корень проблемы - в отсутствии желания или возможности вкладывать деньги в ремонт дома. Когда люди жалуются, то говорят - вот, мол, мы сдаем ежемесячные взносы. Почему КСК не ремонтирует крышу на эти деньги? Да это невозможно. Не нужно путать. Это деньги на эксплуатационные расходы, а не целевой сбор на ремонт кровли.
- А что конкретно должен сделать член кооператива, чтобы вопрос с ремонтом крыши "продвинулся"?
- Во-первых, прийти на собрание. Во-вторых, когда будет проводиться опрос, дать свое письменное согласие на то, чтобы производился ремонт кровли. И в-третьих, сдать деньги. Это самый сложный этап. Люди не хотят вкладывать средства, но при этом им надо, чтобы ремонт был сделан. А так ведь не бывает. Ни один подрядчик бесплатно работать не будет. Сколько лет я уже работаю в КСК, слышала кучу нелепых отговорок. "Я живу на втором этаже. У меня не течет. Нет денег. Мне по барабану. У кого течет, пусть тот и платит. Я заплачу, а вдруг сосед не заплатит и т. д." Как только услышат, какую сумму нужно сдать на капитальный ремонт кровли — все. Их как ветром сдуло. Я понимаю, стоимость капремонта велика. Но только так можно решить проблему. Когда жильцы делают ремонт в своей квартире, они тратят порой гораздо больше. И это их почему-то не пугает.
- А как быть с отремонтированными крышами, которые все равно текут?
- Это происходит именно потому, что делают текущий ремонт, а не капитальный. Опять же, потому что денег не хватает. Это просто замкнутый круг какой-то. А нужно кардинально решать проблему.
Чтобы выяснить, почему у нас так много крыш текут, несколько лет назад мы делали техническое обследование. Взяли в пример типичную рулонную железобетонную кровлю. Делали эту работу ученые Восточно-Казахстанского технического университета. Так вот, они дали такое заключение - крыша находится в аварийном состоянии. Физический износ составляет 70-90%. Дальнейшая ее эксплуатация невозможна. Понимаете, у кровель, которыми покрыты типовые пятиэтажки, уже практически нет изоляции. Продолжительность и эксплуатация совмещенных бесчердачных вентилируемых кровель с утеплителем из ваты - 10-15 лет. Почему у нас именно зимой крыши начинают течь? Потому что под плитами тепло, а над ними - снег лежит. Вот и появляется вода, которая в любом случае дырочку найдет. Когда подрядчики делают текущий ремонт, они заклеивают все возможные дефекты. Но, поверьте мне, это ненадолго. Особенно, если подрядчики недобросовестные.
- Хотите сказать, что нужно поднимать плиты и восстанавливать изоляцию?
- Это один из вариантов. Можно еще шифер положить. Я понимаю, что дорого. Но без этого мы так и будем каждую весну плакаться.
- Те деньги, которые мы сдаем на текущий ремонт, тоже немаленькие. Что же получается, сдавая деньги на текущий ремонт, мы просто выбрасываем их в трубу?
- Я бы не стала говорить так категорично. Если грамотно подойти к вопросу и текущий ремонт сделать, что называется, на совесть, он может хотя бы какое-то время прослужить. В нашем городе примерно 60% крыш отреставрированы вот таким вот «заплаточным» способом. Тут самое главное – правильно выбрать подрядчика. Нельзя доверять делать ремонт сомнительным организациям, знакомым, нанимать рабочих по объявлениям. Нужна ремонтная фирма, которая заключит договор, сделает ремонт качественно. И при этом обязательно должна быть гарантия качества выполненной работы. А у нас как делается? Денег не хватает. Мы нанимаем дядю Васю, покупаем ему материал и думаем, что проблема решена. А вдруг дядя Вася что-то не так сделал и зимой крыша снова «потекла»? Где потом этого «мастера» искать? Как заставить его исправлять свои недочеты и ошибки? И начинаются опять жалобы в КСК.
Нанимая ту же строительную организацию неофициально, люди, естественно, платят фактически в 1,5 раза меньше, но лишают себя всяких прав как потребителя строительно-ремонтной услуги. Это палка о двух концах.
- Неужели у нас нет положительных примеров того, как люди справлялись с этими проблемами?
- Есть. И немало. Там, где люди "шевелятся", выступают с инициативой, собирают деньги, там и кровля вовремя приведена в порядок, и стояки заменены, во дворе чистота и порядок.
- Наверное, это тоже во-многом зависит и от председателя КСК. Где-то хороший хозяин, а где-то на жалобы горожан действительно не обращают никакого внимания. Вот в такой ситуации что можно сделать? Как грамотно действовать и добиться все-таки того, чтобы ремонт был сделан?
- Это не так уж и сложно. При условии, если в вашем подъезде (доме) найдется хотя бы один активный человек, который возьмет инициативу в свои руки. Это может сделать также старшая по дому. Нужно провести собрание жильцов, объявить всем о том, какая возникла ситуация. Затем сделать смету и представить ее всем жильцам. Они должны видеть, сколько денег потребуется и какие именно работы должны быть выполнены. Следующий этап – провести опрос. Согласно последним изменениям в закон «О жилищных отношениях», достаточно опросить 2/3 всех жильцов. При этом половина из них должны письменно подтвердить свое согласие на ремонт. Теперь на ваш дом открывается специальный счет на капитальный ремонт в банке второго уровня и люди перечисляют туда деньги. Важно, чтобы эта работа была проведена к заранее оговоренному времени. Учитывая, что суммы на ремонт собираются, как правило, немаленькие, можно растянуть этот период например на полгода или на несколько месяцев. Нужно дать людям возможность собирать деньги, накопить их. Допустим, выложить сразу 30 тысяч тенге может не каждая семья, а если разбить эту сумму на шесть месяцев, то ежемесячный взнос составит пять тысяч тенге. Их выкроить из бюджета уже легче. После того как деньги собрали, можно нанимать подрядчиков.
- Постойте, а что если 1/3 часть жильцов не даст свое согласие на ремонт? Было бы несправедливо в этом случае «выезжать» на тех, кто больше всех пострадал.
- Вы не думайте, что если эта 1/3 часть жителей дома отказались, то дело обойдется без них. Не обойдется. У вас есть протокол собрания жильцов, провели опрос. Этих документов достаточно, чтобы подать на них в суд и взыскать эти деньги в принудительном порядке. Ведь крыша – это общедомовое имущество и участвовать в его содержании обязан согласно закону каждый собственник квартиры.
Сложных, трудноразрешимых проблем в нашем жилищно-коммунальном хозяйстве много. И решать их вместе, сообща, ой как непросто. В одном из ближайших номеров нашей газеты мы расскажем историю о том, как можно добиться от КСК выполнения обязательств через суд.
Ирина КИРИЛЮК, фото Андрея ВОЛОГОДСКОГО
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.